Духовно-нравственное самовоспитание как необходимый фактор развития личности сотрудника органов внутренних дел на этапе реформирования мвд россии. Нравственный идеал и самовоспитание Нравственное самовоспитание сотрудников правоохранительных органов

Спасение человечества только в воспитании, которое становится тем самым величайшей из практических задач людей.

Фихте разрабатывает грандиозный план национального воспитания, в который в качестве главной его части входит руководство самостоятельным нравственным совершенствованием ребенка.

Подвергая блестящей критике культуру современного ему общества и, в частности, общепринятый в нем характер воспитания, Фихте одновременно продолжает разработку содержания и методов такого образования, которое могло бы продвинуть человечество вперед. В этой связи особенно подробно великий мыслитель останавливается на этических проблемах, составляющих фундамент нравственного облика «человека будущего».

В «Системе учения о нравственности» Фихте рассматривает последовательные этапы, какие проходит человек, поднимаясь от низших ступеней нравственного развития к высшим.

Вначале он бессознательно определяется своими чувственными влечениями. Если он определяется только ими, не отдавая себе в этом отчета, он, в сущности, мало отличается от животного.

Если же он начинает рефлектировать над своими чувственными влечениями, но в то же время еще подчинен им в своем поведении, то он уже сознательно делает своей целью собственное благополучие, обеспечивая себе удовлетворение чувственных склонностей.

В этом случае, говорит Фихте, человек поступает тоже как животное, но животное расчетливое. Он сознательно преследует цель собственного благополучия.

Свобода самозаконной воли, определяющейся не чистым, а эмпирическим Я, оборачивается произволом. Это все тот же эгоизм, но только рафинированный.

Максима такого эгоиста – неограниченное и беззаконное господство над всем, что вне нас. У него нет намерения, а только слепое влечение. Но он действует, не имея при этом в виду абсолютно никакого другого возможного основания, кроме собственного произвола. Если смотреть на него с моральной точки зрения, он не имеет ни малейшей ценности, ибо вырастает не из моральности.

Более того, волевой эгоист опаснее, чем эгоист просто чувственный.

Это – развенчание бонапартизма, «героического» характера, превозносимого Шлегелем, Шопенгауэром и Ницше и исследовавшегося Достоевским в «Преступлении и наказании» и в «Бесах». (Вспомним хотя бы Ставрогина из романа Достоевского «Бесы».) Фихте всегда боролся с идеологемой вседозволенности, всегда разоблачал «наполеонизм» как опаснейшее для прогресса проявление тиранического характера.

Фихте отличал беззаконную волю от воли нравственной. Мало научиться подчинять себе свои склонности, говорит он. Нужно еще и самую свою волю подчинить высшему началу – нравственному закону.

Человек оказывается господином своих страстей, приобретя самостоятельность и свободу по отношению к ним257.

Развитие нравственности, таким образом, есть становление «собственно долга». Чтобы воля индивида стала свободной, недостаточно, следовательно, научиться подчинять себе свои склонности. Нужно еще подчинить саму свою волю высшему началу – нравственному закону.

Становление воли и свободы у Фихте есть все более сознательное стремление к преодолению чувственных побуждений и склонностей, подчиняемых добру.

То, что обладает очевидной истинностью для нашей воли, Фихте называл убеждением. Нравственный закон, непреложный для нас как для свободных существ, согласно Фихте, гласит: «Поступай всегда в соответствии с твоими убеждениями».

Убеждение обладает непосредственной достоверностью. Совесть, будучи индикатором отхождения от этой непосредственной достоверности, никогда не ошибается. Поэтому категорический императив Фихте звучит еще и в такой формулировке: «Поступай по твоей совести»258.

Эта трактовка нравственного закона близка к Канту, у которого совесть – интериоризированные интересы человеческого рода в целом, а категорический императив есть требование постоянно учитывать эти интересы.

Нравственный закон повелевает: поступай в безусловном согласии с твоим убеждением о твоем долге! Исполняй всякий раз твое назначение!

«В начале было дело», – неустанно повторял Фихте, и этика долга, активного волевого действования в интересах человечества становится единственным источником счастья – долга конструктивного действия. Фихте считает возможным радостное исполнение долга.

В свете этого понимания человека как космической силы и притом силы самосотворяющейся и наивеличайшей в природе, силы равновеликой в любом представителе рода «человек разумный», «человек самосознающий», т.е. обладающий «я», – понятным становится и содержание нравственного воспитания.

Во-первых, поскольку деятельность автономного нравственного Я приобретает у Фихте величие и силу демиурга, то ясно, что воспитание деятельного начала в человеке в значительной степени совпадает с воспитанием нравственности, а величайшим грехом и отступлением от образа человеческого становится бездеятельность, инертность, лень, косность.

Во-вторых, в содержание нравственного формирования личности включается воспитание любви к человеку как таковому, как принадлежащего к сообществу обладающих животворным самосознанием существ.

Наконец, нравственное становление возможно только как самосотворение (ибо все сотворенное, по Фихте, есть продукт «я»).

Фихте, бывший одним из лидеров борьбы за объединение Германии, за национальное единство как предпосылку расцвета нации, продолжал линию Лессинга, Канта, Гёте, Шиллера на преодоление феодальной раздробленности, княжеского деспотизма и, по словам Ф. Меринга, «габсбургского или гогенцоллернского, вальденского или веттинского квасного патриотизма»259.

В этих исторических условиях патриотическая идея Фихте (как и Канта) приобретала «космополитическую форму», которую необходимо отличать как от космополитизма в полном смысле слова, так и от национализма.

Требования Фихте: непримиримость к национальному сепаратизму и угнетению одной нации другой, равенство всех народов безотносительно к их культурному развитию.

В понятие патриотического воспитания он вкладывал своеобразный и прогрессивный смысл.

Истинный патриот заботится прежде всего о том, чтобы его родина была образцом нравственного и научного совершенства для остального, пока что менее счастливого человечества.

Но такая патриотическая благотворительность, как и всякая иная, должна начинаться дома – в семье.

Воспитание долга в семье предстает у Фихте как процесс предоставления и ограничения свободы, практикования свободы и формирования навыка, т.е. как обучение пользованию свободой. Противоречие между свободой и ее ограничением преодолевается послушанием как добровольным подчинением ребенка воле воспитателя. Нравственный характер этому подчинению придает доверие ребенка к мудрости и добродетельности родителей. Истоком этого доверия являются любовь воспитуемых к достоинствам воспитателей и желание обладать теми же достоинствами.

По мере расширения сферы свободных действий ребенка происходит осмысление, осознание своего послушания, которое превращается при этом и благодаря этому в долг ребенка.

Послушание детей родителям остается нравственными только до тех пор, пока оно согласуется с нравственными убеждениями воспитателей. В противном случае, если безнравственность требований родителей становится непосредственно очевидной ребенку, долгом последнего является непослушание.

Научив ребенка пользоваться своей свободой разумно, нравственно, родители прекращают воспитательные воздействия в рамках подчинения детей.

После завершения воспитания нравственные отношения родителей и детей принимают следующие формы: у родителей – долг заботы о своих детях, у детей – долг почтительности, у тех и у других долг взаимопомощи и взаимной поддержки.

Этическое совершенствование детей. Цель нравственного развития человека – окончательно уничтожить своеволие. На его место Фихте ставит подлинную свободу, зависящую от окружающего мира («не-я»).

В значительной мере оно совпадает с развитием деятельного начала в человеке, тогда как бездеятельность, инертность, лень, косность объявляется источником радикального зла. Нравственность включает также любовь к человеку как носителю самосознания. Само же нравственное становление возможно только как самосотворение.

Цель этического воспитания – формирование доброй воли. Нравственная самостоятельность невозможна без внутреннего расположения к добру. Для этого необходима интеллектуальная самостоятельность, которая должна созреть при полном и гармоническом развитии всех человеческих способностей.

Самой простой и чистой формой нравственности является потребность в уважении. Уважение к себе – первый этап; уважение к взрослым – второй; уважение к «чужому», внешнему, – третий (этап самоуважения).

Фихте против похвал, обещаний, наград; только бескорыстие нравственности ценно.

Необходимо преодоление эгоизма, воспитание самообладания и готовности к самоотдаче. Общая нравственная цель – благо человечества, это – высший критерий нравственности.

Есть только один способ представить себе эту высшую нравственную цель наглядно, чувственно, конкретно – это нравственное общение. Поэтому необходимо общие воспитуемых как подготовка к совместной жизни, к национальной и общегражданской обязанности, а также – к долгу по отношению к самому себе.

Школа должна быть улучшенным сколком общества. Разработанная Фихте идея школы как «маленького государства» оказала очень сильное влияние на мировую демократическую педагогику, которая в ХХ в. охотно превращала школу «в модель общества», приспособленную к специфике ребенка, чтобы эффективнее приспособить ребенка к специфике общества. Непосредственное воздействие Фихте испытали такие представители этой линии в педагогике, как Сесил Редди, Гомер Лейн, Джон Дьюи и др.

Школа осуществляет воспитание обоих полов так, чтобы обучение сочеталось с трудом. Этическое воспитание включает в себя как важнейшую часть «хозяйственное» воспитание. Воспитывающая школьная «республика» (а она нужна именно для отправления этой функции) организует хозяйственное общение, которое школьники поддерживают своим трудом.

Цель этого соединения обучения с трудом в меньшей степени экономическая, в большей – чисто педагогическая, воспитание в труде служит не только подготовке к жизни взрослого, но Фихте видит в этом воспитании в равной степени важное средство общественного, нравственного становления личности, которое не знает никаких привилегий и различий в происхождении.

Необходима и коллективная работа, в ходе которой все помогают друг другу. Это дает общность целей, общий труд, общие трудности, радости и горести.

Духовное общение народа должно быть подготовлено в школе, школа сама должна быть республикой, маленьким самоуправляющимся государством.

Ясность ума и чистота чувства – два необходимых фактора нравственного развития. Из этой цели проистекают и содержание и метод воспитания: через ясность познания – к чистоте воли.

Ясное самосознание («познавай, что ты делаешь, воссоздай, что познаешь») есть путь к ясности человеческого рассудка, а познавательная самостоятельность – не только путь к нравственности, но и есть путь самой нравственности.

Самопознание же дается самосозерцанием.

Что касается содержания нового воспитания, то его исходным пунктом, по Фихте, должны стать стимуляция и формирование свободной духовной деятельности воспитанника, его мышления, в котором впоследствии ему откроется мир красоты и любви.

Фихте подчеркивает, что в сочинениях Песталоцци превосходно освещены те первые шаги, которые должен сделать воспитанник в указанном направлении.

Песталоцци совершенно справедливо осуждает систему обучения, ввергавшую учащегося в темную пучину туманного и непонятного, никогда не позволявшую ему ни достигнуть истины, ни приблизиться к живой деятельности. Это положение Песталоцци согласуется с утверждением Фихте, что подобная система обучения бессильна изменить действительность, заложить фундамент новой жизни.

«Верьте себе!» – без этого лозунга, входящего «в кровь» воспитанника, мы выращиваем, по Фихте, ипохондриков и психастеников. «Проверяйте все, во что вы верите!» – без этого лозунга мы воспитываем верхоглядов и самоуверенных скороспелок.

«Верьте себе!» имеет и еще одно значение: доверьте своим лучшим порывам, кто бы и что бы ни делал дурного вокруг вас.

ХV. Понятие о самовоспитания

1. Сущность самовоспитания

Воспитатель может разъяснить, убедить, подать пример, но все его воздействия не дадут полного эффекта, если сам воспитуемый не будет принимать участия в этом процессе; именно это участие и является самовоспитанием.

Самовоспитание – это сознательная, систематическая работа человека по формированию у себя общественно ценных качеств, преодолению недостатков поведения, отрицательных черт характера. .

Самовоспитание является важным фактором формирования личности, ее мировоззрения, способностей и характера. Именно благодаря ему человек стремится привести собственные личные качества в соответствие с требованиями, которые предъявляются обществом.

Но для этого необходимо постоянно заниматься не только самообразованием для профессионального совершенствования, но и самовоспитанием для морально-психологической подготовки к успешной работе с людьми, для того, чтобы иметь право быть для них примером.

Цель самовоспитания – достижение осознанного и усвоенного человеком идеала.

Мотивы самовоспитания:

а) жизненные устремления человека;

б) потребность действовать в строгом соответствии с общественными требованиями;

в) понимание необходимости преодоления трудностей;

г) следование избранному идеалу (положительному примеру);

д) материальная заинтересованность;

е) жизненные блага, престиж;

ж) осознание собственных недостатков.

Содержание самовоспитания зависит от возраста, индивидуальных особенностей, профессиональной подготовки и вида деятельности личности. Оно включает: совершенствование идейных, нравственных, профессиональных, организаторских, эстетических и физических качеств; формирование общей и специальной культуры; выработку умения управлять своим поведением, потребностями и чувствами.

Основными составляющими самовоспитания выступают:

а) самопознание (не зная себя, невозможно себя совершенствовать);

б) объективная самооценка (исправлять то, что действительно нуждается в исправлении);

в) четкое представление об идеале (каким же я хочу стать в конце концов);

г) уверенность в себе, воля (иначе себя не преодолеть);

д) определенные знания, теоретическая и методическая подготовленность;

е) целенаправленность и планомерность;

ж) постоянный самоконтроль, этапная самооценка и самокоррекция (при необходимости) хода и эффективности процесса самовоспитания.

Возможности самовоспитания огромны – посредством его можно не только развить существующие, но и сформировать новые положительные качества, полностью преодолеть или хотя бы существенно затормозить отрицательные.

Основные методы самовоспитания:

1) самоубеждение (я смогу это сделать, этого достичь);

2) самообязательство (я обязан это сделать; это нужно и мне, и окружающим);

3) самоупражнение (я этого еще не умею, но я этому постепенно научусь);

4) следование примеру (мне бы надо быть таким, как он);

5) самопоощрение (я – молодец, это я сделал так, как надо);

6) самовнушение (я не должен больше колебаться, мне пора приступить к этому);

7) самопринуждение (я немедленно должен делать это, не прячась за оправдания и отговорки);

8) самокритика (а ведь – это я мог бы сделать и лучше, и быстрее).

Гарантии успеха самовоспитания:

а) личная заинтересованность человека стать лучше;

б) уровень общей образованности и воспитанности;

в) постоянная требовательность к себе;

г) психолого-педагогическая грамотность;

д) благоприятное отношение окружающих.

Анализируя суть самовоспитания, А. М. Горький писал: «Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему, в виде посоха, - идеал! И с той поры он бессознательно, интенсивно стремится к лучшему и – все выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном стремлении к лучшему – истинное счастье». [Цит. по: 31, с. 101].

Таковы существо и основные категории самовоспитания – одного из наиболее сложных педагогических процессов.

Самовоспитание выступает важнейшим фактором нравственного воспитания личности. Роль субъективного фактора в воспитании в большинстве ситуаций является ведущей! Воспитание становится управлением самовоспитанием. Опыт педагогических наблюдений показал, что нравственные качества личности само - воспитываются в 2-3раза быстрее и являются в 50! раз более прочными, чем в односторонней ситуации обучения.

Воспитательная работа побуждает сотрудников к самовоспитанию как самостоятельной функции, подкрепляет их мотивы и усилия, направленные на формирование своей личности. Несмотря на своеобразие каждой функции, они проявляются в единстве.1 Без самовоспитания вся воспитательная работа, проводимая в органах внутренних дел, будет малоэффективной, формальной. Отсутствие самовоспитания – и перед нами пассивная личность, которая не способна выдержать нагрузки экстремального характера, сложные условия работы и жизни. Высокоморальным специалист становится не по принуждению, а по внутреннему убеждению, которое не берётся напрокат, а вырабатывается самостоятельно. Нравственное развитие только тогда может быть эффективным, когда господствует принцип: "Я должен воспитывать себя сам". И, напротив, нельзя ждать успехов там, где действуют по принципу: "Меня должны воспитывать". Ведь совершенствование личности в значительной степени обеспечивается за счёт самовоспитания. Нравственное самовоспитание - это активный, сознательный, целеустремлённый процесс формирования и развития сотрудником положительных и искоренение отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нравственными идеалами и характером деятельности; это - постоянная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту.

Между процессами нравственного самовоспитания нравственного воспитания существует глубокая диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность и взаимообусловленность. Они относятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание - одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Условия, как известно, играют большую роль в любом процессе, но источником развития являются всё же внутренние противоречия. Внешнее (воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внутреннее (самовоспитание). Человек есть объект-субъект, и это необходимо учитывать в процессе формирования личности специалиста правоохранительных органов. Действительно воспитание никогда не может быть отделено от самовоспитания. Исходя из этого, следует, в частности, определить и задачи воспитания в правоохранительных учебных заведениях: они давать будущим специалистам умение вырабатывать самим нравственные устои, побуждать и развивать в них желание совершенствоваться. Действительное человеческое воспитание должно рассматриваться, прежде всего, как управление самовоспитанием. В этом - один из важнейших принципов формирования личности специалиста правоохранительных органов.

Самовоспитание способствует повышению эффективности деятельности и рациональному использованию свободного времени. С ним связана оптимизация процессов формирования высоких профессиональных, морально-психологических и боевых качеств, выработка устойчивости к антиобщественным и аморальным явлениям. Оно вызывает потребность к всестороннему развитию личности сотрудника, придаёт целеустремлённость, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рационально преодолевать трудности службы и быта. В учебных заведениях уровень самовоспитания слушателей незамедлительно сказывается на росте показателей их учёбы.

Эффективность воспитательной работы зависит, как известно, не только от отношения человека к ней, но и от его отношения к самому себе, к своему труду. Отечественный психолог и философ С.Л. Рубинштейн писал: Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей. Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии её стимулировать и направлять. 1

Этапы самовоспитания: превращение этических знаний в лично-значимые ценности, придание им личного смысла, второй этап: выработка у себя нравственных привычек: привычки не лгать, быть добросовестным в порученных делах, привычка доводить до конца начатое дело и др. Третий этап: образование нравственных чувств и потребностей: чувства ответственности, чувства гордости за сделанное дело, потребности не лгать, потребности доводить начатое дело до конца и др..

Нравственное самовоспитание курсантов в рамках учебного процесса, совмещенного со службой, военизированного режима, уставного порядка, требует постоянного повышенного напряжения физических и духовных сил. Поэтому задача командиров всех уровней развивать формы индивидуального и коллективного самовоспитания. Учебная деятельность, являющаяся для курсанта основной, содержит колоссальные возможности для самовоспитания: воспитания в себе ответственности, терпения, добросовестности. Творческая же деятельность: занятия искусством, спортом, наукой, хобби - развивают нравственные и эстетические качества: чувство меры, гармонии, интуицию, глазомер.

Самовоспитание, как саморазвитие опирается на закон расширения, в данном случае, расширения возможностей самого человека к совершению всё более значимых поступков! Широко известен факт самовоспитания великого русского полководца А.В.Суворова, не проигравший ни одного сражения, генералиссимус, создавший уникальную систему воспитания боевого духа у русского солдата, сам родился болезненным и хилым ребенком. Именно самовоспитание позволило ему победить маленький рост, физическую слабость.

Известен и пример Ф.Ницше, философ. Создавшего в мировой культуре культ сильной личности, теорию Сверхчеловека! Он был измучен жестоким головными болями на протяжении 20лет жизни, но продолжал трудиться. Или пример советского писателя Н.А. Островского, прикованного к постели тяжелым ранением участника гражданской войны. Создавший на пределе человеческих возможностей роман о героической жизни комсомольца Павки Корчагина «Как закалялась сталь». Еще ближе к нам с вами пример самовоспитания нашего коллеги Д.С. Перминова, героя России, преподавателя Омской академии МВД России. Так, самовоспитание, сила воли побеждает самые непреодолимые препятствия и самые тяжкие недуги.

Методы нравственного самовоспитания личности: самоанализ, самонаблюдение, самопознание (дневники, изучение собственных фотографий, работа с психологической литературой, тестами. Излишнее самокопание приносит не меньший вред) самопринуждение - осознанное волевое привлечение себя к определенным действиям самокритика – анализ собственных достоинств и неудач, переключение мыслей и поступков на развитие, движение вперед. самоприказ – сильное волевое усилие,

Правила самовоспитания очень разнообразны, в зависимости от целей. Например: «Во всем соблюдать порядок», «Не завидовать», «Обязательно сдерживать данное слово». Таких правил для самовоспитания может быть гораздо больше! Выпишите к семинарскому занятию из учебника те правила, которые подходят именно вам (С.195, 321). Прочтите хотя бы одну книгу по самовоспитанию. Психология успеха - современное направление, широко отраженное в литературе. Технология успеха и самореализации личности могут быть самыми различными. Так, один из бестселлеров не теряющий своей популярности у современного российского читателя – книги Д.Карнеги «Как заводить друзей и оказывать влияние на людей». Приведите на семинарском занятии какие-либо известные вам методики. Или Владимир Леви, советский и российский психолог: «Искусство быть собой».

Нравственные качества представляют собой интегральные, наиболее обобщенные и устойчивые свойства личности.

В основе структуры нравственных свойств личности лежит взаимосвязь моральных знаний и соответствующих переживаний. Поэтому путь ценностного осознанно--эмоционального усвоения морали в процессе установления единства нравственных знаний и переживаний обеспечивает ее полноценное нравственное развитие.

В формировании нравственности личности главная роль принадлежит не словесным убеждениям, не требованиям и наказаниям. Главное пробудить у человека, начиная уже с детского возраста, внутренние силы нравственного самосовершенствования.

В основе самовоспитания лежит переживание личностью знаний о своих нравственных качествах и поступках.

В самовоспитании можно выделить начальный этап -- самоисправление поступков", который характеризуется стремлением ребенка изменить конкретные формы своего поведения. Он еще не устанавливает связи между своим поведением и своими достоинствами или недостатками, не осознает своих качеств как таковых. Однако ребенок благодаря оценке взрослых знает, за какие поступки одобряют, а за какие--порицают. Поэтому, исправляя свое поведение он вынужден включиться в процесс самовоспитания.

Теперь ребенок начинает ориентироваться в своем самовоспитании не только на непосредственное внешнее требование, но и на собственную оценку нравственного смысла поступка.

Дальнейшее развитие самосознания происходит по мере установления в сознании ребенка связей между поступками и качествами своей личности. При этом качественная характеристика поступка начинает относиться человеком к себе, он начинает рассматривать эту качественную характеристику как свое свойство, а поступок - как его результат. Данный уровень развития самосознания имеет место в подростковом возрасте. Важно отменить, что в подростковом возрасте в самовоспитании важную роль играет осознано--эмоциональное отношение подростков к качеством своей личности.

Но наряду с этим большая впечатлительность, частая смена увлечений приводит к тому, что дети переходного возраста оказываются не в состоянии сами направлять работу по самовоспитанию.

Эти положительные и отрицательные факты в самовоспитании говорят о том, что в подростковом возрасте еще необходима продуманная организация этого процесса.

В юношеском возрасте углубляется процесс осознания качеств личности.

По мере осознания значимости моральных качеств, роли самовоспитания в жизни человека и у школьников повышается интерес к работе над собой, формируются более устойчивое осознано-эмоциональное отношение к нравственному совершенствованию личности. Самовоспитание становится поэтому все более значимым фактором усвоения школьниками нравственных норм и принципов.

Вывод

Условиями личностного развития являются своевременное включение ребенка в систему социальных человеческих взаимоотношений; наличие эффективных методов воспитания. Движущая сила личностного развития ребенка это с одной стороны, те внутренние противоречия, а с другой стороны, внешние стимулы, побуждающие его изменяется как личность.

Переход от одного этапа личностного развития к другому обычно связан с двумя обстоятельствами: проявлениями кризиса возрастного развития и сменой ведущего типа общения. В это время изменяется отношение ребенка к самому себе, к окружающим людям и к своим обязанностям. К окончанию школы личность можно считать в основном уже сформированной.

Формирование и развитие нравственной культуры личности происходит под действием различных факторов объективного и субъективного порядка. При этом роль субъективного фактора в переходные периоды истории закономерно возрастает. Это означает, в частности, что в процессе подготовки специалистов правоохранительных органов в современных условиях повышается роль их личных усилий в современном нравственном развитии. Не умаляя значения воспитательной работы, надо все же со всей определенностью сказать, что в силу объективных обстоятельств, усиленных глубокими преобразованиями общества, основой нравственной закалки сотрудника становится его самовоспитание. Высокоморальным специалист становится не по принуждению, а по внутреннему убеждению, которое не берется на прокат, а вырабатывается самостоятельно. Нравственное развитие только тогда может быть эффективным, когда господствует принцип: «Я должен воспитать себя сам». И, напротив, нельзя ждать успехов там, где действуют только по принципу: «Меня должны воспитывать».

Самовоспитание способствует повышению эффективности деятельности и рациональному использованию свободного времени. С ним связана оптимизация процессов формирования высоких профессиональных, морально-психологических и боевых качеств, выработка устойчивости к антиобщественным и аморальным явлениям. Оно вызывает потребность к перманентному всестороннему развитию личности сотрудника, придает целеустремленность, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рационально преодолевать трудности службы и быта. В учебных заведениях уровень самовоспитания слушателей незамедлительно сказывается на росте показателей их учебы. Опыт показывает, что нравственные и профессиональные качества слушателя вырабатываются в процессе самовоспитания в два-три раза быстрее, чем в процессе обычной (не акцентированной на самовоспитании) системы обучения и воспитания.

Недооценка роли самовоспитания ослабляет действенность воспитательной работы, приводит к разрыву между воздействием воспитателей и результатами этого воздействия. При отсутствии самовоспитания может сложиться лишь пассивная личность без устойчивых убеждений и твердых взглядов, не способная к трудной службе в правоохранительных органах страны и воспитанию подчиненного личного состава. Этим и определяется важность работы всех звеньев правоохранительных органов по развитию самовоспитания сотрудников.

Нравственное самовоспитание - это активный, сознательный, целеустремленный процесс формирования и развития сотрудником положительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нравственными идеалами и характером деятельности; это - постоянная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту. Нравственное самовоспитание предполагает интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие личности, навыков самоконтроля, управления собственными мыслями, чувствами, действиями, умения предвидеть ближайшие и перспективные результаты своей деятельности.

Нравственное самовоспитание слушателей, курсантов специальных вузов входит в общий процесс воспитания и самовоспитания всех членов общества. Но вместе с тем оно обладает некоторыми особенностями , обусловленными характером и задачами службы в правоохранительных органах. К числу таких особенностей можно отнести то, что наряду с развитием общих личностных качеств оно включает в себя формирование особого рода специфических профессиональных качеств. Оно призвано развивать качества не только профессионального специалиста, но и активного гражданина, воспитателя и учителя своих подчиненных. Как представитель правоохранительных органов, будущий специалист тесно связан с политическими целями и интересами государства, и это не может не отражаться на его самовоспитании.

Нравственное самовоспитание курсантов происходит в рамках воинского (военизированного) режима, жесткой регламентации и строгого уставного порядка, которые сами по себе выступают как важные условия и средства самовоспитания. Наконец, нравственное самовоспитание слушателей правоохранительных учебных заведений сопряжено с повышенным напряжением физических и духовных сил вследствие постоянного совмещения учебы и службы, связанной, порой, с преодолением опасных для здоровья и жизни ситуаций.

Нравственное самовоспитание - дело не только отдельного сотрудника, но и служебного коллектива (части, подразделения, учебной группы, малой группы, неформальной общности и т.д.). Индивидуальное и коллективное самовоспитание в оптимальном варианте гармонируют между собой и способствуют выработке социально и профессионально значимых качеств личности специалиста, его активной жизненной позиции, развивают у сотрудников чувство взаимной моральной ответственности, взаимовыручки, стимулируют усилия по овладению смежными специальностями и выработке навыков взаимозаменяемости. Задача командиров и начальников (профессорско-преподавательского состава, руководства курсов и факультетов) состоит в том, чтобы развивать все формы индивидуального и коллективного самовоспитания сотрудников (слушателей, будущих специалистов). Организация и осуществление нравственного самовоспитания включает: изучение сотрудником общезначимых социально-качественных параметров личности цивилизованного общества, а также специфических качеств личности специалиста правоохранительных органов (профессиограммы); самопознание и критическую самооценку деятельности и поведения, потребностей и способностей, сил и возможностей; планирование работы над собой, постановку целей, выработку программы и правил нравственного самовоспитания; изучение средств, методов и приемов самовоспитания; изучение практики самовоспитания выдающихся личностей - представителей избранной профессии, педагогов, мыслителей, деятелей науки, культуры и политики; повышение собственной активности во всех сферах деятельности.

В процессе самовоспитания сотрудник усваивает основные положения и принципы общечеловеческой морали и их проявление в сфере избранной профессии; превращает эти знания в социально значимые потребности, придает им личностный смысл, обретает уверенность в их истинности и жизненной необходимости; реализует моральные знания и убеждения в службе (учебе), общественной жизни и быту.

Между процессами нравственного самовоспитания и нравственного воспитания существует глубокая диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность. Они соотносятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание - одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Условия, как известно, играют большую роль в любом процессе, но источником развития являются все же внутренние противоречия. Внешнее

  • (воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внутреннее (самовоспитание). Человек есть объект-субъект, и это необходимо учитывать в процессе формирования личности специалиста правоохранительных органов. Действительное воспитание никогда не может быть отделено от самовоспитания, а образование - от самообразования. Исходя из этого, следует, в частности, определять и задачи воспитания в правоохранительных учебных заведениях: они должны давать будущим специалистам умение вырабатывать самим нравственные устои, побуждать и развивать в них желание совершенствоваться. Действительное человеческое воспитание должно рассматриваться прежде всего как управление самовоспитанием. Это один из важнейших факторов формирования личности специалиста правоохранительных органов.
  • 1. Нравственное самовоспитание сотрудника - явление системное, оно имеет свою логику развития , закономерности и принципы реализации. Закономерности нравственного самовоспитания подразделяются условно следующим образом:
    • внешние - обусловленность самовоспитания социальной средой, службой в правоохранительных органах, культурным уровнем личности сотрудника, его воспитанием и социальным опытом;
    • внутренние - зависимость самовоспитания от потребностей и интересов человека, мотивов его жизнедеятельности, целей, идеалов, биологических особенностей и других факторов.

В целом социальная среда определяет направленность и характер, идеалы и перспективы, цели и средства, методы и приемы нравственного самовоспитания. Существует закономерная зависимость нравственного самовоспитания от социальной среды. Однако связь среды и нравственного самовоспитания не является однозначной: индивиды могут культивировать в себе порочные качества отживших социальных отношений либо в своем усовершенствовании подниматься выше социального окружения. В нравственном самовоспитании, как и во всех социальных процессах, закономерности не проявляются в «чистом» виде, а лишь в приближении, тенденции.

2. Универсальная связь социальной среды и нравственного самовоспитания находит свое преломление в зависимости самовоспитания сотрудников правоохранительных органов от сплоченности и зрелости служебного коллектива. Это означает, что чем более сплочен и зрел коллектив, тем выше уровень нравственного самовоспитания его членов, и наоборот. Отсюда вытекает важный методологический принцип - воспитывать себя в коллективе и через коллектив. Общесоциологические формы проявления этой закономерности (соперничество, заражение, подражание, внушение и др.) трансформируются в соответствующие принципы нравственного самовоспитания сотрудников.

Влияние на человека всех общественных отношений осуществляется не непосредственно, а в процессе деятельного соотношения его со средой. Деятельность, труд - основной источник формирования личности. Труд как целесообразная деятельность - объективная основа нравственного самовоспитания, генератор всех личностных качеств. Эту деятельную сущность самосовершенствования следует особо освоить сотрудникам: нравственное самовоспитание осуществляется сугубо в деятельности: в напряженной учебе, общественно-полезной работе, на службе, в быту на отдыхе - всюду. Существует закономерная зависимость нравственного самовоспитания от деятельности. Зависимость - прямо пропорциональная: всесторонняя и гармоническая жизнедеятельность - основа самовоспитания всесторонней и гармонической личности, однобокая жизнедеятельность - залог уродливого самовоспитания. Нравственная деформация человека возрастает в той мере, в какой растет неприятие труда.

  • 3. Особо важную роль в развитии нравственного самовоспитания играет творческая деятельность , к которой в полной мере относится и служба в правоохранительных органах. Творчество специалиста этих органов - высшая, наиболее активная и продуктивная основа его самовоспитания, возникающая в результате сложного соотношения труда, познания и общения. Творчество требует фантазии, самостоятельности, активности, повышенной интеллектуальной и эмоциональной напряженности, оперативности мышления, преодоления догматизма. Самоанализ всех этих проявлений человека и означает начало выработки их у себя. Из закономерной зависимости нравственного самовоспитания от жизнедеятельности личности вытекают два важнейших принципа:
  • 1) использования для нравственного самовоспитания всех повседневных жизненных обстоятельств ;
  • 2) принцип опосредованного импульса - введение субъекта нравственного самовоспитания (сотрудника) в такую обстановку, которая бы требовала определенной деятельности как основы выработки соответствующих качеств. Еще Аристотель говорил, что нельзя воспитать мужественного человека, не поставив его в такие условия, в которых бы он мог проявить мужество.
  • 4. Гармоническое самовоспитание, предполагая всестороннюю деятельность, требует соответствующих (всесторонних) знаний. Успех в нравственном самовоспитании идет рука об руку с ростом знаний. Иначе говоря, самовоспитание зависит не только от самопознания, но и от познания окружающей действительности - от уровня знаний, образования, эрудиции, духовной культуры индивида вообще. Образованный человек, отмечал Гегель, чувствует глубже и в то же время превосходит необразованного властью над своим чувством .
  • 5. Развитие способности господствовать над самим собой, управлять своей собственной жизнью органически связано с развитием духовной культуры личности. Уровень достигнутой культуры человека становится действенным фактором его дальнейшего совершенствования. Развитие интеллекта и самосознания, нравственных и эстетических чувств, воли и характера специалиста правоохранительных органов во многом зависит от его обшей культуры. Существует прямая зависимость нравственного самовоспитания сотрудника от его культурного развития в широком смысле этого понятия. Из закономерной зависимости нравственного самовоспитания сотрудника от уровня его культуры вытекает принцип: для успехов в нравственном самовоспитании следует активнее приобщаться к общечеловеческим культурным ценностям.

В истории общества действует закон расширения и возвышения потребностей. Этот закон применим и к потребностям в нравственном самосовершенствовании. Если какая-либо потребность человека не удовлетворена, то он находится в состоянии недовольства, а это, как правило, побуждает к самовоспитанию. Из закономерной зависимости самовоспитания от потребностей вытекает один из важных принципов развития самовоспитания и руководства им - принцип форсированного формирования разумных потребностей специалиста. При этом особое значение принадлежит формированию перспективных, общественно и лично значимых прогрессивных потребностей. К их числу можно отнести и потребность в самовоспитании: «Самая существенная, самая человеческая потребность в человеке, - по замечанию К.Д. Ушинского, - есть потребность совершенствования развития» . Здесь также ярко проявляется диалектика: нравственное самовоспитание зависит от потребностей, потребности - самовоспитываются.

Закономерная зависимость нравственного самовоспитания от потребностей носит интегральный характер: при ближайшем рассмотрении она обнаруживает целый ряд новых внутренних связей. Дело в том, что потребность, осознаваясь, трансформируется в интерес, а интерес заключает в себе мотивы и цели, идеи и идеалы. Поэтому правомерно говорить о существенной зависимости нравственного самовоспитания от мотивов и целей, идей и идеалов личности.

К числу внутренних закономерностей относится и такая, как единство целей и средств нравственного самовоспитания. Совершенствование личности осуществляется через систему различных средств и методов, но эти последние органически, закономерно связаны с целями самовоспитания. Цель человека определяет средства и способы его деятельности, в том числе методы и приемы самовоспитания. Человек характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Отсюда следует, что средства и методы самовоспитания сотрудника могут привести к желаемой цели только тогда, когда их характер соответствует характеру цели. Благородные цели не могут реализоваться порочными средствами и методами. Если для осуществления цели требуются дурные средства, то такая цель не может быть высокой и справедливой.

И.П. Павлов

Нравственное самовоспитание объективно обусловливается не только социальной средой, но и биологической природой человека. Выдающийся физиолог И.П. Павлов сформулировал закон соответствия организма окружающей среде, согласно которому человек может существовать до тех пор, пока он уравновешивается с окружающими условиями путем саморегуляции. «Наша система, - писал он, - в высшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающаяся, направляющая и даже совершенствующаяся» .

Самовоспитание есть высшее проявление и дополнение биологической саморегуляции. Биологическая и социальная стороны самосовершенствования тесно связаны между собой, обусловлены друг с другом, что может быть выражено закономерностью единства социального и биологического в самовоспитании. Интенсивный процесс социализации вообще и самовоспитания, в частности, оказывает существенное влияние на биологическую природу человека и на его физиологическую саморегуляцию (воздействует на среднюю продолжительность жизни, общие физические показатели, устраняет расовые различия и т.д.). В той же мере биологическое воздействует на социальное, в том числе и на самовоспитание. Закономерная связь нравственного самовоспитания как социального явления с биологической природой человека носит диалектический характер: самовоспитание не только вырастает из биологической саморегуляции, определяется ею, но и оказывает на нее существенное влияние.

Таковы некоторые закономерности и принципы развития нравственного самовоспитания человека вообще и сотрудника правоохранительных органов, в частности. Эти закономерности носят объективный характер, они так или иначе пробивают себе дорогу: стихийно или сознательно. Важно устранять моменты стихийности, вооружать сотрудников знанием закономерностей и принципов собственного развития. Реализация названных закономерностей происходит не самотеком, а требует волевых усилий, инициативы и творчества, применения определенных методов.

В процессе самопознания и нравственного самовоспитания используются многочисленные методы и приемы. Ограничить их какими- либо жесткими рамками невозможно. Дело в том, что теоретически стройной системы таких методов и приемов не создано, а практика самопознания и самовоспитания настолько индивидуальна, что можно сказать: сколько людей, столько и систем; каждый осознает и воспитывает себя по-своему. Учитывая это и не претендуя на исчерпывающий обзор, рассмотрим сущность, познавательные и воспитательные достоинства некоторых, наиболее важных методов и приемов самопознания и нравственного самовоспитания сотрудников.

  • 1. Самонаблюдение. Самонаблюдение носит преднамеренный, целенаправленный характер, включает в себя определенный замысел и систему приемов, но все же это только восприятие личностью самой себя, только чувственная опора для абстрактно-логического мышления о себе. Данные самонаблюдения - это лишь эмпирический материал, один из начальных моментов самопознания, форма проявления сущности. Результаты самонаблюдения необходимы для практических действий по самовоспитанию, а не являются самоцелью. Превращение самонаблюдения в самоцель выливается в бесплодное и вредное «самокопание».
  • 2. Самоконтроль. Он предполагает наличие установки и критическое отношение к отклонениям от нее. Это одна из важнейших функций самопознания личного состава правоохранительных органов и в то же время метод его самовоспитания. Следует отметить, что самоконтролирование необходимо распространять на всю духовную и практическую деятельность личного состава на службе и в быту. При этом эффективность самоконтроля возрастает вместе с ростом надежности самонаблюдения.

В своем развитии самонаблюдение достигает этапа осмысления результатов, и тогда оно перерастает во вторую - логическую ступень самопознания. Дальнейшее углубление знаний сотрудника о себе, проникновение им в собственную духовную сущность связаны с применением всего арсенала познавательных методов.

  • 3. Самоанализ. В практике самопознания и самовоспитания специалистов правоохранительных органов он применяется широко, но не всегда верно. Научный подход к самоанализу требует, чтобы объектом его были главным образом конкретные поступки, действия, отношения, а не «чистые» переживания, ибо ориентиром истинности самоанализа являются результаты труда. Нельзя допускать также односторонней направленности самоанализа, увлекаться, например, анализом только своих отрицательных или только положительных черт. Анализу должны подлежать все главные стороны профессиональной деятельности, а завершая определенный этап анализа, надо сделать из него правильные выводы, поставить задачи и энергично их реализовать. Излишне глубокий самоанализ мелочей не приносит пользы.
  • 4. Самооценка. Она выступает как результат применения самоанализа и других методов самопознания (синтез, аналогия, сравнение) сотрудника. Самооценка является одной из основных функций самопознания и предпосылок нравственного самовоспитания. Адекватность ее зависит от степени зрелости специалиста и развивается вместе с его развитием. Критериями оценки человеком самого себя выступают те требования, которые он предъявляет к другим. Основа самооценки - не чистая умозрительная рефлексия, а прежде всего анализ деятельности (учебы, службы).

В правоохранительных органах сложилась и успешно применяется достаточно эффективная система оценки и самооценки, которая включает: применение специальных методик по самооценке различных психических свойств, личностных качеств и черт характера; составление самохарактеристик; метод независимых характеристик; общественное аттестование; служебные характеристики; служебное аттестование и др. Для примера приведем методику самооценки своей личности по количественному показателю.

Сотруднику предлагаются слова, характеризующие отдельные личностные черты: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, любознательность, принципиальность, логичность, презрительность, радушие, развязность, рассудительность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Из приведенных слов составляются две колонки (от 10 до 20 слов в каждой). В первую колонку вписываются слова, которые, по мнению сотрудника, характеризуют положительные черты личности, во вторую - отрицательные. Затем из той и другой колонки выбираются те черты, которыми сотрудник, по его мнению, обладает. Для каждой колонки подсчитывается количество выбранных сотрудником черт и делится на общее количество слов в соответствующей колонке. Если коэффициент по положительной колонке близок к единице, то сотрудник склонен к переоценке своей личности, некритичен к себе. Если коэффициент по отрицательной колонке близок к единице, то сотрудник недооценивает себя, слишком самокритичен. Коэффициент по положительной колонке, близкий к нулю, указывает на недооценку себя; коэффициент по отрицательной колонке, близкий к нулю, указывает на завышенную самооценку. Коэффициенты, близкие к 0,5, свидетельствуют о нормальной, средней самооценке сотрудника.

Социологический анализ, проведенный среди сотрудников с использованием «таблиц самооценок», показал, что 86,4% частных самооценок (всего обследовано 249 человек) совпадали с оценками, даваемыми им командирами и начальниками. 13,6% самооценок оказались завышенными или заниженными. Следует подчеркнуть, что отклонение от истины в самооценке незамедлительно сказывается на служебной деятельности и совершенствовании человека. Если индивид переоценивает себя, то он обычно перестает работать над собой. Недооценка же своих сил, возможностей порождает неверие в успех и также может повлечь прекращение самовоспитания. Без верного отношения к собственной личности не может быть эффективного нравственного самовоспитания и успехов в службе.

Адекватность самооценки свидетельствует о высоком уровне и зрелости специалиста, определяет веру его в себя, достоинство, меру активности. На основе такой самооценки осуществляется оптимальное саморегулирование поведения и деятельности в системе межличностных отношений, в служебном коллективе, обществе в целом. Следует развивать и поощрять строгую самооценку специалистов. Объективно оценивая подчиненных, начальник тем самым учит их строгой самооценке.

5. Следование положительному примеру. Это весьма действенный метод самовоспитания. А.В. Суворов советовал изучать жизнь выдающихся личностей, хранить в памяти их имена и поступки, а в боевой деятельности следовать их примеру. При этом не слепо подражать, а заимствовать лишь те качества, которые достойны подражания: «Последуй Аристиду в правоте, Фабрициану в умеренности,

Эпаминоду в нелживости, Катону в лаконизме, Юлию Цезарю в быстроте, Тюреню в постоянстве, Лаудону в нравах» , - говорил великий русский полководец. Используя исторические примеры и собственный боевой опыт, Суворов создал образ «истинного героя» для подражания и наделил его такими чертами: смел без запальчивости, скор без опрометчивости, деятелен без легкомыслия, подчинен без униженности, начальник без самонадеянности, победитель без тщеславия, честолюбив без кичливости, благороден без гордости, непринужден без лукавства, тверд без упрямства, скромен без притворства, основателен без педантства, приятен без ветрености, целен без примеси, благожелателен без коварства, принципиален без пронырства, откровенен без простодушия, приветлив без околичностей, услужлив без корыстолюбия. Собственная жизнь и деятельность А.В. Суворова и его мысли о нравственном самовоспитании достойны подражания и в наши дни сотрудниками правоохранительных органов.

А.В. Суворов

  • 6. Самоучет и самоотчет. Способность отдавать себе отчет во всех своих действиях - важное качество сотрудника правоохранительных органов. Развитию этой способности служит регулярное подведение итогов боевой, служебной, специальной подготовки. Положительную роль в развитии самосознания и нравственного самовоспитания специалиста оказывают высказывания о нем командиров, начальников, товарищей. Способствуют этому и характеристики, отзывы, аттестации, в которых проявляется к сотруднику максимум объективности и доброжелательности. Все это стимулирует самоучет и самоотчет будущих специалистов. Они начинают применять ежедневный самоучет. Эффективность самоучета-самоотчета повышается, если распределить работу на день по часам. Такая система дает хороший материал для анализа, выводов и планирования дальнейшей работы над собой.
  • 7. Самопринуждение. Это особая функция воли, направленная на принуждение себя совершать определенные действия, причем очень важно учитывать, что ценность и действенность самопринуж- дения повышаются, когда оно вызывается внутренними побуждениями, готовится заранее. Наибольшего усилия воли требует ситуация, когда человек побуждает себя к действию, которое ему «не по душе». Одной из форм самопринуждения выступает осознанное подчинение себя другому лицу (командиру, товарищу) или обстоятельствам службы. Выполнение уставных положений, наставлений по службе, соблюдение всех требований дисциплины - это тоже нравственное самовоспитание, которое происходит иногда с трудом, противоречиво.
  • 8. Самообладание. Оно выступает важным средством борьбы с вредными привычками, нездоровыми настроениями. Самообладание - это способность «не терять» себя в минуты опасности, подавлять в себе страх, другие сильные отрицательные чувства, сохранять ясность ума и силу воли. «Тот, кто владеет собой, владеет миром» , - говорил Д. Галифакс.

Самообладание характеризуется: наличием моральных чувств высшего порядка (любовь к Родине, непоколебимый оптимизм, вера в правоту своего дела и т.п.); умением ориентироваться в сложной обстановке; наличием сильной воли. Опыт правоохранительной деятельности показывает, что проявления героизма и самопожертвования связаны именно с самообладанием. Самообладание обычно проявляется во внутреннем спокойствии. Это спокойствие, хладнокровие легче достигается рассудительным человеком, привыкшим взвешивать, и обдумывать, чем импульсивным, у которого побуждение к действию непосредственно переходит в исполнение. От сотрудников правоохранительных органов оперативная обстановка часто требует не меньшего самообладания, чем на войне, и развивать его следует смолоду.

  • 9. Самодисциплина. Значение дисциплины в правоохранительных органах общеизвестно, но задача состоит в том, чтобы превратить дисциплину в самодисциплину - высшую форму дисциплины сотрудника, основанную на глубоко осознанной необходимости всегда и во всем действовать в строгом соответствии с требованиями службы. Это полная власть над самим собой в интересах дела, которому служишь, повышения боеспособности и боеготовности подразделения. Она охватывает не только вопросы, связанные со службой, но и все вопросы жизни сотрудника.
  • 10. Самокритика. Она является одним из важнейших методов самовоспитания. Вскрывая недостатки личности, самокритика в конечном итоге служит ее совершенствованию и обеспечению успехов в деле. Не менее велика роль самокритики в сфере морали, нравственных отношений. В жизнедеятельности сотрудника «хочу» и «надо» гармонирует не всегда. Вскрытию и разрешению противоречий между ними и служит самокритика, без нее немыслимо сознательное нравственное совершенствование. Важнейшее требование действенности самокритики - учет собственного достоинства, поскольку подлинный смысл применения этого метода состоит в опоре на себя как на главную силу освобождения от недостатков и обеспечения дальнейшего развития. Цель самокритики - не самоуничтожение, а утверждение себя.
  • 11. Самоограничение , самоотказ, самообязательство. Этих методов самовоспитания требуют условия службы и обстоятельства жизни. Самообязательство, в частности, широко применяется в процессе учебы, в ходе подготовки к экзаменам и т.д. Высшей степенью обязательства и самообязательства является принятие Присяги. Провозглашая торжественную клятву, призывник берет на себя высокие обязанности защитника интересов Родины, заявляет о своей личной ответственности за священное дело. Этот торжественный акт оставляет в сознании человека глубокий след и навсегда сохраняется в памяти как одно из самых значительных событий в его жизни. Требования Присяги необходимо использовать в качестве побудителя самовоспитания не только молодых, но и опытных кадров правоохранительных органов.
  • 12. Переключение. Некоторые сотрудники для выработки власти над собой применяют этот метод, который заключается в том, что человек переключает свое внимание от вредной, ненужной мысли и направляет его на полезную, нужную. Переключать можно не только мысли, но и действия, поступки. В основе переключения лежит волевой акт, а лучшим средством переключения является самоотверженный труд. Развитию этого качества способствуют занятия спортом, художественной самодеятельностью, увлечение литературой и т.п.
  • 13. Самоободрение. Оно оказывает положительное влияние на процесс нравственного самовоспитания. Трудная ситуация может повлечь за собой упадок настроения, понижение морального духа. Надо найти в себе силы продержаться, сохранить бодрость и твердость духа. Самоободрение может быть как непосредственным («не унывай»), так и опосредованным (обращение к приятной мысли прошлого или будущего). Песня о героических действиях и крик «ура!» в атаке - примеры самоободрения.
  • 14. Самоприказ. Он может применяться при выполнении сложных задач, требующих больших волевых усилий. Самоприказ отдается во внутренней или внешней речевой форме. Например, «Подъем!» «Бегом, марш!» «Будь выдержан!» «Молчать!» и т.п. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Человек - это прежде всего сила духа, умение приказывать себе, заставлять себя» . Воздействие самоприказа основано на силе словесного раздражителя. Использование этого метода предполагает основательную волевую подготовку и практику самовоспитания.

В.А. Сухомлинский

  • 15. Самонапоминание. Приступая к выполнению задания, сотрудник напоминает себе, что выполнение этого задания должно служить развитию нужных ему качеств. Исходя из этого, он определяет подходы, правила и соответствующие действия при выполнении служебной задачи. Самонапоминание может при этом перерастать в самоинструктирование, в детальное «проигрывание» предстоящей операции и способов ее осуществления.
  • 16. Самоубеждение. Прежде чем принуждать себя к выполнению тех или иных действий, у человека может появиться сомнение в их целесообразности. Здесь возникает потребность в самоубеждении. В процессе самоубеждения приводятся различные аргументы, подкрепляющие целесообразность предварительного решения, и только после этого начинается его выполнение. В итоге самоубеждения может появиться и решение об отказе от вредных привычек, поступков.
  • 17. Самовнушение. Большую роль в процессе нравственного самовоспитания призвано играть правильно поставленное самовнушение. Самовнушаемость - нормальное свойство человеческой психики. Ее основой выступает нейтрализация задерживающих механизмов и критической способности личности. Такая нейтрализация достигается благодаря командной роли второй сигнальной системы относительно первой.

Сила внушения и самовнушения может быть чрезвычайно большой. Боевые уставы и наставления не только берут на вооружение эту силу, но и возводят ее применение в ранг обязанностей командиров и начальников: командир обязан внушить всем подчиненным непоколебимую уверенность в успехе. И в повседневной службе начальник внушает подчиненному личному составу и себе самому, что в дисциплине, организованности и порядке нет и не может быть мелочей. При этом очень важно отбирать внушаемые идеи, остерегаться отрицательного самовнушения: «не могу», «невозможно» и т.д. Считать себя неспособным - это значит начинать быть таковым. И, наоборот, уверенность в успехе - это уже начало успеха.

В целом, как видим, методы и приемы нравственного самовоспитания охватывают все духовные и физические проявления человека - его чувства, разум, волю и практическую деятельность. Сущность действенного применения методов и приемов самовоспитания состоит в том, чтобы найти в духовном мире собственной личности точки своего приложения в виде желаний, стремлений, интересов, задатков и т.д. и так организовать их реализацию, чтобы потерпело поражение негативное.

Часто для удержания себя от вредных поступков и действий, а также для развития положительных качеств сотрудники составляют личные правила самовоспитания, например: «Не избегать никаких трудностей», «Обязательно доводить начатое дело до конца», «Подводить итоги своей работы за день», «Не поступать, как хочется, а поступать, как надо», «Говорить другим только правду и не терпеть лжи от других», «Все, что можно сделать сегодня, не откладывать на завтра», «Экономить время», «Постоянно учиться», «Во всем соблюдать порядок», «Стойко переносить критику и правильно реагировать на нее», «Не грубить собеседникам, не оскорблять их», «Не лениться», «Не зазнаваться», «Не завидовать», «Избегать дурных привычек» и др.

В работе над собой весьма полезно составлять индивидуальный (личный) план нравственного самовоспитания - на день, на неделю, на месяц. Ущербно начинать день с размышления о том, чем бы сегодня заняться. Целесообразно уже накануне представлять себе завтрашний день. Не исключено, что жизнь может внести поправки, но это будут поправки к плану, а не к пустому месту. При этом важно фиксировать свои отрицательные качества и планировать их искоренение. Великие люди, как правило, были недовольны собой и бичевали себя за собственные недостатки.

Так, Л.Н. Толстой 4 июля 1854 г. записывает в своем дневнике. Главные мои недостатки: 1) Неосновательность (под этим я разумею: нерешительность, непостоянство и непоследовательность). 2) Неприятный, тяжелый характер, раздражительность, излишнее самолюбие, тщеславие. 3) Привычка к праздности. Буду стараться постоянно наблюдать за этими тремя основными пороками и записывать всякий раз, что буду впадать в них .

Недовольство собой следует рассматривать как стимул нравственного самовоспитания. Такие правила могут носить характер девиза: «каждая секунда на учете, каждая минута - для пользы»; «преграды на то и существуют, чтобы их преодолевать»; «тяжело в учебе, легко в бою»; «дал слово - подтверди делом» и др.

Нередко личный план вырастает в программу самовоспитания , в которой ставятся конкретные задачи нравственного самовоспитания на определенный период. Такую программу имеют многие молодые люди. Программа нравственного самовоспитания нормативно должна основываться на общечеловеческих и профессиональных нравственных требованиях к сотрудникам правоохранительных органов. Примерные задачи нравственного самовоспитания общечеловеческого плана:

  • воспитание в себе трудолюбия, добросовестного отношения к делу, дисциплинированности и ответственности;
  • воспитание принципиальности, честности, правдивости, искренности, скромности;
  • развитие чувства заботы о человеке, культивирование гуманизма, душевной доброты, способности к сопереживанию;
  • воспитание уважительного и доверительного отношения к людям, сочетаемого с требовательностью, непримиримостью к нарушениям норм нравственности;
  • воспитание подлинного благородства и порядочности, чувства собственного достоинства;
  • выработка высокой культуры поведения, отвращения и непримиримости к хамству, грубости, хулиганству, пьянству, бестактности, лицемерию и обману и др.

Программа профессионального нравственного самовоспитания сотрудников правоохранительных органов основывается на Конституции Российской Федерации, Присяге, законах, уставах и директивах правоохранительных органов, Кодексе чести и других нормативных документах государственного и ведомственного масштабов в их нравственном проявлении. Это, например, выработка в процессе нравственного самовоспитания таких качеств, как:

  • 1) уважение к профессиональной деятельности, стремление внести свой вклад в ее лучшие традиции, содействовать повышению ее авторитета среди населения;
  • 2) добросовестное исполнение служебного долга и своих профессиональных функций, высокая требовательность к себе в выполнении уставов, приказов и распоряжений;
  • 3) гражданское мужество, готовность противостоять любым нарушениям законности, решительность и твердость в защите интересов общества и прав граждан;
  • 4) забота об охране общественной и личной собственности, пропаганда правовых знаний среди населения, воспитание граждан в духе бережного отношения к созданному людьми национальному достоянию и окружающей природе;
  • 5) уважение к общественному долгу и неуклонное его исполнение, безупречная нравственная чистота и выдержанность в отношениях с гражданами, на службе и в быту;
  • 6) настойчивость и упорство в работе по перевоспитанию лиц, склонных к антиобщественным действиям;

ДА. Фурманов

Полезно в этой связи познакомиться с личной программой самовоспитания автора повести «Чапаев», комиссара легендарной чапаевской дивизии Дмитрия Фурманова, которая включала в себя следующие правила:

  • точнейшая исполнительность во всем;
  • полная напряженность в работе;
  • спокойствие и предусмотрительность;
  • используй своих подчиненных работников так, чтобы у них не было ни одной минуты свободной;
  • внушай к себе уважение даже обращением;
  • не снисходи до оскорблений и ругани подчиненных;
  • будь недоверчив, но не показывай своего недоверия (речь идет о военспецах);
  • держись ближе к общественным организациям;
  • отдельные эпизоды и факты боевой жизни записывай .

Характерно, что тот, кто активно работает над собой, испытывает

потребность вовлекать в такую работу других. И тогда программа самовоспитания принимает коллективный характер. При этом важно, чтобы инициатором ее был командир, начальник. Программа предусматривает ознакомление с теорией и методикой самовоспитания, а реализация ее осуществляется через деятельность. Она органически сочетается с текущими и перспективными планами службы и охватывает все стороны жизнедеятельности специалистов. При этом главное внимание уделяется выработке умения всегда и везде следовать нормам сегодняшнего дня, научной организации труда, требованиям руководящих документов, стремлению учиться самому и учить других, помогать им словом и делом, контролировать их труд и учить самоконтролю. Желательно разработать тематику индивидуальных занятий по самообразованию, методику проведения тренировок и упражнений личного состава. Одна из основных сторон этой работы - побуждение к нравственному самовоспитанию подчиненных, выработка у них стремления выполнять задания только с высоким качеством, привитие навыков скрупулезного соблюдения последовательности в действиях и взыскательности к себе.

  • Заветы Суворова: Сборник суворовских изречений. М., 1943. С. 27.
  • Ворохов Э. Энциклопедия афоризмов (В мире мудрых мыслей). М., 2000. С. 464.
  • Сухомлинский В А. Стать человеком // Новый мир. 1974. № 3. С. 183.
  • Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 20 т. М., 1965. Т. 19. С. 135.
  • Цит. по: Колесников М. Без страха и упрека. М., 1971. С. 196.