Конспект по экспериментированию в старшей группе. Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Волшебник-невидимка

МБДОУ Детский сад №16

Конспект занятия

по опытно-экспериментальной

деятельности в старшей группе

Чудо-вода”.

Воспитатель I кв. категории

Жарова Л.А.

Рязань, 2017

Цели :

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды;

Развивать анализирующее восприятие неживой природы;

Развивать воображение, умение проводить несложные эксперименты;

Развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.

Задачи :

Развивать внимание, наглядно-действенное мышление;

Воспитывать интерес к окружающему миру;

Развивать связную речь детей;

Воспитывать бережное отношение к воде.

Словарная работа: Вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, исследователи, опыт.

Оборудование : стаканчики, тарелочки, ложки, соломинки, сахар, соль, клеенки.

Ход занятия.

Воспитатель : - Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

Для того, чтобы много узнать на нашем сегодняшнем занятии, нужно быть внимательным, не кричать, слушать друг друга.

Я загадаю загадку, попробуйте её отгадать

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она и в чайнике

У нас кипит.

Она и в реченьке

Бежит, шуршит”

(Дети присаживаются за столы). (Вода).

Сегодня мы с вами будем говорить о воде.

Как вы думаете, для чего нужна вода?

Дети:

Люди пьют воду, варят суп, стирают одежду, каждый день умываются; вода нужна растениям, необходима рыбам; вода нужна всему живому на земле.

Воспитатель :

Я предлагаю вам сегодня быть исследователями и узнать о том, что такое вода и ее свойствах.

Одно из любимых занятий всех ученых-исследователей - это проведение опытов и экспериментов.

Итак, приступим!

Опыт №1: “Воды-жидкость”.

Дать детям два стаканчика: один с водой, другой - пустой.

Предложить аккуратно перелить воду из одного стакана в другой.

Воспитатель :

Что происходит с водой?

Дети:

Она льется.

Воспитатель :

Почему она льется?

(Предположения детей).

Вода льется, потому что она жидкая.

Уважаемые исследователи, подумайте, как в жидкости расположены частички и как они держатся друг за друга?

(Ответы детей).

Если дети затрудняются, воспитатель объясняет :

Между частичками воды большое расстояние, и они держатся друг за друга свободно. Итак, вода какая?

Дети:

- Жидкая.

Воспитатель :

Поскольку вода жидкая, может течь , её называют жидкостью.

Опыт №2: “У воды нет формы”.

Воспитатель :

Посмотрите на эти предметы (показывает кубик, шар). Какая у них форма?

Дети: - Это кубик. Это шар.

Воспитатель :

Давайте постучим кубиком по столу , покатим шар . Изменили они свою форму?

Дети:

Нет. Они так и остались кубиком и шаром.

Воспитатель :

А сейчас я налью воду в круглую ёмкость. Что с ней произошло?

Дети:

Вода внутри круглой ёмкости стала круглой.

Воспитатель :

Другими словами она приняла форму этой ёмкости.

А если я эту же воду вылью вот в эту ёмкость (в форме куба), что с ней произошло?

Дети:

Она стала кубиком.

Воспитатель :

Она приняла форму кубика .

Так есть ли у воды своя форма ?

Дети:

Нет, вода формы не имеет .

Опыт №3: Воспитатель предлагает детям понюхать воду.

Воспитатель :

Дети, чем пахнет вода? Правильно, совсем не пахнет. Как вы думаете вода может иметь запах?

( Ответы детей: если вода фруктовая, пахнет запахом определенного фрукта).

- Чистая вода не имеет запаха .

Воспитатель :

А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка Дождик .

Дождик песенку поет: Кап, кап… (дети свободно встряхивают кистями)

Только кто её поймет - кап, кап...? (недоуменно разводят руки в стороны)

Не поймем не я, ни ты, да, зато поймут цветы (показывают на себя, на соседа, изображают пальцами, как распускаются цветы)

И весенняя листва, и зеленая трава… (удерживают руки перед собой, сидя на корточках разводят руки в стороны, шевелят пальцами, словно гладят траву)

Лучше всех поймет зерно: (показывают, как держать зерно в руках)

Прорастать начнет оно. (совершают змеевидное движения руками снизу-вверх).

Воспитатель :

Молодцы, немного отдохнули и теперь можно продолжать.

Опыт №4: “Вода не имеет вкуса”.

Предложить детям через соломинку попробовать воду.

Воспитатель :

Скажите пожалуйста, есть ли у воды вкус?

(Ответы детей).

Правильно , у чистой воды нет вкуса . Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: “Какая вкусная вода!”

Опыт №5: “Вода прозрачная”.

Перед детьми два стаканчика: один с водой, другой с молоком и лист белой бумаги.

Воспитатель :

Какого цвета бумага и молоко?

Дети:

Белого.

Воспитатель :

А вода? Можно сказать, что вода белого цвета?

Дети:

Нет, она бесцветная.

Воспитатель :

Сейчас мы в этом убедимся. (В оба стаканчика кладет ложки).

Воспитатель :

В каком стаканчике видна ложка? Правильно в стаканчике с водой.

Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?

Дети:

- Вода прозрачная , а молоко нет.

Воспитатель :

Уважаемые исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказке, молочная река с кисельными берегами. Моли бы рыбы и другие животные жить в таких реках?

Дети:

Непрозрачная вода не пропускают солнечные лучи, а без этого в реках и озерах не могут жить растения. А если не будет растений - не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода.

Это значит, что водоемы загрязнять нельзя.

Опыт №6: “Вода - растворитель”.

Воспитатель :

Ребята, у меня на столе стоят два блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.

Белый камень в воде тает.” (сахар)

В воде родится

А воды не боится”. (соль)

Как вы думаете, почему соль и сахар боятся воды?

Дети:

Потому что они в ней исчезают.

Воспитатель :

Поместите в стакан с водой одно из представленных веществ (соль, сахар), хорошо размещайте. Что произошло?

Дети:

Они растворились.

Воспитатель :

Возьмите соломинку и попробуйте воду на вкус. Какая вода? (сладкая, соленая)

Как вы думаете, какие вещества в ней растворили (сахар, соль)?

Опыт №7: “Вода - клеит”.

Воспитатель :

Как вы думаете, может ли вода клеить?

Дети:
- Нет.

Воспитатель :

Оказывается может склеивать определенные предметы.

Воспитатель берет два компакт-диска. Один смачивает водой, другой плотно прижимает к нему. Попробуйте разъединить. Не получается?

Дети:

Нет. Вода “слепила” диски.

Воспитатель :

Диски разъединятся, когда вода испарится и диски высохнут.

Воспитатель :

Ну вот, уважаемые мои исследователи, наши эксперименты с водой закончились. С какими же свойствами воды мы сегодня познакомились? Давайте вспомним.

Дети делают вывод:

Вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса,

Вода растворитель определенных веществ и имеет свойство склеивать определенные предметы.

Воспитатель :

А сейчас я хочу показать вам один фокус с водой. Но для этого вам надо будет произнести волшебные слова: “Амуля-куля-жуля-бряк! Крабле-бум!”

(У воспитателя 2 одинаковые бутылки, доверху налитые водой. К крышкам приклеены кружки красок из акварели разных цветов. Воспитатель взбалтывает бутылки, вода окрашивается в определенный цвет).

Воспитатель :

Попробуйте разгадать фокус, а потом мне расскажите.

И в заключении нашего занятия я бы хотела прочитать вам стихотворение о воде .

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не мыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

(Н. Рыжова)

Кто знает, откуда берется вода?

Быть может, из снега?

Быть может, из льда?

А может, с подземных ключей она бьет

И всем она жизнь и цветенье дает?

Чтоб нам о воде все- про все разузнать,

А также различных журналов и книг,

Чтоб все ее тайны

Открылись нам вмиг.

(С. Олегова)

Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе.

«Этот удивительный воздушный шарик »

Познавательно-исследовательская деятельность.

Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Задачи:

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.

Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.

Оборудование: письмо, стакан с водой, трубочка (на каждого ребенка), свистульки, полиэтиленовые пакеты, веер, белый лист бумаги, воздушный шарик.

Ход занятия:

Воспитатель:

Итак, ребята, начинаем наше занятие. Посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. (раздаётся стук в дверь, «почтальон» передает конверт)

Ребята, смотрите, в наш детский сад пришло письмо, давайте посмотрим от кого (воспитатель внимательно рассматривает письмо). От ослика Иа, давайте откроем и прочитаем его. «Здравствуйте, ребята! Недавно я был в гостях у Совы, она подарила мне воздушный шарик и почему-то сказала, что это не простой шарик, а удивительный. Ничего не понимаю, что в нем может быть удивительного, обычный воздушный шарик?! Ребята, может быть вы поможете мне понять, что в нем удивительного? Очень буду ждать вашего ответа. Ослик Иа».

Воспитатель: ну, что, ребята, поможем ослику? А не кажется ли вам, что воздушный шарик может о чём-то нам рассказать?

Воспитатель: А вы знаете, почему шарик называется воздушный?

(Потому что внутри шарика есть воздух)

Воспитатель: сегодня мы с вами узнаем, что такое воздух, из чего он состоит, для чего он нам нужен.

Воспитатель: а сейчас отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратно держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем. (воздух)

Почему мы его не видим, не слышим и не чувствуем? (Потому что он невидим). Давайте мы с вами превратимся в маленьких исследователей и проведем несколько экспериментов с воздухом, чтобы помочь ослику Иа понять, что же такое воздух. Рассаживайтесь на свои места, мои маленькие исследователи.

1) Для начала мы увидим воздух. Возьмем полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нем? (пусто). Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закрутим его. (Стоя на месте, размахивать пакетом из стороны в сторону; держать пакет в руках неподвижно и при этом быстро передвигаться по комнате) Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы) .

Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (ответы) .

И так, мы с вами выяснили, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и закрыли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.

2) А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас , как вы думаете? (ответы) .

А давайте проверим. Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет.

Ой, ребята, что это происходит с водой? (выходят пузырьки) .

Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы) .

Воспитатель : Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вот так, мы смогли увидеть воздух. А сейчас, давайте немножко отдохнём!

Физкультминутка.

Дует, дует ветер.

Дует, задувает. (дети машут на себя руками)

Жёлтые листочки

С дерева срывает. (на носочках потянуться вверх и «срывать листочки»)

И летят листочки

Над лесной дорожкой. (бег по кругу или кружатся на месте)

Падают листочки

Прямо нам под ножки. (медленно садятся на корточки)

Воспитатель : Ну, вот немножко отдохнули и можно продолжать наше исследование, занимайте свои места.

3) А как вы думаете, сможем ли мы почувствовать воздух? Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой.

А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем? (ответы).

Правильно, мы чувствуем ветерок. Ведь ветер – это воздух. Вот так, мы можем почувствовать воздух. А давайте подарим наши красивые веера ослику, кладите в коробочку (дети складывают веера в коробку), а я сегодня схожу на почту и отправлю посылку ослику.

4) А сможем ли мы услышать воздух?

Воспитатель : А вот и можно. Ребята, как же возникает звук? (ответы)

А на самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется (словарная работа) .

Посмотрите, у нас на столах лежат свистульки, через них можно пустить быструю струю воздуха. Что мы слышим? (звук)

Звук возник от попадания воздуха в свистульку.

Итак, ребята, давайте подведем итог нашего эксперимента. Ну, что, теперь вы знаете, почему воздушный шарик ослика Иа оказался удивительным?

Внутри него есть воздух, который можно увидеть, услышать и почувствовать. Воздух окружает нас повсюду, он состоит из нескольких газов, один из которых – кислород, именно кислород нужен для дыхания живым существам.

Сегодня мы с вами напишем письмо ослику Иа, в котором напишем всё про воздух и отправим посылку с веерами. Спасибо вам, ребята, что помогли ослику. А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями.


Ведьмак Евгения Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 13
Населённый пункт: ст. Новоминская, Каневской район, Краснодарский край
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе "В гостях у профессора Почемучкина"
Дата публикации: 18.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Цель:
развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; - познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; - развивать навыки проведения опытов; - расширять и активизировать словарь детей; - поощрять выдвижение гипотез; - развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; - воспитывать аккуратность при работе с водой.
Гипотезы:
- воздух постоянно нас окружает; - способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку; - воздух легче воды; - воздух есть внутри предметов; - воздух есть внутри людей; - без воздуха не возможна жизнь; - воздух не имеет запаха, но может передавать запах; - ветер - движение воздуха. Предшествующая работа: - работа по проекту на тему: «Воздух, которым мы дышим» - наблюдения за ветром; - проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха; - эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, опыт с зеркалом, - изготовление корабликов с парусами, вееров. -Беседа «Нос- орган дыхания» - разучивание п/и -О\Д:» Где можно найти воздух» -Рисование на тему «Воздушные шары» -Игры с ветром
Оборудование:
Фартуки Колпачки Шар надутый Шары на всех детей диск полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); ёмкости с водой, коктельные трубочки (по количеству детей); камень, спичка, игрушки резиновые (по количеству детей) вертушка у взрослого
веера (по количеству детей); кусочки салфеток бумажные (по количеству детей); апельсин в закрытом стакане песочные часы
1.Организационный момент
(Воспитатель настраивает детей на начало НОД, используя психогимнастику)
Воспитатель:
Здравствуйте! Ты скажешь человеку. Здравствуй! Улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку. И здоровым будет много лет.
Воспитатель:
Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу - скажем «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки. Дети садятся перед экраном Ребята, сегодня нам с Вами предстоит серьезная и очень интересная работа. Посмотрите, что изменилось в нашей группе? (дети рассматривают обстановку в группе дают ответы). - Да, кто-то здесь не просто передвинул здесь мебель, он организовал для нас экспериментальную лабораторию детских наук, для изучения чего-то интересного, вот только чего, нам предстоит это выяснить. - Знаете, я, кажется, догадалась, кто устроил для нас этот сюрприз. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Смотрите какой большой шар,с ним маленький шар, диск.Чтобы это могло обозначать? Это, наверное, нам послание. Хотите посмотреть, что там? Дети: да. (Воспитатель включает компьютер. На диске видеописьмо от профессора Почемучкина)Почемучкин: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали. Я - профессор (Звучит песня из мультипликационного фильма «Фиксики».) Почемучкин.Я целый день тружусь в лаборатории. У меня возникли некоторые проблемы, и я хочу, чтобы вы мне помогли. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух. Но его нельзя, ни увидеть, ни потрогать руками. Так может и нет никакого воздуха? Воспитатель: Ребята поможем профессору Почемучкину? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны? А запись наших экспериментов и их выводы мы отправим на диске Профессору. Согласны? Дети. да
Воспитатель: лаборатория -это помещение где работают учёные которые ставят опыты и эксперименты исследуя их. Но прежде чем попасть в лабораторию нам нужно вспомнить правило поведения: сидеть тихо, не вертеться, руками без разрешения ни чего не трогать и находиться мы должны в спец одежде, одеваем фартуки и колпачки. Готовы! Вместе со мной произносим слова: вокруг себя мы по вернёмся раз, два, три, вперёд немножечко пройдёмся и в лаборатории окажемся. Дети проходят на места за столами.
Опыт 1 Воздух существует
Воспитатель: Ребята, давайте будем разбираться, почему один шарик толстый, весёлый, круглый, а второй – грустный, худой, бледный. Как Вы думаете, ребята, почему второй шарик стал худым и бледным? Дети: предлагают разные версии. Вывод: шарик с дулся, в нём нет воздуха. Воспитатель: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал круглым и упругим? Дети: Надо его посильнее надуть. Воспитатель: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем? Дети: Воздух. Воспитатель: Откуда же берётся в шарике воздух? Дети: Мы его вдыхаем и выдыхаем.
Вывод 1: Следовательно, вокруг нас есть воздух.

Опыт №2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим
Опыт: Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? Дети: В нём нет воздуха. Вывод: воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Воспитатель: Ребята, а вы видели, этот воздух? Дети: Нет. Воспитатель: Если мы его не видим, значит, он какой? Как иначе можно сказать. Дети: Невидимый. Воспитатель: какого он цвета? Дети: бесцветный, прозрачный. Воспитатель: а как он пахнет? Понюхайте воздух. Чем пахнет? Дети: ничем, он без запаха.

Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный, без запаха.
Воспитатель: - Вокруг нас находится воздух, только мы его не видим, но с помощью носа, мы можем его чувствовать. - С помощью чего мы можем почувствовать запах? (с помощью ветра) - Оказывается, воздух двигается и доносит до нас разные запахи, хотя сам воздух запаха не имеет. ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ» Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Воспитатель проносит стакан, в котором лежит очищенный апельсин. Удалось? (нет, нос бал закрыт) Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.
Опыт 3 Движение воздуха
Воспитатель: - А как можно создать условия ветра в нашей лаборатории. - Правильно с помощью ветерка, веера, фена, вертушки. Воспитатель: - Как вы думаете, что еще можно сделать при помощи ветра? (Волны на воде, попускать корабли, сделать веера и подуть на лицо) Воспитатель: - Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? Дети: В лицо дует ветерок. Воспитатель: Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер и вертушка вращается, не машу веером то воздух не движется, и вертушка не вертится. Воспитатель проносит, вертушку около детей дети, машут веерами. Воспитатель А хотите посмотреть как с помощью воздуха перемещаются предметы?
Опыт 4
с салфеткой. Дети выходят и становятся в шеренгу
.
А сейчас поиграем с салфеткой. Воспитатель: Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер, Хотите устроить ветер? ИГРА: «Кто дальше дунет салфетку»
Вывод 4 .Ветер это движение воздуха. Ветерок, созданный, потоком

воздуха может передвигать предметы.

Физ. минутка:
дети становятся по кругу, воспитатель задает вопросы, а дети отвечают- если «Да»-то хлопают в ладоши, если «НЕТ»- то топают ногами Игра "Бывает - не бывает". Воздух бывает теплый? (Бывает). Воздух бывает чистый? (Бывает). Воздух бывает пушистый? (Не бывает). Воздух бывает легкий? (Бывает). Воздух бывает грязный? (Бывает).
Воздух бывает сердитый? (Не бывает). Воздух бывает холодный? (Бывает). Воздух бывает полосатый? (Не бывает). Воспитатель: - Мы сегодня с вами пытались увидеть воздух и поймать его, а еще я предлагаю вам его услышать.Можно ли услышать воздух? Дети: можно услышать ветер, вьюгу, музыкальные духовые инструменты. Воспитатель Предлагает одному ребенку надуть шарик, а затем выпускает воздух из шарика через щель так, чтобы получился звук (Дети смеются). Воспитатель - Что мы слышим? Дети: Воздух
Опыт 5 Воздух лёгкий
Воспитатель: Ребята! Смотрите! Здесь стаканы с водой! А что будет, если опустить трубочку в стакан с водой? Давайте попробуем! Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку. Что увидели в воде? Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему? Когда в выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. Воспитатель: .А как вы думаете, ребята, почему пузырьки в воде не тонут, а поднимаются вверх? Дети: Потому что воздух лёгкий. Когда мы бросаем в воду тяжелые камушки, они тонут. А воздух не тонет а поднимается в верх. Воспитатель Давайте проверим бросим в воду резиновые игрушки, камешки, спички. Почему некоторые предметы утонули а некоторые нет? Дети: предлагают разные версии.(потому как в них находится воздух, а он легкий, поэтому предмет не тонет.)
Вывод воздух очень лёгкий.
Воспитатель: А кому нужен воздух? Дети: Животным, птицам, растениям, людям, насекомым. Воспитатель: Дети, а вы можете обойтись без воздуха? (Дети говорят свои мнения). Воспитатель: А давай проверим! Закрой ротик, а носик и не дыши!
Опыт 6. «Не дышу»
Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты
Вывод: Без воздуха человек не может жить
Воспитатель: а теперь нам пришла пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Встанем потихонечку. Вокруг себя обернемся, немного пройдёмся и в детский сад вернёмся. Садятся на стульчики перед экраном. Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?
Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях. Через нос проходит в грудь и обратно держит путь, он невидимый, но всё же без воздуха мы жить не можем. Он прозрачный невидимка, лёгкий прозрачный газ, невесомою косынкой он окутывает нас. (Рассматриваем слайды и закрепляем знания о воздухе)
Слайд 2
нас со всех сторон постоянно окружает воздух.
Слайд 3
– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышутся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев.
Слайд 4
Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
Слайд 5
– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…) – Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)
Слайд 6
Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух? Воспитатель: А на следующем занятии я расскажу о том, почему одни воздушные шарики остаются на земле, а другие улетают высоко в небо. На этом наше исследование закончено, всем спасибо. А мы с вами сейчас оденемся, пойдем гулять и будем дышать свежим воздухом. А вечером пойду на почту, отправлю диск профессору.

Литература:
1. «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998. 2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство- Пресс, 2007. 3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005. 4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003. 5. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006. 6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006. 7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009. 8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад № 13.

Краснодарский край Каневской район станица Новоминская.

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе

«В гостях у профессора Почемучкина»

Воспитатель Ведьмак Евгения Ивановна

МБДОУ детский сад № 13

Цель: Ознакомление детей со свойствами льда.

Задачи:

Поддерживать у детей желание экспериментировать.

Активизировать познавательную деятельность детей.

Учить делать простые умозаключения.

Познакомить детей с некоторыми свойствами льда.

Формировать умения заниматься экспериментальной деятельностью.

Развивать тактильное восприятие детей.

Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

Развивать речь детей, обогащать активный и пассивный словарь

Оборудование:

Для каждого ребёнка: кусочки льда, тарелочки и ложки.

Компьютер, экран, слайды, кукла «Снежная Королева, санки

игрушечные, музыка Татьяны Алёшиной «Снежная Королева»,

«волшебная палочка», 3 подноса с цветным льдом, песок, зефир и одноразовые стаканчики

Предварительная работа.

Наблюдения в природе, чтение сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева».

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие. А в какую страну, вы узнаете, отгадав загадку:

Досок нет и топоров,

Через речку мост готов,

Он как синее стекло,

Скользко, весело, светло.

Дети (отгадывают) — лёд.

Воспитатель: Правильно! Значит в какую страну мы отправимся?

Дети (ответы детей). В Ледовую, в страну где много льда, в Ледяную страну.

Воспитатель: Где находится эта страна?

Дети: На севере, Арктике, Антарктиде.

Воспитатель: Кто знает, какая погода на севере? Какие растения там растут?

Дети: На севере очень холодно.Там нет ни деревьев, ни кустарников и даже цветов. Только снег и лёд.

Воспитатель: Ребята, кто вспомнит, какую сказку недавно я вам читала про страну, где нет лета, а вечная зима? («Снежная королева»).

Хотите отправится в гости к Снежной королеве?

Дети: Да.

Воспитатель: Наше путешествие будет очень трудным. Чтобы всё прошло успешно, давайте вспомним девиз, который нам поможет.

Дети: «Наш девиз не унывать! Всё пройти и всё узнать».

Воспитатель: Теперь нам не страшно отправляться в путь. Закройте глаза.

«Если только захотим волшебство мы сотворим». (Воспитатель взмахивает «Волшебной палочкой или дотрагивается до плеча каждого ребёнка). Откройте глаза. (На экране замок Снежной Королевы). Ребята, что это за замок такой, не знаете чей он?

Дети: Снежной Королевы.

Воспитатель: Вот мы и оказались у Снежной королевы.

«В замке Снежной королевы

Стены изо льда.

Всё спокойно в замке белом –

Блеск и тишина».

Обратите внимание, какой цвет любит Снежная королева.

Дети: Белый.

Воспитатель: Почему?

Дети: Всё сделано из снега и льда в этом замке, и Снежная королева сама вся холодная и ледяная.

(Звучит музыка).

Воспитатель: Ребята, послушайте, какая волшебная музыка звучит. Чтобы это значило, как вы думаете? (Предположение детей: «Чудо должно произойти,…»)

Воспитатель: Посмотрите, а вот и сама хозяйка ледяного царства Снежная королева (появляется кукла «Снежная королева»). Снежная королева рада, что вы пришли к ней в гости. Она знает, что вы любите играть с игрушками, но у неё во дворце нет игрушек, а вместо них только льдинки. Она предлагает поиграть с льдинками и узнать секреты льда. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Не боитесь замёрзнуть?

Дети: Нет.

Воспитатель: Тогда проходите и займите свои места. Кто устал, может присесть.

Ребята, обратите внимание, здесь действительно только одни льдинки.

Давайте поиграем с ними.

Какие у вас сейчас руки?

Дети: Тёплые, сухие.

Воспитатель: Возьмите льдинку в руки и немного подержите. Какими теперь стали ваши руки?

Дети: Мокрыми, холодными.

Воспитатель: Почему мокрыми?

Дети: Потому что от тепла лёд тает и превращается в воду.

Воспитатель: Значит, что такое лёд?

Дети: Лёд – это замёрзшая вода.

Воспитатель: Правильно, лёд – это вода, только в твёрдом состоянии.

Ребята, вы помните в загадке говорится, что лёд, как стекло.

Почему лёд сравнивается со стеклом?

Дети: Потому что он прозрачный, как стекло.

Воспитатель: Давайте проверим. Воспитатель берёт кусочек льда и смотрит

на свою руку. Я вижу свой палец. А теперь вы попробуйте.

Дети повторяют опыт воспитателя.

Вывод: лёд, действительно прозрачный.

Возьмите ещё одну льдинку, проведите пальчиком по ней.

Какая льдинка на ощупь?

Дети: Гладкая.

Воспитатель: Положите льдинку на доску. Наклоните доску немного в одну сторону, а теперь в другую. Что вы заметили?

Дети: Льдинка скользит по доске.

Воспитатель: Лёд не только гладкий, но и какой?

Дети: Скользкий.

Воспитатель: Мы знаем, что лёд твёрдый. А лёд тяжёлый или нет?

Дети: Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Как вы думаете, в воде лёд тонет или нет? (Высказывания детей).

Давайте проверим, кто из вас прав.

Возьмите большой кусочек льда и опустите его в стакан с водой.

Утонула ваша льдинка в воде или нет?

Дети: Нет.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, только нижняя часть льдинки находится в воде, а верхняя – плавает на поверхности. Почему?

Дети: Лёд легче воды.

Воспитатель: Да, действительно лёд легче воды. В холодных морях и океанах плавают огромные глыбы разной формы и разных размеров – айсберги. «Повторите это слово». Айсберги очень опасны для кораблей, так как на поверхности находится лишь небольшая часть айсберга, а большая часть скрыта под водой. Если капитан корабля вовремя не заметит айсберг, то корабль на него может наткнуться и затонуть.

Воспитатель: Лёд может быть кому – то полезен?

Дети: Да.

Воспитатель: Кому?

Дети: Лёд нужен рыбам, растениям, насекомым которые живут в воде (слайд № 6).

Воспитатель: Лёд – это как тёплое одеяло, под таким прочным и толстым одеялом подводным жителям и растениям не страшен никакой мороз.

А теперь, посмотрите, на подносах лежит лёд разной формы и разных размеров.Возьмите ложкой кусочек льда и положите его в стакан.

Поменял лёд свою форму?

Дети: Нет.

Воспитатель: Из стакана переложите льдинку в тарелку. А сейчас изменилась форма льда?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что лёд твёрдый.

Воспитатель: Да, лёд твёрдый, а твёрдые вещества не меняют форму, куда бы мы его не положили.

Ребята, мы убедились, что лёд не меняет свою форму. Но есть такие мастера, которые могут сделать специальными инструментами из большого куска льда любые фигуры.

Физкультминутка: «Сделай ледяную фигуру»

Воспитатель: Вам нравится лёд?

Дети: Да.

Воспитатель: Чем?

Дети: Можно кататься на коньках, играть в хоккей, добавить в сок, помогают от ушибов.

Воспитатель: Лёд может быть опасным?

Дети: Можно упасть, сломать ногу и др. высказывания детей.

Воспитатель: Как предотвратить опасность?

Дети: Надеть защиту.

Воспитатель: Чем ещё опасен лёд?

Дети: Высказывания детей:

  1. Льдом нельзя бросаться, потому что он твёрдый и может поранит человека.
  2. Нельзя брать в рот.
  3. Сосулька может упасть на голову.
  4. Нельзя ходить по льду реки – можно провалиться.
  5. Гололёд — это опасно.

Воспитатель: Как с гололёдом люди борются в городе?

Дети: Дворники посыпают дорожки песком или солью.

Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите кусочек льда и посыпьте его песком.

Проведите ещё раз по кусочку льда. Лёд остался таким же скользким и гладким?

Дети: Нет.

Воспитатель: Значит дворники делают всё правильно.

Воспитатель дополняет ответы детей: «Дворникам помогает спец. техника, машины которые посыпаю дороги» (слайд).

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в гостях у Снежной королевы?

Дети: Да.

Воспитатель: «Давайте на память о себе сделаем Снежной королеве подарки из цветных льдинок».

Дети выкладывают на подносах из цветных льдинок дворец для Снежной королевы. Дети рассматривают свои работы.

Воспитатель: Снежной королеве очень понравились ваши подарки, и она вас решила угостить мороженным.

Наталья Калиберда

Ведущая образовательная область: познавательное развитие.

Цель: экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха.

Задачи:

Дать детям представление о свойствах воздуха;

Опытным путем определять наличие воздуха вокруг нас (в комнате, в пакете, в человеке) и показать способы его обнаружения;

Развивать умение делать выводы, обосновывать свои суждения;

Вызвать интерес к оживлению необычных форм (клякс, закрепить умение дорисовывать детали объектов (клякс) для придания им законченности и сходства с реальными образами;

Воспитывать любознательность, взаимопомощь, интерес к экспериментальной деятельности.

Оборудование: емкости для воды, стаканы, трубочки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, чистые листы бумаги, гуашь, веер, воздушные шары, мнемотаблицы.

Образовательная деятельность

Воспитатель:

Один, два, три, четыре, пять,

Вы хотите поиграть?

Я открою Вам секреты,

Только надо знать при этом,

Что нельзя: громко кричать,

Друг другу мешать.

А надо: внимательно слушать,

На вопросы отвечать,

Друг другу помогать.

Отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

Невидимка он, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Вы хотите узнать про воздух много-много интересного? Тогда мы отправляемся в лабораторию. Вокруг себя все покрутились, и в лаборатории очутились. И так, мои маленькие учёные – исследователи, нас ждут новые интересные открытия.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать.

Ребята, посмотрите, на доске – шарики с секретом. Мы с вами попробуем разгадать все секреты.

А помогут нам в этом: глаза, нос, рот, уши, руки. Поиграем в игру «Кому нужен воздух?». Я называю слова, если ответ положительный, вы хлопаете в ладоши, если отрицательный – не хлопаете. (Человек, собака, камень, берёза, стол, медведь, воробей, дом, бабочка, щука, телефон, ромашка, автомобиль, сорока.)

Кому нужен воздух? (Человеку, животным, растениям, птицам, рыбам - т. е. объектам живой природы).

Как вы думаете, в нашей группе есть воздух? Да, иначе мы не смогли бы дышать. И в домах, и на улице, и в самолётах есть воздух.

Мы его видим? Значит он – невидимка.

Давайте убедимся, что он есть.

Опыт № 1.

У меня в руке стакан. Как вы думаете, он пуст? На дно стакана я закреплю бумажку. Если я опущу стакан в воду, бумажка намокнет? Я переворачиваю стакан вверх дном, медленно опускаю его в воду (стакан держать прямо) . Вынимаю. Намокла бумажка? Бумажка осталась сухой, т. к. в стакане есть воздух, и он не пустил воду в стакан.

Опыт № 2.

Сейчас мы попробуем узнать, есть ли воздух внутри нас? Возьмите коктельные трубочки, опустите их в воду и подуйте. Что вы видите? (пузырьки) . Это воздух выходит из нас, и в воде превращается в пузырьки. Воздух лёгкий, и пузырьки поднимаются на поверхность воды.


Опыт № 3.

Давайте попробуем поймать воздух. Перед вами полиэтиленовые пакеты. Они пустые. Возьмём пакеты, взмахнём, скажем: «Раз, два, три – пакетик, лови» и закрутим. Пакет раздулся. Что внутри пакета? Какого цвета воздух? (Бесцветный, прозрачный, невидимый)


Был пакет бесформенный, а стал упругий, плотный. Какие предметы мы можем заполнить воздухом, накачать? (Мяч, воздушный шар, автомобильная шина, матрас, спасательный круг, резиновая лодка)

Опыт № 4

Мы воздух не видим, но мы можем его почувствовать,

Возьмите палочку и проколите пакет, Поднесите пакет к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? (ветерок) Воздух выходит из пакета, он движется, а движение воздуха – это ветер. Какой бывает ветер? (холодный, теплый, сильный, легкий, штормовой) . Как можно создать движение воздуха? (помахать веером, подуть на ладошку) .

Физкультминутка

Непоседа – ветер (взмахи руками над головой)

Знает все на свете.

Знает, как поет лягушка (приседаем и прыгаем) Ква – ква – ква

Знает, как шумит ракушка (сложить ладошки лодочкой и поднести к правому, а затем к левому уху) Шу – шу – шу

Знает, как кричит ворона (машем руками, как крыльями ) Кар – кар – кар

Знает, как мычит корова (хлопаем в ладоши) Му – му – му.

Опыт №5

Давайте попробуем проглотить воздух. Имеет ли воздух вкус? (нет)

Опыт №6

Имеет ли воздух запах? (нет) Собственного запаха у воздуха нет. Воздух переносит запахи. У меня две баночки, в них что-то лежит. Закройте глаза, я открываю баночки. Что вы чувствуете, чем пахнет? (апельсином, чесноком, луком) .

Чем пахнет воздух возле клумбы? (цветами) . Возле костра? (дымом) . После дождя? (свежестью) В столовой? (едой) .

Опыт № 7

Имеет ли воздух форму?

Что у меня в руках? (воздушные шары, один круглый, другой в форме сардельки, надутая резиновая перчатка)

Что находится внутри этих предметов? (воздух)

Одинаковой ли формы эти предметы? (нет)

Воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили.

Опыт №8

А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух?

Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед. Это называется колебание. У нас есть свистульки и музыкальные инструменты. Давайте подуем и услышим воздух.

Итог: Давайте вспомним, что мы сегодня узнали про воздух и откроем наши шарики с секретом (мнемотаблица):


1) воздух – невидимка;

2) воздух не имеет формы;

3) воздух не имеет запаха;

4) воздух не имеет вкуса;

5) воздух не имеет цвета;

6) воздух можно услышать;

7) ветер – движение воздуха.

Итак, воздух нам нужен, чтоб дышать. Без воздуха жить нельзя. И очень важно для нас, чтобы мы дышали чистым воздухом.

Что нужно сделать, чтобы очистить воздух в помещении? (протирать пыль, мыть полы, проветривать, посадить цветы)

А на улице? (поливать дороги, сажать деревья, цветы, очищать дым от заводов специальными фильтрами).

Мы знаем, что с помощью воздуха можно рисовать. Как называется техника рисования воздухом? (Кляксография) Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, краски и трубочки рисовать (капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктельной трубочки в разные стороны) .


Ребята, мы сегодня узнали много интересного о воздухе.

Вам понравилось проводить опыты? Какой опыт вам показался интересным? А теперь нам пора возвращаться. Вокруг себя все покрутились и в группе очутились.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность. Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха» Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию.

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной к школе группе. «Воздух невидимка» Цель: Продолжать знакомить со свойствами.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебник-невидимка» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебник- невидимка». ОО – познание. Разработала воспитатель ГБДОУ детский сад №.