Методы работы над художественным образом в любительском хореографическом коллективе с дошкольниками. Современный ребенок - какой он? Общение и сотрудничество ребёнка со взрослым

Психологический портрет дошкольника

Все педагоги-хореографы в один голос утверждают, что первый этап обучения хореографии должен протекать в дошкольном возрасте. Обосновывают они это тем, что во-первых, дети готовы уже физически к занятиям танцами, а во-вторых, данный возраст характеризуется основами развития психических процессов и в-третьих, дошкольный возраст - это период, в котором начинает развиваться творческое воображение. Последнее является важнейшим условием овладения основами актерского мастерства, которое, в свою очередь, является составляющей первого этапа обучения хореографии.

На самом деле, дошкольный возраст? это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научиться дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензетивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат .

Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) ? это важный этап развития ребенка, когда круг его общения раздвигается до пределов сверстников, улицы, города. Если в периоды младенчества и раннего детства ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Преодолев кризис 3-х лет ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается потребность в общении - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Вместе с тем, как отмечает Н.А. Менчинская, среди закономерностей возрастного развития выделяется одна? ведущая, определяющая все остальные. Она характеризуется переходом от неосознанных, неуправляемых форм деятельности к осознанным, управляемым, предполагающим активность мышления и саморегуляцию. Таким образом, ведущая деятельность (игровая) определяет характер развития всей познавательной сферы ребенка и развитие личности в целом .

Дошкольный возраст является сензитивным для формирования устойчивых познавательных потребностей и интересов; развития продуктивных приемов и навыков игры, «умения учиться»; раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; усвоения социальных норм, нравственного развития; развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов .

Психическое развитие дошкольника преимущественно определяется важной ролью такой деятельности в этом возрасте какой является игра (ролевая игра). Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности как в игре.

У ребенка как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В таком созвучном эмоциональном контакте и испытывает каждый здоровый человек независимо от возраста образования, ценностных ориентации.

Познавательная мотивация и исследовательская активность выражаются в высокой избирательности ребенка по отношению к исследуемому новому, в его предпочтении тех или иных цветов, звуков, форм и т.п. Устойчивая избирательность, возможно, составляет одно из оснований развития специальных способностей .

Реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, преобразование неизвестного в известное, обеспечивает творческое порождение образов, становление сенсорных и перцептивных эталонов (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер), составляющих первичное знание ребенка о мире. Общая исследовательская активность характеризуется по своей условной величине степенью, диапазоном широты и устойчивости, она проявляется у одаренного ребенка как очень широкая любознательность (Дж. Берлайн, М.И. Лисина) ко всему новому для ребенка. Исследовательская активность завершается приобретением знания, первичным пониманием .

По мере умственного и творческого развития ребенка исследовательская активность преобразуется в более высокие формы и выражается как самостоятельная постановка вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному, что можно наблюдать в старшем дошкольном возрасте. Расширяется исследовательский диапазон, и появляются возможности к исследованию определенных отношений, причин и следствий, развитие осуществляется как поиск ответов на собственные проблемы и вопросы, которыми определяется избирательность творческого научения ребенка. С этого этапа основным компонентом развития творческих способностей становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка к новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий (Н.Н. Поддьяков), в собственной постановке новых вопросов и проблем. Каждая неудача рождает познавательную проблему, вызывает исследовательскую активность и обеспечивает возможности перехода к более высокому этапу в развитии интеллектуальных и творческих способностей ребенка .

Процесс поиска и исследования приобретает форму решения проблем, обнаружения скрытых, не заданных явно элементов и отношений. Во многих случаях, по мнению С.Л. Рубинштейна, эти явно не заданные отношения "скрыты" ранее усвоенными знаниями, сформированными стереотипами, сложившимися установками. Трудность обнаружения и открытия нового выражается в преодолении сложившихся привычных подходов к решению проблемы. Решение такой "нерешаемой" проблемы составляет акт творчества и рассматривается как результат интуитивного использования "не относящихся к делу", побочных продуктов деятельности латеральных форм мышления (Я.А. Пономарев) .

В целом, общее развитие детей дошкольного возраста, с точки зрения и педагогики и психологии в целом, зависит от целого ряда причин - наследственных - биологических особенностей нервной системы, головного мозга, от условий развития ребенка в первые годы жизни, от характера взаимодействия социальных факторов - особенности общения с родителями, общего физического состояния, микросреды, в которых рос ребенок. Кроме того, особая роль принадлежит микросреде, насколько взрослые, близкие ребенка способствуют развитию познавательной активности ребенка, насколько они сами стимулируют развитие исследовательских манипуляций ребенка с предметами.

В основу этого этапа обучения необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом занятия. Игра при обучении танцу не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становиться ее смыслом и продолжением.

социальный психологический ребенок одаренный

Современные ученые в области экономики, философии, социологии, истории, обозначают современный мир как глобальное сообщество, ведущее к переходу к постцивилизации, неосферной, антропогенной цивилизации, и отмечающих наличие так называемого цивилизационного слома.

Конкретные данные, полученные учеными в Психологическом институте РАО, Московском психолого-педагогическом университете, на факультете психологии МГУ им. Ломоносова, Институте психологии РАН, показывают, что степень реальных изменений исторической ситуации объективно обусловила качественные психические, психофизиологические, личностные изменения современного ребенка.

При всем многообразии и широте проводимых исследований, ученые имеют практически только совокупность значимых, но часто противоречивых данных, наблюдений, представлений, фиксирующих реальные изменения, и одновременно сложную ситуацию развития современного человека.

Например, с одной стороны, отмечается рост его самосознания, самоопределения, критического мышления, а с другой - прослеживаются его неуверенность, напряженность, тревожность, агрессивность.

Возникшая неустойчивость социальной, экономической, идеологической обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров вызывают массовый психологический стресс, который сказывается на общем духовном и физическом здоровье, обусловливая, в частности, пассивность, безразличие людей.

Одним словом, совершенно очевидно, сегодня изменилась социально-психологическая сфера человека, что объективно связано с происходящими изменениями культурно-исторической среды - среды, которая, выступает не как обстановка, а играет роль источника развития.

Поэтому остро встает проблема осмысления именно современной среды, в которой находится человек, понимания, в каком мире, каком пространстве и в каком обществе он живет и какие требования объективно предъявляет к нему новая ситуация его развития, какие требования формулирует и предъявляет общество.

В этом контексте вспоминается высказывание американского психолога Абрахама Маслоу: «Каждый век, кроме нашего, имел свой идеал», - «… святой, герой, джентльмен, рыцарь, мистик. А то, что предложили мы - хорошо приспособленный человек без проблем - это очень бледная и сомнительная замена».

Тем более сомнительная в нынешней ситуации развития общества, где произошли существенные сдвиги в межличностных, межгрупповых отношениях людей, включая отношения в семье, на работе, к работе.

Перед нами сейчас ребенок - младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, который при сохранении сущностных оснований и действенных механизмов сознания, мышления разительно отличается не только от того «Дитя», которого описывали Коменский и Песталоцци, Ушинский и Пирогов, Пиаже, Корчак и другие великие детоводители прошлого, но даже качественно отличается и от ребенка 90-х годов двадцатого века. Ученые констатируют: Ребенок стал другим!

Но при этом хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности? Попробуем в этом разобраться.

Важно отметить происходящие изменения ментальности, ценностных ориентаций, изменений в когнитивной и эмоционально-личностной сферах людей, сопровождающихся присвоением чуждых нашей культуре образцов поведения, актуализацией потребительства, ростом равнодушия в отношениях и, что очень тревожно, объективно и субъективно нарастающей психологической отчужденности взрослых от мира детства, порождающей опасность деструктирования всей системы культурно-исторического наследования.

Особую тревогу вызывают факты и факторы, связанные с приобщением детей к телеэкрану начиная с младенческого возраста.

Если еще два-три десятилетия назад ребенок развивался в основном в условиях конкретного социума - семьи, класса, ближайшего окружения, пионерской, комсомольской организаций, но всегда при четкой привязанности к конкретному взрослому, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию - ситуацию разорванных связей, когда уже с дошкольного, младшего школьного возрастов находится в огромном развернутом социальном пространстве, где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей, и открывая бесконечное поле для разного рода форм отношений, связей, действий.

Причем эта информация не имеет не только какой либо структурно-содержательной логической связи или системности, а подается бисерно, ломано вписывается в жизнь ребенка, в процесс его развития, «оглушая», подавляя его индивидуальность, но самое главное, в современной информации стерты границы между хорошо-плохо, правильно-неправильно.

Ребенок теряется в потоке хлынувшей на него информации, выбирая наиболее легкий путь в жизни: путь потребления, эмоциональную холодность, безразличие к окружающим.

Так, по данным ученых, к началу школьного возраста время просмотра достигает 10-12 тысяч часов, а по данным Института социологии РАН, более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором, у каждого десятого ребенка-дошкольника все свободное время проходит у телевизора. В результате возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка.

Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимую речь и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.

Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Им неинтересно общаться друг с другом. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Возникает проблема изучения не только содержания программ, особенностей их присвоения детьми, но и воздействия скоростей, ритмов телевидения на психическое, психофизиологическое развитие ребенка.

Что чрезвычайно важно в принципиально изменившемся мире, так это то, что изменилась не только ситуация развития и функционирования самого человека, но изменяется само биологическое тело человека, его конституция. Его психофизические свойства. Четко проявляются реальные изменения современного ребенка как в психологических, нейропсихологических реакциях ребенка, так и физического здоровья в целом.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Воспитатель Булатова С.А.

Возрастные особенности Социальная ситуация; Общение; Сензитивный период; Возрастные новообразования; Психические процессы; Ведущий вид деятельности; Особенности возраста.

Ведущий вид деятельности возраст характеристика 1,5-2 Непосредственное эмоциональное общение ребенка и окружающих его взрослых 2-3 Предметно-манипулятивная деятельность, в процессе ее выполнения ребенок усваивает исторически сложившиеся способы действий с определенными предметами. 3-4 Игровая деятельность. Это индивидуальная предметная игра констуктивного типа. 4-5 Игровая деятельность. Творческие игры (сюжетно-ролевая, драматическая) 5-6 Игровая деятельность. Игра по правилам (динамическая, дидактическая 6-7 Игровая деятельность, учебная деятельность. Игра как предметно-учебная деятельность.

Общение возраст Со взрослыми Со сверстниками 1,5-2 взрослый выступает для ребенка не как абсолютная, абстрактная личность главным побудителем общения является сам человек, независимо от его конкретных функций 2-3 Взрослый начинает выступать перед ребенком в новом качестве -- как источник новых знаний, как эрудит, способный разрешить их сомнения и ответить на их вопросы. Общаясь со сверстниками, ребенок способен не только спорить, и требовать, но уже обманывает и жалеет. Впервые проявляются: кокетство, притворство, фантазирование. 3-4 Яркая эмоциональная насыщенность. Эмоциональность и раскованность отличает общение со сверстниками от общения со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, более аффективны. Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9 раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым. По отношению к сверстнику с 3 -4 лет ребенок решает следующие задачи: управление действиями партнера, контроль, оценка действий, сравнивание с собой. 4-5 В общении со взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения. в разговорах ребенка со взрослым преобладают темы о животных, машинах, явлениях природы С 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым партнером. В общении со сверстниками используют самые неожиданные действия: передразнивают, кривляются, сочиняют небылицы. 5-6 Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка еще трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные высказывания, чем речь другого. Инициативу взрослого он поддерживает в 2 раза чаще, чем предложения другого ребенка. дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и одиночной игре. 6-7 предпочитают говорить о себе, своих родителях, правилах поведения. Ведущими мотивами становятся личностные. характерно не просто стремление к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Для них становится особенно важным достичь общности взглядов и оценок со взрослым. начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба. Половина речевых обращений к сверстникам приобретает внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше - на игровом уровне.

Сенситивный период возраст характеристика 1,5-2 Малыш познает мир, используя для этого слуховые и тактильные ощущения. Именно поэтому в этот период важным становится формирование сенсорной области Дети начинают говорить о том, чего им хочется или не хочется. Использование языка чувств объясняет применение ориентационной механической речи. Термин «правильно» заменяется понятием «приятно», что не противоречит нормам развития субъекта в данном возрасте. К иному способу ориентации ребенок приходит в рамках воспитательного процесса. 2-3 Развитие речевых способностей. Формирование их происходит достаточно быстро: сначала малыш слушает взрослых и как бы накапливает словарный запас, а где-то к возрасту 3 года у малыша начинает приобретать предметный характер. Малыш учится реагировать на слова, произносимые другим человеком, воспринимает настроение людей, пытается выразить чувства и эмоции. Полугодие, на протяжении которого наблюдаются частые беседы с самим собой. На основании односторонних монологов можно оценить степень логичности выстраиваемых предложений и отследить последовательность речи. В будущем такие рассуждения воспроизводятся в мысленной форме. 3-4 Речь дошкольника в возрасте 3,5-4 лет носит осознанный и целенаправленный характер. Более того, именно с помощью этого инструмента малыш пытается решить имеющиеся проблемы. Он может выразить словами просьбу, рассказать о своих желаниях и т.д. Данное полугодие отведено для осознания силы собственной мысли, грамотное выражение которой способствует установлению контактов с окружающими людьми. В эти месяцы фиксируется всплеск интереса к буквам, из которых кроха пытается сложить первые слова. 4-5 Усвоение правил взрослой жизни и овладение видами деятельности. Возникающие в голове мысли выражаются посредством речи. Малыш приступает к самопроизвольному написанию отдельных слов, фраз, коротких предложений и небольших рассказов. Как ни странно, к выполнению перечисленных действий приступают даже те дошкольники, которых ранее письму не обучали. 5-6 Детворе нравится определяться с ролями и тематикой игр. Фиксируется всплеск интереса к буквенным символам, обозначающим звуки. Наиболее предпочтительной формой обучения является игра. склонны к самостоятельному обучению чтению. В подталкивании со стороны взрослых они не нуждаются, поскольку движение в указанном направлении обусловлено логичностью развития речи. Написание слов рассматривается в качестве визуального выражения размышлений, в то время как процесс чтения не ограничивается распознаванием букв и использованием способности сложения отдельных символов в доступные для понимания малыша слова. Помимо этого ребенок сталкивается с необходимостью понимания мыслей других людей, воплощенных в написанных или напечатанных словах. Последний процесс опережает воспроизведение собственных мыслей по столь важному показателю, как сложность. 6-7 От режиссерских игр малыши переходят к ролевым и сюжетно-ролевым разновидностям. Дети оставляют за собой право придумывания условий и сюжета. Удачное воплощение начального замысла невозможно без воображения и отображения впечатлений об окружающем мире.

Возрастные новообразования возраст характеристика 1,5-2 Разделение ощущений и эмоциональных состояний; Непроизвольное внимание (ребенок способен к кратковременной фиксации на определенных объектах); Зачатки наглядно-действенного мышления; Восприятие объектов; Автономная речь. 2-3 самооценка; наглядно-действенное мышление; узнавание с воспроизведением; развитие активной речи; формирование непроизвольного внимания; становление Я-концепции (Я – сам). 3-4 От наглядно-образного мышления переход к символам, формирование самооценок, детского мировозрения. 4-5 Формирование совести, произвольного поведения, характера. 5-6 правильная речь; непроизвольная память; анализирующее восприятие; наглядно-образное мышление; творческое воображение; зачатки произвольной памяти; словесное мышление; эмоциональная регуляция поведения. 6-7 Формирование отвлеченного вербально-логического мышления, умение управлять своим поведением, самооценивание. ; способность к обобщению переживаний (как появление стойкого отношения т.е. чувств); в начале этого периода возникает нагляднодейственное мышление, а к его концу оно изменяется на нагляднообразное; появляется также способность к опосредованному запоминанию; нравственное развитие: переход от принятия культурных и нравственных норм как данность к сознательному их принятию; к концу периода появляется способность к перцептивному моделированию и социализованная речь. Этот период заканчивается кризисом 7и лет, среди временных новообразований которого можно назвать появление манерничания и кривляния как гипертрофированного подражания взрослым.

Психические процессы 1,5-2 2-3 3-4 4-5 5-6 6-7 Восприятие Непроизвольное. Он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Восприятие носит предметный характер Зрительное восприятие выходит на 1 место, усложняется восприятие времени и пространства Внимание Непроизвольное, запоминает и замечает только яркие предметы непроизвольно и крайне неустойчиво Произвольное внимание устойчиво, повышен его объем, развивается способность к его распределению и переключаемости Увеличивается устойчивость внимания 20 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения. Память Непроизвольная, восстановление в памяти образа, первых детских воспоминаний, зрительно- эмоциональная память носит непроизвольный, пассивный характер Образная память, начинает приобретать произвольность память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов становится доминирующей функцией развитие произвольной зрительной и слуховой памяти, высокий уровень моторной памяти. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия. Воображение Как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково-опосредованный процесс и разделяется на познавательное и аффективное. «видит» себя в разных ролях, может действовать в воображаемой ситуации, появления страхов. расцвет фантазии, сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Мышление Начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной связи. Совершенствование наглядно- действенного мышления Пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Может делать умозаключения о предметах начинает формироваться словесно-логическое мышление. Речь активное формирование речи понимание речи взрослого почти усваивает родной язык. Интенсивно нарастает активный словарь Расширяется активный и пассивный словарь, формируется звуковая культура речи, Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь Познание метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки классифицирует предметы, объединяет группы по определённым признакам, пытается делать логические умозаключения

Психические свойства Виды темперамента и соответствующие им свойства высшей нервной деятельности сангвинический холерический флегматический меланхолический Скорость Высокая Очень высокая Медленная Средняя Сила Средняя Очень большая Большая Большая Экстраверсия/ интроверсия Экстраверт Экстраверт Интроверт Интроверт Пластичность/ригидность Пластичный Пластичный Ригидный Ригидный Возбудимость Умеренная Высокая Слабая Высокая Экспрессия Умеренная Повышенная Пониженная Повышенная Устойчивость Устойчив Неустойчив Очень устойчив Очень неустойчив темперамент

Особенности возраста возраст характеристика 1,5-2 Дети учатся комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы. Резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?»; 2-3 Ребѐнок становится самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно- деловое общение ребѐнка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связанно с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. У 3-4 Происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Память непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. 4-5 Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья. Появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как – мальчикам. Ребенок творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством. 5-6 Происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Более совершенной становится крупная моторика. Развитие мелкой моторики помогает освоить навыки самообслуживания: ребенок самостоятельно одевается, раздевается, завязывает шнурки. Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется. 6-7 Идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Развитие творческого воображения. Начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей.


Семинар №2 Психолого-педагогическая характеристика ребенка раннего и дошкольного возраста (2ч)

Цель: теоретическое изучение психолого-педагогической характеристики ребенка раннего и дошкольного возраста, методов диагностики психических процессов, эмоционально-волевой сферы.

Вопросы для обсуждения:

1. Психологический портрет ребенка раннего и дошкольного возраста

2. Методы исследования внимания и сенсорики ребенка.

3. Методы исследования детской памяти.

4. Методы изучения детского мышления и воображения.

5. Диагностика интеллекта и креативности ребенка.

6. Методы изучения речевого развития детей. Методы диагностики эмоционального благополучия.

7. Методы диагностики эмоциональной сферы в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

8. Методы изучения эмоционально-мотивационной сферы дошкольников.

9. Методы изучения волевой сферы ребенка.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА ОТ 1-3 ЛЕТ

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Общение и сотрудничество ребёнка со взрослым

В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов . Взрослый становится для ребёнка не только источ­ником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами. Та­кое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к де­монстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполне­ние одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное - новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. В совместной деятельности с ребёнком взрослый выполняет сразу несколько функций:

    во-первых взрослый даёт ребёнку смысл действий с пред­метом, его общественную функцию;

    во-вторых он организует действия и движения ребёнка,пе­редаёт ему технические приёмы осуществляния действия;

    в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.

Психологический портрет дошкольника

С психолого-педагогической точки зрения, дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Это позволило определить структуру составления психологического портрета дошкольника: выявление особенностей познавательной сферы, выявление особенностей развития личности дошкольника, определение особенностей деятельности и общения в дошкольном возрасте.

Особенности развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте внимание детей прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам. Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.

В дошкольном возрасте у детей запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т. В дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. У большинства нормально развивающихся детей дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. При помощи механических повторений информации дети в дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать. В дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Особенности поэтапного развития различных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу. Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда и учения детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3 - 4 года), средний дошкольный возраст (4 - 5 лет) и старший дошкольный возраст (5 - 6 лет).

В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте.

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту.

На основании данного психологического портрета дошкольника от рождения к концу старшего дошкольного возраста он обладает определенными чертами, которые являются основными характеристиками данного возрастного этапа и формируют условия перехода на следующую ступень развития ребенка. Познавательная сфера ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется переходом к произвольности всех процессов, от восприятия до мышления. Детский интеллект уже в старшем дошкольном возрасте функционирует на основе принципа системности. К концу старшего дошкольного возраста прошел основной этап осознания ребенком своей гендерной идентичности.

В заключение рассмотрения психологического портрета дошкольника, надо отметить, что составление схематичного портрета обуславливается индивидуальной обусловленностью развития каждого ребенка. Можно привести ряд психологических характеристик старших дошкольников, но все они будут описывать конкретного индивида и характеризовать определенные личностные качества ребенка. Однако, данная характеристика тенденций общего развития дошкольника, вплоть до старшего дошкольного возраста позволила определить уровень развития каждого из познавательных процессов, которого достигает старший дошкольник в своем развитии. Поэтапность развития познавательной и поведенческой сфер дошкольника позволил проследить переход от одних видов к другим и уровень, на котором находится старший дошкольник в своем развитии. Учет характерологических черт и типичных психологических портретов личности старшего дошкольника позволяет определить зону ближайшего развития ребенка и его готовность к обучению в школе. Таким образом, для педагогической и психологической практики данное знание является основополагающим для построения работы с ребенком старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст ребенка - это период его быстрого развития и становления. Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него активно формируется внутренняя социальная позиция, он стремится к принятию новой социальной роли.

К шести годам у ребенка за счет установления дистанции с другим человеком и формирования обобщенной концепции другого человека устанавливаются контуры его собственной "Я - концепции". Границы мира ребенка расширяются. Кроме членов его семьи значимыми становятся другие люди - чужие, но каким-либо образом имеющие отношение к его жизни. Ребенок начинает понимать, что кроме безусловной родительской любви присутствующей в нормально функционирующей семье существует чужой. Человек, который вторгается в психическое пространство ребенка, не спрашивая его, хочет он этого или нет. С этим чужим человеком ребенок должен выстроить какие-то отношения, он должен осваивать модели поведения, подходящие для общения с ним.

Дети шести лет повышенно самолюбивы, чувствительны к словам и их оттенкам, к отношению окружающих. В этот период ребенок активно экспериментирует с собственным "я", он исследует свое тело - это помогает ему осознать границы собственного психологического пространства. Он начинает усваивать социальные культурные нормы, характеризующие его половую принадлежность: мальчики не плачут, девочки не дерутся и т.д.

К шести годам ребенок начинает ориентироваться на нормы своего пола. Образцы мужского и женского поведения встраиваются в структуру его самосознания. Психологические особенности детей как представителей того или иного пола проявляются в игре: в выборе игровой роли, в проявлении интереса к видам деятельности, связанным с мужскими и женскими социальными ролями. У ребенка формируется чувство тождественности с другими представителями своего пола, он стремится подчеркивать свою мужскую или женскую сущность. Формирование такого чувства во многом определяет полноценность развития его личности.

К шести годам активно формируются нравственно-этические категории. Ребенок уже в значительной степени может отличить понятия "плохо-хорошо", "правда-неправда", у него развивается и дифференцируется чувство стыда, вины, появляется и развивается чувство собственного достоинства. Дети бурно реагируют на несправедливость, предвзятое отношение, насмешку. Вместе с тем развиваются и те качества, которые не приветствуются родителями. К шести годам уже практически все дети могут лгать. У детей могут развиваться "агрессивные фантазии". Ребенок может сказать: "Мама, ты плохая, я тебя не люблю". Спокойное отношение к таким проявлениям, отсутствие раздражения и нетерпимости позволяет ребенку научиться лучше управлять собой, позитивно перерабатывать конфликтные ситуации.

В 6 лет ребенок стремится активно познавать окружающий его мир предметов и явлений, устройство самих предметов. Основным средством познания продолжает оставаться игра. Детям в этот период их жизни нравятся интеллектуальные игры и занятия типа кроссвордов, головоломок, конструкторов. Сохраняется сюжетно- ролевая игра, и из нее выделяется игра по правилам. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся собственно человеческие роли и отношения. В игре с правилами роль отходит на второй план и главным становится четкое выполнение правил игры. Увеличивается время игровой деятельности - она уже может продолжаться час и более. К шести годам главным становится воспроизведение отношений между людьми. В игре моделируются социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. Становится важным подчинением правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения правил жестко контролируется. Игровые действия сами по себе постепенно теряют свое первоначальное значение - предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью.

Для развития полноценной уверенности в себе и комфортного самочувствия ребенку шести лет необходимо общение со сверстниками своего пола, групповая игра со сверстниками. В результате участия в совместной игре у ребенка накапливается полезный опыт переживания сопротивления границ чужого и собственного психологического пространства, он обучается устанавливать свое место в совместной деятельности, собственными силами "выяснять отношения" с другими. Ребенок осознает особенности своего "я" через то, как сверстники относятся к его игровым качествам. При этом взрослый находится рядом, но он не вместе с ребенком - только в таком случае ребенок действительно обучается взаимодействовать самостоятельно с окружающим миром. С этой точки зрения даже драка может быть предпочтительнее, чем благополучие, поддерживаемое внешним контролем взрослого.

В игре со сверстниками дети учатся также терпению и кооперативности - тем качествам, которые позволят им в дальнейшем сотрудничать с другими людьми. В игре ребенок обучается произвольности своего поведения, приобретает механизмы управления им. Образцом в игре служат не моральные нормы или требования взрослых, а образ другого, чье поведение копирует ребенок.

Самоконтроль у ребенка появляется только к концу дошкольного возраста, первоначально возникает внешний контроль выпадает из процесса управления поведением, и ребенок обучается контролировать свое поведение самостоятельно - контроль становится воображаемым. Успехи и неудачи ребенка в деятельности и в общении, усваиваемые им оценки взрослых влияют на его образ самого себя.

Социальное развитие. В возрасте 6 - 7 лет дети умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения, они стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче, тонко реагируют на изменения в настроении взрослых.

Организация деятельности. Дети 6 - 7 лет способны воспринимать инструкцию и выполнять по ней задание, если поставлены цель и четкая задача действий, могут сосредоточенно, не отвлекаясь работать по инструкции в течение 10 - 15 минут.

Речевое развитие. Дети 6 - 7 лет могут правильно произносить все звуки родного языка. Словарный запас составляет 3,5 - 7 тысяч слов. Дошкольники стилистически правильно строят предложения, умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам, способны передавать интонацией различные чувства, использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

Интеллектуальное развитие. Проявляют самостоятельный интерес к животным, природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию, имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

Развитие внимания. Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще невелика (10 -15 минут) и зависит от условий и индивидуальных способностей ребенка. Количество одновременно воспринимаемых объектов мало (1 - 2). Они не могут быстро и часто переключать внимание с одного объекта или вида деятельности на другой.

Развитие памяти. У детей 6 - 7 лет преобладает непроизвольная память, но они способны и к произвольному запоминанию, могут овладеть приемами логического запоминания.

Развитие мышления. К поступлению в школу у детей должно быть сформировано наглядно - действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития наглядно - образного мышления, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Доступна логическая форма мышления.

Зрительно - пространственное восприятие. Дети 6 - 7 лет могут различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости, могут различать и выделять простые геометрические фигуры, классифицировать фигуры по форме и величине. Старшие дошкольники различают и выделяют буквы и цифры, написанные разным шрифтом, мысленно могут находить часть от целой фигуры. Достраивать фигуры по схеме, конструировать их.

Развитие зрительно - моторных координаций. Для детей 6 - 7 лет характерна способность срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы и цифры с соблюдением пропорций, соотношений штрихов.

Развитие слухо - моторных координаций. Для детей этого возраста характерна способность различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические (танцевальные) движения.

Развитие движений. Дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений, способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе сверстников. Старшие дошкольники могут освоить и правильно реализовать сложно координированные действия при ходьбе, выполнять сложно координированные гимнастические упражнения, способны к координированным движениям пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, могут делать простые графические движения (вертикальные, горизонтальные линии, овалы, круги и т.д.), способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.

Личностное развитие, самосознание, самооценка. У детей выявлена способность осознавать свое положение в отношениях со взрослыми и сверстниками. Уже в этом возрасте они стараются соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, в которых участвуют. Самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться. Для них не характерна адекватная самооценка, которая в значительной степени зависит от оценки взрослых (воспитателей, родителей).

Мотивы поведения. Выделяется интерес к новым видам деятельности, миру взрослых, стремление быть похожими на них, характерны познавательные интересы. Установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, мотивы личных достижений, признания, самоутверждения.

Произвольность. Развитие произвольности - одно из основных показателей готовности к школе. У дошкольников выделяют следующие показатели развития произвольности: способность к волевой регуляции поведения на основе внутренних побуждений и установленных правил, способность проявлять настойчивость. Преодолевать трудности.