Основы первой помощи, которые надо знать детям - здоровая россия. Учим ребенка оказывать себе медицинскую помощь Как оказать первую помощь ребенку

Первая помощь - это комплекс срочных мер, направленных на спасение жизни человека. Несчастный случай, резкий приступ заболевания, отравление - в этих и других чрезвычайных ситуациях необходима грамотная первая помощь.

Согласно закону, первая помощь не является медицинской - она оказывается до прибытия медиков или доставки пострадавшего в больницу. Первую помощь может оказать любой человек, находящийся в критический момент рядом с пострадавшим. Для некоторых категорий граждан оказание первой помощи - служебная обязанность. Речь идёт о полицейских, сотрудниках ГИБДД и МЧС, военнослужащих, пожарных.

Умение оказать первую помощь - элементарный, но очень важный навык. В он может спасти чью-то жизнь. Представляем вашему вниманию 10 базовых навыков оказания первой помощи.

Алгоритм оказания первой помощи

Чтобы не растеряться и грамотно оказать первую помощь, важно соблюдать следующую последовательность действий:

  1. Убедиться, что при оказании первой помощи вам ничего не угрожает и вы не подвергаете себя опасности.
  2. Обеспечить безопасность пострадавшему и окружающим (например, извлечь пострадавшего из горящего автомобиля).
  3. Проверить наличие у пострадавшего признаков жизни (пульс, дыхание, реакция зрачков на свет) и сознания. Для проверки дыхания необходимо запрокинуть голову пострадавшего, наклониться к его рту и носу и попытаться услышать или почувствовать дыхание. Для обнаружения пульса необходимо приложить подушечки пальцев к сонной артерии пострадавшего. Для оценки сознания необходимо (по возможности) взять пострадавшего за плечи, аккуратно встряхнуть и задать какой-либо вопрос.
  4. Вызвать специалистов: , с городского - 03 (скорая) или 01 (спасатели).
  5. Оказать неотложную первую помощь. В зависимости от ситуации это может быть:
    • восстановление проходимости дыхательных путей;
    • сердечно-лёгочная реанимация;
    • остановка кровотечения и другие мероприятия.
  6. Обеспечить пострадавшему физический и психологический комфорт, дождаться прибытия специалистов.




Искусственное дыхание

Искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ) - это введение воздуха (либо кислорода) в дыхательные пути человека с целью восстановления естественной вентиляции лёгких. Относится к элементарным реанимационным мероприятиям.

Типичные ситуации, требующие ИВЛ:

  • автомобильная авария;
  • происшествие на воде;
  • удар током и другие.

Существуют различные способы ИВЛ. Наиболее эффективным при оказании первой помощи неспециалистом считается искусственное дыхание рот в рот и рот в нос.

Если при осмотре пострадавшего естественное дыхание не обнаружено, необходимо немедленно провести искусственную вентиляцию легких.

Техника искусственного дыхания рот в рот

  1. Обеспечьте проходимость верхних дыхательных путей. Поверните голову пострадавшего набок и пальцем удалите из полости рта слизь, кровь, инородные предметы. Проверьте носовые ходы пострадавшего, при необходимости очистите их.
  2. Запрокиньте голову пострадавшего, удерживая шею одной рукой.

    Не меняйте положение головы пострадавшего при травме позвоночника!

  3. Положите на рот пострадавшего салфетку, платок, кусок ткани или марли, чтобы защитить себя от инфекций. Зажмите нос пострадавшего большим и указательным пальцем. Глубоко вдохните, плотно прижмитесь губами ко рту пострадавшего. Сделайте выдох в лёгкие пострадавшего.

    Первые 5–10 выдохов должны быть быстрыми (за 20–30 секунд), затем - 12–15 выдохов в минуту.

  4. Следите за движением грудной клетки пострадавшего. Если грудь пострадавшего при вдохе воздуха поднимается, значит, вы всё делаете правильно.




Непрямой массаж сердца

Если вместе с дыханием отсутствует пульс, необходимо сделать непрямой массаж сердца.

Непрямой (закрытый) массаж сердца, или компрессия грудной клетки, - это сжатие мышц сердца между грудиной и позвоночником в целях поддержания кровообращения человека при остановке сердца. Относится к элементарным реанимационным мероприятиям.

Внимание! Нельзя проводить закрытый массаж сердца при наличии пульса.

Техника непрямого массажа сердца

  1. Уложите пострадавшего на плоскую твёрдую поверхность. На кровати и других мягких поверхностях проводить компрессию грудной клетки нельзя.
  2. Определите расположение у пострадавшего мечевидного отростка. Мечевидный отросток - это самая короткая и узкая часть грудины, её окончание.
  3. Отмерьте 2–4 см вверх от мечевидного отростка - это точка компрессии.
  4. Положите основание ладони на точку компрессии. При этом большой палец должен указывать либо на подбородок, либо на живот пострадавшего, в зависимости от местоположения лица, осуществляющего реанимацию. Поверх одной руки положите вторую ладонь, пальцы сложите в замок. Надавливания проводятся строго основанием ладони - ваши пальцы не должны соприкасаться с грудиной пострадавшего.
  5. Осуществляйте ритмичные толчки грудной клетки сильно, плавно, строго вертикально, тяжестью верхней половины вашего тела. Частота - 100–110 надавливаний в минуту. При этом грудная клетка должна прогибаться на 3–4 см.

    Грудным детям непрямой массаж сердца производится указательным и средним пальцем одной руки. Подросткам - ладонью одной руки.

Если одновременно с закрытым массажем сердца проводится ИВЛ, каждые два вдоха должны чередоваться с 30 надавливаниями на грудную клетку.






Если во время проведения реанимационных мероприятий у пострадавшего восстановилось дыхание или появился пульс, прекратите оказание первой помощи и уложите человека на бок, положив ладонь под голову. Следите за его состоянием до прибытия медиков.

Приём Геймлиха

При попадании пищи или инородных тел в трахею, она закупоривается (полностью или частично) - человек задыхается.

Признаки закупоривания дыхательных путей:

  • Отсутствие полноценного дыхания. Если дыхательное горло закупорено не полностью, человек кашляет; если полностью - держится за горло.
  • Неспособность говорить.
  • Посинение кожи лица, набухание сосудов шеи.

Очистку дыхательных путей чаще всего проводят по методу Геймлиха.

  1. Встаньте позади пострадавшего.
  2. Обхватите его руками, сцепив их в замок, чуть выше пупка, под рёберной дугой.
  3. Сильно надавите на живот пострадавшего, резко сгибая руки в локтях.

    Не сдавливайте грудь пострадавшего, за исключением беременных женщин, которым надавливания осуществляются в нижнем отделе грудной клетки.

  4. Повторите приём несколько раз, пока дыхательные пути не освободятся.

Если пострадавший потерял сознание и упал, положите его на спину, сядьте ему на бёдра и обеими руками надавите на рёберные дуги.

Для удаления инородных тел из дыхательных путей ребёнка необходимо повернуть его на живот и похлопать 2–3 раза между лопатками. Будьте очень осторожны. Даже если малыш быстро откашлялся, обратитесь к врачу для медицинского осмотра.


Кровотечение

Остановка кровотечения - это меры, направленные на остановку потери крови. При оказании первой помощи речь идёт об остановке наружного кровотечения. В зависимости от типа сосуда выделяют капиллярное, венозное и артериальное кровотечения.

Остановка капиллярного кровотечения осуществляется путём наложения асептической повязки, а также, если ранены руки или ноги, поднятием конечностей выше уровня туловища.

При венозном кровотечении накладывается давящая повязка. Для этого выполняется тампонада раны: на рану накладывается марля, поверх неё укладывается несколько слоёв ваты (если нет ваты - чистое полотенце), туго бинтуется. Сдавленные такой повязкой вены быстро тромбируются, и кровотечение прекращается. Если давящая повязка промокает, сильно надавите на неё ладонью.

Чтобы остановить артериальное кровотечение, артерию необходимо пережать.

Техника пережатия артерии: сильно прижмите артерию пальцами или кулаком к подлежащим костным образованиям.

Артерии легкодоступны для пальпации, поэтому данный способ весьма эффективен. Однако он требует от лица, оказывающего первую помощь, физической силы.

Если кровотечение не остановилось после наложения тугой повязки и прижатия артерии, примените жгут. Помните, что это крайняя мера, когда другие способы не помогают.

Техника наложения кровоостанавливающего жгута

  1. Наложите жгут на одежду или мягкую подкладку чуть выше раны.
  2. Затяните жгут и проверьте пульсацию сосудов: кровотечение должно прекратиться, а кожа ниже жгута - побледнеть.
  3. Наложите повязку на рану.
  4. Запишите точное время, когда наложен жгут.

Жгут на конечности можно накладывать максимум на 1 час. По его истечении жгут необходимо ослабить на 10–15 минут. При необходимости можно затянуть вновь, но не более чем на 20 минут.

Переломы

Перелом - нарушение целостности кости. Перелом сопровождается сильной болью, иногда - обмороком или шоком, кровотечением. Различают открытые и закрытые переломы. Первый сопровождается ранением мягких тканей, в ране иногда заметны обломки кости.

Техника оказания первой помощи при переломе

  1. Оцените тяжесть состояния пострадавшего, определите локализацию перелома.
  2. При наличии кровотечения остановите его.
  3. Определите, возможно ли перемещение пострадавшего до прибытия специалистов.

    Не переносите пострадавшего и не меняйте его положения при травмах позвоночника!

  4. Обеспечьте неподвижность кости в области перелома - проведите иммобилизацию. Для этого необходимо обездвижить суставы, расположенные выше и ниже перелома.
  5. Наложите шину. В качестве шины можно использовать плоские палки, доски, линейки, прутья и прочее. Шину необходимо плотно, но не туго зафиксировать бинтами или пластырем.

При закрытом переломе иммобилизация производится поверх одежды. При открытом переломе нельзя прикладывать шину к местам, где кость выступает наружу.



Ожоги

Ожог - это повреждение тканей организма под действием высоких температур или химических веществ. Ожоги различаются по степеням, а также по типам повреждения. По последнему основанию выделяют ожоги:

  • термические (пламя, горячая жидкость, пар, раскалённые предметы);
  • химические (щёлочи, кислоты);
  • электрические;
  • лучевые (световое и ионизирующее излучение);
  • комбинированные.

При ожогах первым делом необходимо устранить действие поражающего фактора (огня, электрического тока, кипятка и так далее).

Затем, при термических ожогах, поражённый участок следует освободить от одежды (аккуратно, не отдирая, а обрезая вокруг раны прилипшую ткань) и в целях дезинфекции и обезболивания оросить его водоспиртовым раствором (1/1) или водкой.

Не используйте масляные мази и жирные кремы - жиры и масла не уменьшают боль, не дезинфицируют ожог и не способствуют заживлению.

После оросите рану холодной водой, наложите стерильную повязку и приложите холод. Кроме того, дайте пострадавшему тёплой подсоленной воды.

Для ускорения заживления лёгких ожогов используйте спреи с декспантенолом. Если ожог занимает площадь больше одной ладони, обязательно обратитесь к врачу.

Обморок

Обморок - это внезапная потеря сознания, обусловленная временным нарушением мозгового кровотока. Иными словами, это сигнал мозга о том, что ему не хватает кислорода.

Важно отличать обычный и эпилептический обморок. Первому, как правило, предшествуют тошнота и головокружение.

Предобморочное состояние характеризуется тем, что человек закатывает глаза, покрывается холодным потом, у него слабеет пульс, холодеют конечности.

Типичные ситуации наступления обморока:

  • испуг,
  • волнение,
  • духота и другие.

Если человек упал в обморок, придайте ему удобное горизонтальное положение и обеспечьте приток свежего воздуха (расстегните одежду, ослабьте ремень, откройте окна и двери). Брызните на лицо пострадавшего холодной водой, похлопайте его по щекам. При наличии под рукой аптечки дайте понюхать ватный тампон, смоченный нашатырным спиртом.

Если сознание не возвращается 3–5 минут, немедленно вызывайте скорую.

Когда пострадавший придёт в себя, дайте ему крепкого чая или кофе.

Утопление и солнечный удар

Утопление - это проникновение воды в лёгкие и дыхательные пути, которое может привести к смерти.

Первая помощь при утоплении

  1. Извлеките пострадавшего из воды.

    Тонущий человек хватается за всё, что попадётся под руку. Будьте осторожны: подплывайте к нему сзади, держите за волосы или подмышки, держа лицо над поверхностью воды.

  2. Положите пострадавшего животом на колено, чтобы голова была внизу.
  3. Очистите ротовую полость от инородных тел (слизь, рвотные массы, водоросли).
  4. Проверьте наличие признаков жизни.
  5. При отсутствии пульса и дыхания немедленно приступайте к ИВЛ и непрямому массажу сердца.
  6. После восстановления дыхания и сердечной деятельности положите пострадавшего набок, укройте его и обеспечивайте комфорт до прибытия медиков.




В летний период опасность представляют также солнечные удары. Солнечный удар - это расстройство работы головного мозга, вызванное длительным пребыванием на солнце.

Симптомы:

  • головная боль,
  • слабость,
  • шум в ушах,
  • тошнота,
  • рвота.

Если пострадавший по-прежнему остаётся на солнце, у него поднимается температура, появляется одышка, иногда он даже теряет сознание.

Поэтому при оказании первой помощи прежде всего необходимо перенести пострадавшего в прохладное проветриваемое место. Затем освободите его от одежды, ослабьте ремень, разуйте. Положите ему на голову и шею холодное мокрое полотенце. Дайте понюхать нашатырный спирт. При необходимости сделайте искусственное дыхание.

При солнечном ударе пострадавшего необходимо обильно поить прохладной, слегка подсоленной водой (пить часто, но маленькими глотками).


Причины обморожения - высокая влажность, мороз, ветер, неподвижное положение. Усугубляет состояние пострадавшего, как правило, алкогольное опьянение.

Симптомы:

  • чувство холода;
  • покалывание в обмораживаемой части тела;
  • затем - онемение и потеря чувствительности.

Первая помощь при обморожении

  1. Поместите пострадавшего в тепло.
  2. Снимите с него промёрзшую или мокрую одежду.
  3. Не растирайте пострадавшего снегом или тканью - так вы только травмируете кожу.
  4. Укутайте обмороженный участок тела.
  5. Дайте пострадавшему горячее сладкое питьё или горячую пищу.




Отравление

Отравление - это расстройство жизнедеятельности организма, возникшее из-за попадания в него яда или токсина. В зависимости от вида токсина различают отравления:

  • угарным газом,
  • ядохимикатами,
  • алкоголем,
  • лекарствами,
  • пищей и другие.

От характера отравления зависят меры оказания первой помощи. Наиболее распространены пищевые отравления, сопровождаемые тошнотой, рвотой, поносом и болями в желудке. Пострадавшему в этом случае рекомендуется принимать по 3–5 граммов активированного угля через каждые 15 минут в течение часа, пить много воды, воздержаться от приёма пищи и обязательно обратиться к врачу.

Кроме того, распространены случайное или намеренное отравление лекарственными препаратами, а также алкогольные интоксикации.

В этих случаях первая помощь состоит из следующих шагов:

  1. Промойте пострадавшему желудок. Для этого заставьте его выпить несколько стаканов подсоленной воды (на 1 л - 10 г соли и 5 г соды). После 2–3 стаканов вызовите у пострадавшего рвоту. Повторяйте эти действия, пока рвотные массы не станут «чистыми».

    Промывание желудка возможно только в том случае, если пострадавший в сознании.

  2. Растворите в стакане воды 10–20 таблеток активированного угля, дайте выпить это пострадавшему.
  3. Дождитесь приезда специалистов.

Дети по мере того, как учатся ходить, все активнее изучают мир - на вкус, зрительно, тактильно. Они залезают во все ящики, ловко взбираются на всевозможные предметы, карабкаются по деревьям, тянутся к плите, где готовится еда. Иногда эксперименты по изучению дома или улицы приводят к травмам: как достаточно безобидным, так вполне серьезным и опасным для жизни. Конечно, задача родителей - сделать окружающий мир максимально безопасным, но иногда обстоятельства складываются трагически, и важно не терять самообладания и правильно и полноценно оказать ребенку помощь. В некоторых случаях от этого может зависеть дальнейшее здоровье крохи, а иногда и его жизнь. Самое главное при возникновении таких обстоятельств прогнать панику и действовать немедленно!

Дети могут спотыкаться и падать, травмироваться острыми и режущими предметами, играть с животными и получать ушибы (в виде синяков и шишек), царапины или ссадины, мелкие или более глубокие порезы. Данные виды травм, за исключением глубоких порезов и ран, не опасны и, зачастую, не требуют вмешательства врача. Важно только правильно провести их первичную обработку, чтобы не было вторичного инфицирования и нагноения.

Если травма не сопровождается повреждением кожных покровов (при ушибах), нужно приложить к травмированному месту холод. Это могут быть грелка с льдом, заморозки из холодильника, обернутые салфеткой, смоченная ледяной водой тряпка. Держать такой компресс нужно около 5-10 минут, это устранит боль. Если это конечность, можно поднять ее кверху, чтобы не было сильного отека. Со следующего дня, чтобы синяк или отек быстрее рассасывались, нужно прикладывать к ушибленному месту теплые компрессы. Могут помочь скорее справиться с ушибами и йодные сеточки.

Внимание

При серьезных ушибах живота и спины при падениях (с высоты, с велосипеда, детской кроватки), при ударах головой, ушибах суставов с сильным распуханием после прикладывания холодного компресса стоит обратиться к врачу, чтобы исключить более серьезные травмы.

Если травма пришлась на область связок, и была сильной, возможно растяжение. Признаками будут сильная боль и отек, ограничение подвижности. Нужно применить охлаждение для снятия боли, зафиксировать конечность эластичным бинтом или фиксирующей повязкой, если это ручка малыша - подвесить ее перед грудью на повязку и обратиться в травмпункт или стационар.

Царапины или наличие ссадин, особенно загрязненные землей, необходимо промыть под струей холодной воды (из-под крана, или поливая из бутылки) с хозяйственным мылом. Если нет возможности промыть ранку, необходимо тщательно протереть ее антибактериальной салфеткой или залить перекисью водорода. Очищенную ранку по краям можно обработать любым антисептиком (мирамистин, йод, зеленка).

Если из ранки просачивается немного крови, допустимо присыпать ее порошком банеоцина. Никаких повязок на мелкие ссадины и царапин накладывать не нужно. Только при больших и мокнущих ссадинах можно применить бактерицидный пластырь или повязку.

Если ребенок порезался, важно оценить размер ранения и остановить кровотечение. Обычно из неглубоких ранок кровотечение можно остановить, промыв ранку (если она загрязнена) под проточной водой с хозяйственным мылом или при помощи перекиси водорода, мирамистина. Если нет под рукой никаких средств, можно остановить кровотечение. Плотно прижав к ранке чистую салфетку, бинт или носовой платок. Если порез глубокий, из него активно течет кровь, важно остановить кровотечение. При порезе вены кровь темная, вытекает медленно, при артериальном - алая и течет быстро, активно.

Венозное кровотечение останавливается тугой давящей повязкой или наложением жгута ниже раны. При артериальном - выше ранки, полностью передавив сосуд. Важно запомнить время наложения жгута, летом его держат не более 30 минут, зимой - не более 60-ти. За это время вам нужно успеть обратиться в ближайшую больницу для оказания дальнейшей помощи (обычно это обработка раны и наложение шов).

Если в ране есть инородные предметы (осколки стекла, деревянные занозы или обломки), не стоит самостоятельно их извлекать, нужно наложить повязку на рану и максимально обездвижить место ранения, немедленно обратиться в больницу или вызвать скорую помощь.

Дети активно изучают мир и свое тело. Поэтому, из интереса они нередко засовывают мелкие предметы или игрушки в физиологические отверстия. Самыми частыми бывают инородные тела в ушах или носу. При обнаружении инородного тела в носу, особенно имеющего гладкие края, можно попробовать аккуратно высморкать, при этом прикрыв вторую ноздрю. Нередко инородное тело выходит само. Запрещено пытаться достать его пальцами, пинцетом или другими предметами. Это может нанести дополнительную травму и способствовать дальнейшему продвижению предмета вглубь.

Инородное тело в ухе также не стоит пытаться извлечь самостоятельно. Советы по заливанию в ухо масла или иных жидкостей с последующим вытеканием его для детей не применимы. Необходимо немедленно обратиться к ЛОР-врачу для удаления предметов из уха или носа.

Одним из самых опасных случаев может стать прием детьми различных ядовитых жидкостей (уксусная кислота, белизна, средства для стирки или уборки). При этом нужно немедленно вызвать скорую помощь, уложить ребенка на бок и салфеткой, пальцем, обернутым в полотенце или тряпку, удалить изо рта остатки ядовитых жидкостей. Некоторые из веществ дают ожоги слизистых или пищевода, запрещено вызывать рвоту или давать жидкости, это может только усугубить ситуацию.

Если кроха находится в бессознательном состоянии, нужно положить его на бок, если начнет рвать - в положении на боку массы не попадут в бронхиальное дерево и не малыш не задохнется.

Если малыш не утратил сознания, можно дать ему активированный уголь, который частично адсорбирует яды, рассчитывая примерно 1.0 грамма на каждый кг веса. Кроме того, будьте на телефоне и следуйте указаниям диспетчера скорой помощи, он подскажет вам тактику ваших действий до приезда неотложки.

Если ребенок проглотил таблетки, тактика аналогична, но допустимо немедленно вызвать рвоту, если от момента приема препарата прошло несколько минут и лекарство еще не успело всосаться полностью. Постарайтесь определить, когда и в каком количестве ребенок принял препараты, сообщите эту информацию диспетчеру скорой помощи.

Нередко дети ставят эксперименты с засовыванием пальцев в розетку или перерезанием проводов. Электротравмы возможны в быту, и важно правильно оказать при них помощь. Если ребенок, сразу после получения удара током падает и «отключается», теряет сознание и не движется, запрещено трогать и тормошить кроху «голыми» руками. Через его тело возможна травма током и вас самих. Отрубите щиток (рубильники, автоматы) или источник электротока, затем при помощи подручного деревянного или другого предмета, который не проводит ток, сбросьте провода. Либо попытайтесь отодвинуть самого кроху от зоны удара. Немедленно звоните в скорую, даже если кажется, что ребенок в порядке.

Если малыш без сознания, не дышит - нужно начинать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. Если ребенок дышит, уложите его на ровную плотную поверхность, не трогайте до приезда медиков. Если он в сознании, успокойте и не разрешайте вставать до приезда врачей.

Опасными для детей могут стать кухня и находящиеся в ней источники огня или кипятка, горячие предметы. При ожогах легкой степени (мелкие, небольшой площади и с краснотой и болью), подставляем под струю холодной воды или прикладываем холод на 10-15 минут. Если нет пузырей и боль стихает, наблюдаем за ожогом и обрабатываем его спреем от ожогов (Бепантен, Декспантенол). Можно дать ребенку половинную дозу Детского Нурофена или парацетамола.

Если образовались пузыри, площадь ожога более 1-2 ладоней крохи, обожжены лицо, шея, грудь, животик или спина - немедленно следует вызвать скорую, до ее приезда нужно охлаждать тело под холодной водой, не давая ожогу распространяться, успокаивать малыша и ни в коем случае не вскрывать пузыри. Запрещено снимать с ребенка одежду, особенно если она пристала к местам ожогов, это дополнительно травмирует ткани.

Запрещено применение таких народных средств как масло, белок яйца, сметана и мука, моча. Они только усугубят положение и могут еще и привести к вторичному инфицированию раны.

Чтобы не произошло беды, тщательно следите за ребенком и максимально обезопасьте его от всех возможных травм и ранений в домашних условиях.

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ Федеральный закон от 21. 11. 2011 N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Статья 31. Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. 4. Водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 477 н г. Москва «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи « Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь* 1. Отсутствие сознания. 2. Остановка дыхания и кровообращения. 3. Наружные кровотечения. 4. Инородные тела верхних дыхательных путей. 5. Травмы различных областей тела. 6. Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения. 7. Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур. 8. Отравления. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом. Определение наличия сознания у пострадавшего. Мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни Мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения Мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний Придание пострадавшему оптимального положения тела. Контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки. Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ Статья 125. Оставление в опасности Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ Статья 28. Невиновное причинение вреда 1. Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть. 2. Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам. Статья 39. Крайняя необходимость 1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. 2. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ ПП Человеку без сознания можно оказывать помощь. Если человек находится в сознании, то необходимо спросить, нуждается ли он в помощи. В случае отказа помогать не следует. Если в помощи нуждается ребенок до 15 лет, при отсутствии его родственников в непосредственной близости, помощь оказывать можно, в противном случае необходимо спросить согласия его близких. Если пострадавший угрожает Вашей личной безопасности – помощь лучше не оказывать. При суицидальных попытках согласие на оказание помощи получать не нужно. Нельзя превышать свою квалификацию, т. е. исключается применение любых медикаментов. Нельзя производить любое оперативное вмешательство (например, вправлять вывихи и т. п.). «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ЭТО: Обеспечение своей безопасности и пострадавшего. Обеспечение психологического и физического покоя и комфорта пострадавшему. Предотвращение осложнений. Здравый смысл!!! «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ Осмотр места происшествия Что угрожает мне? Что угрожает ему? Первичный осмотр пострадавшего: необходимость экстренной помощи Сознание есть фонтан крови, дырка в груди, подавился Сознания нет: Дыхательные пути -> Открыть и проверить Дыхание -> нет 10 сек -> приступаем к СЛР Дыхание -> есть -> Перевод в боковое стабильное положение «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПРАВИЛА НАЛОЖЕНИЯ ЖГУТА Жгут накладывается в крайних случаях (фонтан), ибо он часто вызывает необратимые последствия. Выше раны На одежду 1 -й тур закрепляем, потом растягиваем и накладываем 3 -4 тура Накладывать быстро, снимать медленно Пишем дату и время на лбу Время: зимой – 1 час, летом-2 часа Ничем не закрывать жгут!!! Немедленно доставить к врачу «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПП ПРИ РАНЕНИЯХ ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ В рану не лезем руками Из раны ничего не достаем Не снимаем уже пропитавшуюся повязку ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ Доставить пострадавшего к врачу При невозможности передвигаться самостоятельно – звоним 112 «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ИНОРОДНОЕ ТЕЛО В РАНЕ Если предмет торчит – максимально его фиксируем Повязку накладывают вокруг торчащего предмета («бублик») Никогда ничего из раны не достаем «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

НОСОВОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ Обеспечение психофизиологического комфорта Голову слегка наклонить вперед, попросить пострадавшего придержать ее руками Прикладывать тряпочки к носу Холод на нос Если через 10 -15 минут не останавливается – вызвать «скорую» НЕЛЬЗЯ запрокидывать голову назад – возможна кровавая рвота «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ВНУТРЕННЕЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ Слабость, боли может не быть Бледность, холодный пот, озноб «мушки перед глазами» , головокружение Дыхание слабое, поверхностное Вздутый, твердый, безболезненный при надавливании живот «поза эмбриона» Может быть синяк на животе «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПП ПРИ ВНУТРЕННЕМ КРОВОТЕЧЕНИЕ Ч Т О ДЕ Л А Т Ь Вызвать «скорую» Холод на область живота Противошоковые меры Ч Е Г О Н Е ДЕ Л А Т Ь Не обезболивать Не кормить Не поить «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПРОНИКАЮЩЕЕ РАНЕНИЕ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ Закрываем рану Относимся как к внутреннему кровотечению Если выпали внутренние органы – аккуратно собираем во влажную тряпочку и пакетик, приклеиваем пакет скотчем, пластырем или прибинтовываем, не прижимая (кишки можно трогать – это безболезненно для пострадавшего). Повязку постоянно смачивать – чтобы не ссохлись кишки. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПРОНИКАЮЩЕЕ РАНЕНИЕ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ Закрыть отверстие герметично Усадить Приложить холод Не разрешать говорить Глубоко дышать При наличии в ране инородного тела, зафиксировать «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

РАНА НА ГОЛОВЕ/ПРОНИКАЮЩЕЕ РАНЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА Накладываем чистую повязку Немедленно вызываем «скорую» НЕ промываем НЕ трогаем «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ТРАВМАТИЧЕСКАЯ АМПУТАЦИЯ Оторванную конечность положить в пакет, его во второй пакет и охладить Контейнер отправить вместе с больным. Время до 6 часов Срочно «Скорую» ! Обязательно говорим ампутация Есть шанс пришить до локтя и до колена «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

СИНДРОМ ДЛИТЕЛЬНОГО СДАВЛИВАНИЯ (CRASH-СИНДРОМ) При попадании человека в завал Наложить жгут выше места прижатия и только потом освобождать Освободили – тугое бинтование конечности и снять жгут Иммобилизация конечности, холод Обильное теплое питье Противошоковые меры и срочная госпитализация «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ТРАВМЫ Относимся как к перелому Не вправляем Быстро доставить в больницу «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ШОКЕ Любое оказание первой помощи включает противошоковые меры Успокоить, если в сознании Согреть Уложить на спину и приподнять ноги (если в сознании, нет травмы головы, шеи и позвоночника) Дать теплое сладкое питье Следить за состоянием «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ОЖОГИ ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ Смазывать маслом, кремом, белком и т. п. , наносить пену (пантенол) не только что обоженное Отрывать прилипшую одежду Прокалывать пузыри Мочиться (писать) на ожог ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ Снять все вещи с обоженного участка тела: одежду, пояс, часы, кольца и прочее Прилипшую отрезать вокруг, нельзя отрывать от ожога «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ ОБМОРОЖЕНИЯ Потеря чувствительности Ощущение покалывания или пощипывания Побеление кожи – 1 степень Волдыри – 2 степень Потемнение и отмирание – 3 степень ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ Игнорировать Растирать Резко согревать Пить спиртное «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОБМОРОЖЕНИИ/ОТМОРОЖЕНИИ Убрать с холода Закрыть сухой повязкой Медленное согревание в помещении Обильное теплое сладкое питье «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЕ ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ Интенсивная дрожь Нарушение координации Затруднение речи Резкие перемены настроения Замедление движений, редкое дыхание, слабый пульс Потеря сознания. ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ Растирать конечности пострадавшего Заставлять его энергично двигаться Пить спиртное Класть пострадавшего в теплую ванну и применять грелки «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПЕРЕОХЛАЖДЕНИИ Остановиться и согреть Не игнорировать, не пытаться дожать, не заставлять идти из последних сил Убрать поражающий фактор – в дом, в палатку, в спальник, в куртку Медленно согревать (Нельзя горячую ванну!!!) Теплое сладкое питье и еда Если потерял сознание – поместить в тепло или греть телом, человек должен быть в восстановительном положении Вызвать «скорую» «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ Вызвать рвоту: дать 4 -5 стаканов теплой воды, и надавливать на корень языка (старше 6 лет) Прополоскать рот Дать 2 стакана прохладной воды Положить в восстановительное положение Признаки и симптомы Тошнота, рвота Холодный пот Озноб Судороги Внезапная вялость сонливость «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ Не вызывать рвоту, если человек без сознания Не вызывать рвоту у беременных Не вызывать рвоту у тех, у кого слабое сердце и при судорогах Не вызывать рвоту при отравлении нефтепродуктами, кислотами, щелочью Не давать газировку! Не давать кислоту при отравлении щелочью и наоборот!!! Что делать дальше Когда после рвоты полегчает, укрыть и дать питье Дать адсорбенты (энтеросгель, полисорб и т. п.) Вызвать врача – особенно к детям Желательно сохранить то вещество, чем отравился «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСЕ ЗМЕИ Тугое бинтование выше места укуса, иммобилизация (шина) Холод Обильное питье Если стало плохо – вызываем равоту Обязательно к врачу! НЕ надо: отсасывать, прижигать, накладывать жгут «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСЕ КЛЕЩА Намазать маслом, жирной мазью, кремом Пинцетом, ниткой или пальцем выкручивать Если головка все-таки оторвалась, то извлекать ее как занозу и дезинфицировать место укуса Показать врачу «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСЕ СОБАКИ И ДРУГИХ ЗВЕРЕЙ Они могут болеть, потому надо найти их хозяина – выяснить про прививки Место укуса обработать как рану Показать врачу, даже если небольшой укус, и рассказать кто укусил «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ОБМОРОК П Е Р В А Я П О М ОЩ Ь Укладываем, не даем упасть и удариться Поднимаем пострадавшему ноги выше головы Расстегиваем тесную одежду Обеспечиваем приток свежего прохладного воздуха Контролируем состояние Вызываем Скорую помощь, если не очнулся через 10 мин Ч Е Г О Н Е ДЕ Л А Е М Не поднимать в вертикальное положение Не стремиться привести в сознание Не давать нюхать нашатырный спирт Не давать пощечины Не брызгать водой П Р И З Н А К И И С И М П Т О М Ы Дурнота Бледность Слабость Зрачки расширены Медленно опускается на землю или падает Длительность приступа несколько десятков секунд «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПРИЗНАКИ ИНСУЛЬТА У- попросите УЛЫБНУТЬСЯ, «кривая улыбка» З- попросите ЗАГОВОРИТЬ – речь нарушена П- попросите его ПОДНЯТЬ обе руки ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ Успокоить Доставить к врачу «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ЭПИЛЕПСИЯ Аура приступа (за 5 м- 30 сек до) Вокализация (нечеловеческий крик) Фаза судорог (1 -3 мин) Мышцы напряжены, язык НЕ ЗАПАДАЕТ! Фаза сна (возможна рвота, западение языка) Если человек не знает что с ним: Вызов скорой обязателен! «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ОСТРЫЙ ЖИВОТ ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ Сильные боли в животе Напряженный живот Поза «эмбриона» Слабость, озноб ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ Холод Голод Покой Скорейшая транспортировка к врачу Очень опасное состояние! Может привести к необходимости серьезной операции. ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ Греть живот Давать пить или есть Давать таблетки «от боли в животе» Терпеть и надеяться «. . что скоро пройдет» «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

СОРТИРОВКА В случае ограниченных ресурсов, помощь в первую очередь оказывается тем, кто Стонет/Срочная помощь. В данном случае стоит задача спасти, как можно больше человек. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ШОК Острая стрессовая реакция Характеризуется частичной или полной утратой: целесообразной деятельности; критичной оценки ситуации; контакта с окружающими. Она наступает в момент критического инцидента и продолжается не более трех суток. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ШОК Наиболее распространенные ОСР: Плач; Истероидные реакции; Агрессивное поведение; Психомоторное возбуждение; Нервная дрожь; Апатия; Ступор; Страх. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ не оставлять человека одного; дать ощущение большей безопасности; оградить от посторонних зрителей; дать ощущение, что человек не остался один на один со своей бедой; употреблять четкие короткие фразы с утвердительной интонацией; избегайте в своей речи употребления частицы «не» . постараться свести реакцию к плачу; «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

Надеюсь не пригодится!

Кровотечение
Если ребенок проткнул или разрезал артерию, ярко-красная кровь будет выбрасываться наружу при каждом ударе сердца. Артериальное кровотечение может угрожать жизни.
Сильное кровотечение из вены обычно менее опасно и отличается текущей, а не фонтанирующей кровью.
Если у ребенка сильное кровотечение – из артерии или из вены – вы должны как можно скорее предпринять следующие шаги.
1. Успокойте ребенка. Зрелище крови может быть очень пугающим.
2. Найдите источник кровотечения.
3. Вымойте руки.
4. Наденьте на руки стерильные перчатки, если они у вас есть. Удалите из раны все видимые посторонние предметы.
5. Пользуясь стерильной повязкой или чистой тканью, нажмите прямо на рану, чтобы остановить кровотечение. Прямое давление почти всегда остановит сильное кровотечение; однако не прибегайте к прямому давлению при травме глаза, при ране, в которой находится вонзившийся в нее предмет, или при травме головы, если существует вероятность перелома черепа.
6. Поднимите кровоточащую конечность выше уровня сердца пострадавшего, если у вас нет подозрений на перелом кости и если подъем кровоточащей конечности не усиливает болевых ощущений пострадавшего.
7. Если кровотечение не прекращается или если вам нужно освободить руки, наложите давящую повязку. Это скрученный бинт или длинная полоска ткани, туго завязанная на ране. (Давящая повязка должна быть достаточно тугой, чтобы оказывать давление на рану, но не настолько тугой, чтобы прекратить кровообращение.)
8. Если кровотечение не прекратится после пятнадцати минут прямого давления, или если рана слишком велика, чтобы ее можно было эффективно накрыть, используйте давление на точки кровоснабжения, то есть надавите на крупную артерию, если вы достаточно хорошо для этого подготовлены.
9. Если кровотечение прекращается при прямом давлении, но потом начинается снова, вернитесь к прямому давлению на рану.
10. Если кровотечение очень сильное, примите меры для предупреждения шока, пока ожидаете прибытия медицинской помощи. Уложите пострадавшего горизонтально, поднимите его ноги на высоту 30-40 сантиметров и накройте пострадавшего пальто или одеялом. Не укладывайте пострадавшего таким образом, если у вас есть подозрение на повреждение головы, шеи, спины или ноги, или если при таком положении пострадавший чувствует себя неудобно.
11. Если кровотечение несильное, то промойте рану водой с мылом. Хорошенько промыв ее, наложите стерильную повязку или повязку из чистой ткани. После этого примените прямое давление в течение нескольких минут, чтобы окончательно остановить кровотечение.

Нарушение дыхания и удушение

Если у вашего ребенка выраженные нарушения дыхания, это может быть вызвано рядом причин, включая травму, внезапное заболевание или скрыто протекающую болезнь. Вот что следует предпринять.
– Обратитесь за неотложной медицинской помощью.
– Расстегните тугую одежду.
– Пока вы ждете Прибытия помощи, не передвигайте ребенка или не кладите его в положение, которое кажется ему неудобным.
– Не подкладывайте ребенку подушку под голову, потому что она может закрыть ему дыхательные пути.
– Не давайте ему ничего есть, пить.
– Старайтесь вести себя как можно спокойнее и убедите в этом ребенка.
– Если ваш ребенок начинает засыпать или одышка у него прекращается, не делайте вывода, что его положение улучшилось. Скорее наоборот, оно стало хуже. Но если вы уже успели вызвать неотложную медицинскую помощь, она должна скоро прибыть.

Небольшие ожоги
Если ожог выглядит поверхностным (покрасневшая кожа и, может быть, волдырь) и размерами меньше монеты, рассматривайте его как небольшой. Примите следующие меры.
– Немедленно охладите обожженное место, погрузив его в холодную воду (не ледяную) или под слабую струю проточной холодной воды не меньше чем на десять минут. Чистое холодное мокрое полотенце тоже может помочь облегчить боль. Если образовался волдырь, не трогайте его.
– Легкими прикосновениями осушите обожженное место чистой (если можно, стерильной) тканью и наложите на него стерильную марлю, не прикрепляя к коже. Это поможет предупредить инфекцию.
Предостережение: Обратитесь за медицинской помощью при любых ожогах дыхательных путей, глаз, лица, рук или половых органов ребенка. Кроме того, если небольшой ожог не заживает обычным путем, вызовите врача. Даже при небольшом ожоге убедитесь, что у вашего ребенка есть действующая прививка от столбняка.
Сильные ожоги
Сильный ожог может быть вызван продолжительным воздействием сильного жара, огнем, электричеством, химическими веществами или кипящими жидкостями. При сильном ожоге уничтожаются все слои кожи и может подвергнуться воздействию лежащий ниже, под кожей, жировой слой и мышцы. Пострадавшему ребенку требуется немедленная, неотложная медицинская помощь. Вызовите скорую помощь и, ожидая ее прибытия, примите следующие меры.
– Проверьте самое главное. Убедитесь, что дыхательные пути ребенка свободны, проверьте его дыхание и кровообращение. Начните искусственное дыхание, сердечно-легочную реанимацию или остановите кровотечение при необходимости.
Предостережение: лучше всего для этого подходит тот, кто прошел подготовку по оказанию первой помощи и получил соответствующий диплом.
– Успокойте и подбодрите ребенка.
– Примите меры по лечению шока у ребенка. Уложите его и поднимите ноги на высоту 30-40 сантиметров. Если вы считаете, что у него есть травмы головы, шеи, спины или ног, просто уложите его поудобнее, и пусть он сохраняет спокойствие.
– Не предпринимайте никаких других шагов по оказанию помощи от сильного ожога. Далее, не давайте ему ничего есть или пить, и ни в коем случае не применяйте холодных компрессов, кремов, мазей, спрэев или масел. Попытки удалить волдыри или омертвевшую кожу могут привести к самым серьезным осложнениям.


Удушье

Если вашему ребенку попала в дыхательные пути пища, жидкость или какой-нибудь несъедобный предмет, он тут же начнет автоматически кашлять, чтобы вытолкнуть это препятствие. Ощущение удушья может оказаться пугающим для ребенка, но пока он может говорить, дышать или сильно кашлять, он, по всей вероятности, сможет сам выбросить из горла этот предмет.
Но если вы видите, что ребенок попал в опасную ситуацию, вам необходимо придти ему на помощь. Принимайте немедленные меры, если у ребенка возникли судороги или потеря сознания. Вы также должны принять немедленные меры, если он не может дышать, кричать, говорить или откашливаться, или если его лицо становится бледным с синеватым оттенком. Правильно исполненный маневр Хаимлиха может спасти ему жизнь.
Вы должны немедленно вызвать неотложную медицинскую помощь. Однако не ждите прибытия помощи и постарайтесь осуществить маневр Хаймлиха.
Маневр хаймлиха для младенца
Для младенца до одного года применяйте следующий метод восстановления дыхания.
Положите младенца лицом вниз вдоль своего предплечья с головой, направленной в сторону ладони. Немного опустите руку, чтобы его голова была ниже остального тела.
Поддерживайте рукой голову ребенка. Держите челюсть между большимпальцем и указательным. Опустите свою руку себе на бедро.
Нанесите четыре сильных удара основанием ладони по спине младенцамежду лопатками.
Затем переверните его так, что теперь он будет лежать на спине.Положите его себе на бедро или другую твердую поверхность головой ниже грудной клетки.
Поместите свои указательный и средний пальцы на грудину младенцачуть ниже сосков и чуть выше конца грудины.
Сделайте четыре быстрых толчка, сжимая грудь каждый раз от полуто-ра до трех сантиметров. Каждый толчок – это отдельная попытка освободить дыхательные пути, выталкивая воздух через трахею.
Продолжайте выполнять серии из четырех ударов по спине и четырехтолчков в грудь, переворачивая младенца с живота на спину до тех пор, пока предмет не будет удален. Однако, если младенец потеряет сознание, прекратите осуществление этого приема. (Для потерявшего сознание младенца вы сможете оказать первую помощь, пользуясь навыками, приобретенными на курсах оказания первой помощи.)
8. Обратитесь за медицинской помощью даже если ваш младенец начнетдышать нормально.
Маневр хдймлиха для ребенка старше одного года
Встаньте или опуститесь на колени сзади ребенка и обхватите руками его поясницу.
Сожмите одну руку в кулак. Поместите ту сторону кулака, где нахо-дится большой палец, в середину живота ребенка. Кулак должен находиться выше пупка и значительно ниже грудины.
Обхватите кулак другой рукой.
Держа локти в стороны, сделайте четыре быстрых толчка снизу вверх.
Повторяйте этот прием до тех пор, пока предмет не выскочит из гор-ла и дыхательные пути не освободятся. Однако прекратите проведение приема, если ребенок потеряет сознание. (Для потерявшего сознание ребенка вы сможете оказать первую помощь, пользуясь навыками, приобретенными на курсах оказания первой помощи.)
Обратитесь к врачу даже если ваш ребенок начнет нормально дышать.

Судороги без лихорадки
Во время судорог (известных также как припадки) ребенок теряет сознание на короткое время. Судороги могут сопровождаться падением; слюнотечением или выделением пены; сильными непроизвольными мышечными сокращениями; потерей контроля над мочевым пузырем или кишечником; временным прекращением дыхания. В некоторых случаях конвульсивные движения отсутствуют, но ребенок становится бледным и вялым.
Судороги могут возникать при разных заболеваниях, но если у вашего малыша раньше не было судорог и у него внезапно начались многократные припадки, это может означать, что он проглотил чтото ядовитое. Обратитесь за немедленной медицинской помощью.
Несмотря на то, что подобные припадки приводят в ужас родителей, обычно они долго не продолжаются и длятся от тридцати до сорока пяти секунд. Если припадок начался, его невозможно остановить. Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка, это вызвать неотложную медицинскую помощь, а тем временем предохранить ребенка от возможных травм. Вот что следует сделать, чтобы защитить ребенка от повреждений во время припадка.
Положите ребенка на землю в безопасном месте. Уберите от него все острые и твердые предметы.
Положите под его голову и вокруг нее подушки.
Расстегните ему воротник, пояс, ослабьте ремень или любую другуютесную одежду.
Поверните его на левый бок, чтобы дыхательные пути оставались отк-рытыми.
Не пытайтесь удерживать ребенка во время припадка и не пробуйте за-совывать что-нибудь между его зубами.
Когда ребенок придет в сознание, он может погрузиться в глубокийсон. Это нормально: не пытайтесь разбудить его.
Не давайте ему пить или есть до тех пор, пока он полностью не прос-нется и не будет отдавать себе отчет в происходящем.

Утопление
Если ваш ребенок находился под водой и больше не дышит, вы можете все-таки спасти ему жизнь, если примете немедленные меры. Вот что нужно сделать.
Вытащите тонущего ребенка и вызовите неотложную медицинскую помощь.
Проверьте основные функции его организма – дыхательные пути, дыха-ние и кровообращение. Если это необходимо, начинайте искусственное дыхание или сердечно-легочную реанимацию, если вы имеете соответствующую подготовку.
Снимите с него холодную мокрую одежду, укройте одеялом, л пальтоили другой одеждой, чтобы согреть и не допустить переохлаждения.
Когда ребенок придет в себя, у него может быть кашель и нарушениядыхания. Постарайтесь успокоить и ободрить его, пока ожидаете прибытия медицинской помощи.
Жертвы утопления должны обязательно подвергнуться осмотру врачом, поскольку в результате несчастного случая могут развиться легочные осложнения.

Удар электрическим током
Травмы от удара электрическим током могут оказаться незначительными, если ваш ребенок получил только кратковременный удар током низкого напряжения, однако удар электрическим током высокого напряжения или удар молнии могут привести к обширным поражениям: тяжелые ожоги, внутренние и наружные повреждения, остановка сердца и дыхания, повреждения нервной системы и иногда смерть. Если ребенок подвергся удару электрическим током, примите следующие меры.
Проверьте, не находится ли ребенок все еще в контакте с электрическим током. Если находится, то не прикасайтесь к нему даже веткой, деревянной палкой или ручкой от щетки. Электрический ток высокого напряжения может проходить по дереву.
Отключите ток настенным выключателем или рубильником на линииэлектропередач.
Проверьте основные функции его организма – дыхательные пути, дыха-ние и кровообращение. В случае необходимости принимайтесь за оказание первой помощи, если знаете приемы.
Вызовите скорую медицинскую помощь.

Травмы глаз
Когда ребенку попадет в глаз ресница или частица грязи, он, возможно, сумеет сам удалить их, моргая или слезы могут смыть маленькую частицу. Но если у ребенка более серьезная глазная травма, это может повредить зрение.
Прикасаясь к глазу ребенка, будьте, однако, очень осторожны. Даже если ребенку в глаз попали химические вещества или инородное тело, вряд ли вы сможете оказать ему немедленную помощь, а если попытаетесь, то может случиться, еще больше повредите «глаз. Кроме того, ваш ребенок будет, несомненно, сопротивляться вашим попыткам помочь ему.
Поскольку при травме глаза требуется вмешательство специалиста, ваша главная задача будет заключаться в том, чтобы оберегать пострадавший глаз, пока не прибудет медицинская помощь. Предпримите следующие шаги.
Инородное тело в глазу
Ожидая прибытия медицинской помощи, наклоните голову ребенка таким образом, чтобы поврежденный глаз был внизу. Промойте глаз, стараясь смыть предмет из глаза, направляя струю от внутреннего уголка к наружному, пользуясь для этого стерильным физиологическим раствором, если он у вас есть. (Если нет, то можно пользоваться обычной водой из-под крана.)
Постарайтесь держать открытым веко, чтобы убедиться, что глаз промыт должным образом. Промывайте в течение пятнадцати – тридцати минут, или до тех пор, пока не прибудет медицинская помощь.
Не нажимайте на глаз и не трите его.
Не пытайтесь удалить инородное тело пальцами, комком ваты иличем-либо еще.
Инородное тело внедрилось в глаз
Немедленно вызывайте неотложную медицинскую помощь, даже если частица в глазу маленькая.
Не прикасайтесь к этой частице. Не разрешайте никому касаться ееили нажимать на глаз.
Если предмет, попавший в глаз, большой, поместите чашку на повреж-денном глазе и прикрепите ее клейкой лентой. Здоровый глаз закройте глазной повязкой или стерильной салфеткой. Если инородное тело небольшое, закройте оба глаза прокладками или стерильной повязкой.
Постарайтесь успокоить и ободрить ребенка.
Попадание в глаз едких химических веществ
Вызовите неотложную медицинскую помощь, затем попытайтесь выяснить природу химического вещества. Посоветуйтесь с местным отделением Центра по контролю за отравлениями.
Не нажимайте на глаз, не трите его и не позволяйте ребенку его те-реть.
Наклоните голову ребенка так, чтобы „поврежденный глаз был внизу.Промойте глаз водой, причем лейте воду от внутреннего уголка к наружному. Продолжайте промывать глаз, по крайней мере пятнадцать – тридцать минут или до тех пор, пока не приедет медицинская помощь. (Чтобы промывание глаза было эффективным, вам, может быть, понадобится пальцами приоткрыть его.)
Если воздействию едких химических веществ подверглись оба глаза, промывайте их в душе.
Даже если пострадал только один глаз, после промывания закройте обаглаза стерильной повязкой. Пусть глаза остаются закрытыми повязкой до прибытия помощи.

Падения
Если упавший младенец или малыш, только что начавший ходить, не начал пользоваться поврежденной ногой или рукой в течение нескольких часов после падения или он начинает плакать при прикосновении к пострадавшему месту, вы можете предположить, что у ребенка перелом кости. Примите следующие меры.
Вызовите неотложную медицинскую помощь.
Не двигайте ребенка, если только поврежденная конечность не иммоби-лизована. Если вы знакомы с приемами первой помощи, наложите шину на конечность в том положении, в каком вы ее нашли.
Пока не прибудет медицинская помощь, ребенок должен сохранять не-подвижность.
Не пытайтесь выпрямить или проверить деформированную кость или сус-тав.
Не давайте ребенку есть или пить.
Если травма сочетается с открытой раной, не дуйте на нее, не мойтеи не прикасайтесь к ней. Покройте рану стерильной повязкой.
Примите меры для предупреждения шока. Если это можно сделать, недвигая поврежденную конечность и не причиняя боль, поднимите ноги ребенка на высоту 30-40 сантиметров, укройте его одеялом.
Предостережение: не пытайтесь перемещать ребенка, если вы подозреваете, что у него травма шеи. Вызовите Телефоны Неотложки по округам! . (Обязательно укройте ребенка одеялом, пока ожидаете прибытия медицинской помощи.)

Травмы пальцев рук или ног
Поврежденный палец ноги или руки может стать черно-синим под ногтем. Часто поврежденное место опухает, а также возникает кровотечение вокруг надногтевой пластины. Когда под ногтем происходит кровотечение, конец пальца ноги или руки становится черным или темно-синим. Давление под ногтем будет очень болезненным.
Если ребенок прищемил палец ноги, или руки, примите следующие меры.
Вызовите врача, если заметите очень большую припухлость, глубокий разрез, кровь под ногтем, кровотечение или если палец кажется сломанным.
Если припухлость и кровотечение не такие сильные, промойте повреж-денное место водой с мылом и наложите повязку из мягкой стерильной ткани. Затем наложите на это место мешочек со льдом или холодный компресс, чтобы облегчить боль и уменьшить припухлость.
Наложите повязку из мягкой стерильной ткани.
Если заметите нарастающую боль, припухлость, красноту, гной или по-вышение температуры в течение 24 – 72 часов после травмы, сообщите врачу немедленно. По-видимому, началась инфекция.

Обморожение
Холодовое повреждение, вызванное сильным морозом и холодным ветром, может оказаться достаточно серьезным и проникнуть сквозь кожу, воздействовав на кровеносные сосуды и кости. Обморожение может произойти с любой частью тела, но чаще всего обмораживаются открытые части лица, пальцы рук и ног, мочки ушей и нос. Обмороженная кожа твердая на ощупь, воскового цвета и онемевшая; когда она согревается, то может покрыться пузырями, распухнуть и приобрести красную, синюю или пурпурную окраску.
Часто трудно судить, насколько серьезно повреждение от обморожения, поэтому старайтесь на всякий случай начинать оказание первой помощи, если вы подозреваете, что у ребенка может быть обморожение. Затем доставьте его к врачу как можно быстрее. Вот что вам следует предпринять.
– Отведите пострадавшего ребенка в теплое помещение.
– Снимите с него мокрую и стягивающую тело одежду, замените ее сухой.
– При отморожении согревайте обмороженный участок тела в течение, покрайней мере, тридцати минут, используя влажное тепло. Погрузите обмороженную конечность в воду температурой чуть выше температуры тела (от 37,5 до 39°). Содействуйте процессу согревания, перемешивая воду рукой. Для тех мест, которые нельзя погрузить в воду, таких как щеки или нос, пользуйтесь теплыми компрессами.
– Учтите, что процесс согревания может быть болезненным. Ребенок бу-дет испытывать ощущение ожога, кожа распухнет и изменит цвет. Когда кожа станет розовой и в ней восстановится чувствительность, участок согрелся.
– После того, как участок кожи согрет, наложите сухую стерильную по-вязку на пораженное место. Если были отморожены пальцы, проложите бинты между каждым пальцем тоже. Сделайте так же, если были обморожены пальцы ног.
– Старайтесь как можно меньше перемещать отогретые участки тела.
– Предупредите повторное обморожение, обернув отогретые места.
– Не согревайте обмороженное место, если нет возможности сохранитьего в согретом состоянии.
– Не применяйте прямой источник тепла, такой как батарея отопления, автомобильный обогреватель, костер или электрическое одеяло для согревания обмороженного участка тела.
– Не массируйте и не растирайте снегом обмороженное место.
– Не нарушайте целостности волдырей на обмороженной коже.

Травма головы
Подвижный ребенок может сильно удариться головой, когда он бежит, карабкается по гимнастической стенке или играет, но если он вскакивает и бежит дальше после удара, маловероятно, что причиненное повреждение серьезно. На протяжении следующих 24 часов вам следует, тем не менее, внимательно наблюдать за ним, поскольку симптомы серьезной травмы головы могут появиться не сразу. Посоветуйтесь с врачом, по крайней мере, по телефону, если у ребенка была травма головы, вызвавшая хотя бы мгновенную потерю сознания. Что касается младенцев грудного возраста, обращайтесь к врачу по поводу всех травм головы, кроме самых незначительных.
Будьте наготове, ожидая такие симптомы как сильную или повторяющуюся рвоту, спутанное поведение, повышенную раздражительность, беспокойство, перемены в характере или сонливость в те периоды, когда ребенок обычно бодрствует. По мнению врачей, вам следует также наблюдать за возникновением головной боли, которая не проходит после применения болеутоляющих лекарств, которые продаются в аптеках без рецепта. Другими симптомами, указывающими на серьезные нарушения, является невнятная речь, негнущаяся шея, двоение в глазах, нарушения зрения, зрачки неодинакового размера, ослабевшие конечности, истечение жидкости или крови из носа или изо рта, или замедление дыхания.
Если вы увидите явную рану, вдавление или перелом черепа у ребенка и кровотечение – принимайте немедленные меры. Но вам следует принять следующие меры предосторожности всякий раз, если вы подозреваете, что у ребенка серьезная травма головы.
– Немедленно вызовите неотложную медицинскую помощь.
– Ожидая прибытия скорой помощи, не перемещайте ребенка, если это невызвано абсолютной необходимостью.
– Не трясите и не поднимайте ребенка.
– Не удаляйте никаких предметов, застрявших в ране или торчащих изчерепа.
– Проверьте основные жизненные функции – дыхательные пути, дыхание икровообращение. И, если это необходимо, принимайтесь за искусственное дыхание, сердечно-легочную реанимацию и/или остановку кровотечения.
– Старайтесь сохранять у ребенка спокойствие и держите его неподвиж-ным.
– Если вы подозреваете, что у ребенка перелом черепа, не оказывайтепрямого давления на кровоточащую рану головы.
– В случае рвоты, наклоните ребенка вперед и поддерживайте голову, чтобы он не задохнулся. Не усаживайте ребенка, если вы считаете, что у него повреждена шея; вместо этого поддержите его голову и шею и поверните на бок.
– Приложите лед к месту припухлости.
Предостережение: лед следует завернуть в кусок ткани или в полотенце, не прикладывая непосредственно к коже, потому что это может вызвать отморожение.
– Если ребенок находится в сумеречном или бессознательном состоянии, считайте, что у него может быть травма позвоночника. Крайне важно, чтобы его голова и шея были неподвижны. Возьмите в ладони его голову и удерживайте в том положении, в каком вы его нашли. Если у него начнется приступ рвоты, поверните ребенка на бок целиком (голова и шея должны находиться в неподвижном положении по отношению к телу), чтобы он не задохнулся и свободно дышал. Но во всех остальных случаях ребенок должен оставаться неподвижным. Ожидайте прибытия медицинской помощи.

Отравление
Если вы подозреваете, что ребенок проглотил, вдохнул, коснулся или ввел внутрь какой-нибудь яд или ядовитое вещество, вы должны сохранять спокойствие, чтобы не встревожить ребенка. Выясните у него, что произошло и когда. (Это вам понадобится, чтобы должным образом отреагировать и принять необходимые меры.)
Старайтесь, чтобы ребенок оставался спокойным, пока вы принимаете следующие меры.
– Загляните в рот ребенка. Если он жевал таблетки или ядовитое растение, удалите остатки таблеток или растения, оставшиеся во рту.
– Ребенок должен оставаться рядом с вами, когда вы пойдете к телефо-ну, чтобы вызвать медицинскую помощь.
– Если ребенок проглотил ядовитое вещество или какое-нибудь ле-карство, захватите с собой коробку или сосуд, в котором они находились, когда пойдете к телефону. Позвоните в местное отделение Центра по контролю за отравлениями. Если в вашем районе нет такого отделения, свяжитесь с врачом, отделением скорой помощи местной больницы или с пунктом неотложной медицинской помощи и следуйте их рекомендациям. Там, куда вы позвоните, наверное, попросят вас зачитать информацию, напечатанную на коробке или на сосуде.
– Сообщите сведения относительно возраста и веса ребенка и описаниепродукта или вещества, которое он проглотил. Вам нужно также оценить количество, проглоченное ребенком, и точное время, когда это произошло.
– Получив медицинские указания по телефону, точно им следуйте. Ни вкоем случае не давайте ребенку никаких средств против отравления (даже сироп ипекакуаны), не спросив совета у врача.

Змеиные укусы
Почти все укусы ядовитых змей требуют немедленной медицинской помощи и введения противоядия, которое имеется в отделениях скорой помощи местных больниц в районах обитания ядовитых змей. Если вы не уверены, была ли змея ядовитой, позвоните в местное отделение Центра по контролю за отравлениями или немедленно отвезите ребенка к врачу.
Существуют меры, которые вы можете срочно предпринять, направляясь в больницу или ожидая прибытия машины “медицинской помощи».
– Пусть ребенок не двигается. Если он начнет двигаться, яд будет быстрее распространяться по его телу.
– Промойте ранку, но не прикладывайте лед или холодный компресс. Неразрезайте ранку и не пытайтесь высасывать яд – это ничуть не помогает.
– Если укус находится на руке или ноге, наложите на конечность шину, сделанную из палки, и обвяжите ее курткой или ремнями от рюкзака – чем угодно, лишь бы конечность оставалась неподвижной.
– Опустите укушенное место ниже уровня сердца.
– Используйте давящую повязку – если знаете как применить ее. (Этомуучат на курсах первой медицинской помощи.)
Предостережение: не накладывайте жгут, который прекращает кровообра-щение.
– Если змея мертва, захватите ее к врачу или в отделение неотложноймедицинской помощи. Змеиный укус можно лечить более эффективно, если врач точно знает, какая змея укусила ребенка.

Детей можно и нужно обучать первой помощи!

XXI век – это век высоких технологий, беспроводных коммуникаций и огромных скоростей. Но также это и век экстремизма, террористических акций, роста насилия и агрессии в мире, увеличения количества природных катаклизмов и различных экстремальных ситуаций. Дети же являются наиболее уязвимой категорией населения, поскольку они менее всего подготовлены к встрече с чрезвычайными ситуациями (далее ЧС).

Сегодня в системе школьного образования предусмотрена подготовка детей к ЧС и обучение правилам поведения в экстренных ситуациях в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Однако преподавание этого предмета начинается только в 6-7 классах, и дети более раннего возраста остаются без необходимых навыков поведения. Ни для кого не секрет, что маленький ребенок, столкнувшись с чрезвычайной ситуацией не понимает происходящего, а ведь он мог бы стать помощником. С того момента, когда ребенок выучил цифры, он уже может вызвать службу спасения и тем самым спасти кому-то жизнь. В работе служб спасения известны такие случаи, когда удавалось спасти жизни людей благодаря звонку маленького ребенка, который смог позвонить в «01» . Обучать детей оказывать первую помощь никогда не рано. Конечно же, рассказывать первокласснику о технике проведения непрямого массажа сердца не стоит, но с детства ребенка нужно учить азам оказания первой помощи. Чем старше ребенок, тем более глубокие знания в вопросах оказания первой помощи он должен получать. Каждый человек должен уметь оказывать экстренную помощь хотя бы в минимальном объеме, ведь в критической ситуации это может спасти кому-то жизнь.

Первая помощь - срочное выполнение мероприятий, необходимых при несчастных случаях и внезапных заболеваниях, меры срочной помощи раненым или больным людям, предпринимаемые до прибытия врача или до помещения больного в больницу.

Правила оказания первой помощи - это простые и необходимые каждому знания, которые помогут произвести немедленную помощь пострадавшим прямо на месте происшествия. Бывают ситуации, когда знания о первой медицинской помощи приходится применять самому пострадавшему. По статистике до 90% погибших могли бы остаться в живых в случае оказания своевременной и квалифицированной первой помощи в первые минуты после происшествия.

Знания и навыки по оказанию первой помощи необходимы всем, ибо несчастный случай, или острое заболевание, или отравление, утопление и т.п. могут произойти в любое время.

Основное, что мешает решить проблему быстрого и эффективного обучения - это формализм в обучении приемам первой медицинской помощи, а не практических занятий. Чтобы потенциальному спасателю (а им должен стать каждый) не мешали естественные сомнения и страхи, необходимо вложить в его руки достаточно твердые навыки, а в сознание - уверенность в важности и правильности его действий. Но именно навыкам и выработке установки на непременное оказание помощи в условиях традиционного школьного обучения (информирования о знаниях) уделяется недостаточно внимания. Таким образом, обучение первой медицинской помощи на уроках ОБЖ играет огромную роль. В современных условиях повышенной опасности необходимо учить подростков оказывать первую медицинскую помощь. Для эффективного оказания первой медицинской помощи любым среднестатистическим человеком важно, чтобы его подготовка начиналась уже со школьной скамьи. Детей можно и нужно обучать первой помощи, чтобы обезопасить их самих, обучив правильному поведению при ЧС, и чтобы дать им возможность помочь другому человеку, если тому стало плохо, даже когда других взрослых рядом не оказалось.

Вы никогда не задумывались, почему упавший человек первые несколько секунд крайне замедлен, словно даже заторможен? В первые секунды после падения организм проводит самую примитивную "диагностику" собственного состояния, а именно: не болит ли где-то что-то слишком сильно? Резко подняв человека вы можете усугубить возможную травму. Лучше присядьте рядом, быстренько оглядите пострадавшего (на предмет того, не натекают ли где лишние кровавые лужицы), и через несколько секунд (когда мозг "отключится от диагностики" и "включится в реальность") задайте самый примитивный вопрос: где больно? И на сколько сильно? Если для обычного падения резкий подъем чреват усугублением травмы, то для обморока резкое принятие вертикального положения чревато обмороком повторным. Вот шел себе человек. Что-то произошло и он потерял сознание, упал, и почти тут же пришел в себя. Его почти тут же поднимают и..... кровь резко отливает от головы из-за резкой же перемены положения тела, и наш пострадавший снова теряет сознание. Если человек упал в обморок - во-первых, оставьте его лежать где упал. А после приведения в чувство дайте ему отсидеться - да пусть даже на той самой лестнице в метро, где он упал. В случае обморока человеку лучше дать самому оценивать, держат его сейчас ноги или нет.

В случае ДТП пострадавшего нужно вытащить из машины? Показание к вытаскиванию пострадавшего из машины "прямщас" только одно. Если вы уверены, что автомобиль сейчас загорится\взорвется, то есть - если есть угроза жизни пострадавшему. Во всех остальных случаях пострадавшего в машине не трогаем. Можно встать с ним рядом и просто поговорить, этим вы человеку поможете больше. Вообще во всех ситуациях, когда нет прямого риска для жизни, пострадавшего с места не трогаем.

Умение оказать первую помощь и оценить ситуацию - элементарный, но очень важный навык! В экстренной ситуации ребенок может спасти чью-то жизнь и очень важно не растеряться и не испугаться в такой момент. Многие люди в панике могут просто не предпринять никакого решения, так как они сами напуганы и не знают, что делать. Очень важно найти правильный выход. Конечно, в экстренной ситуации растеряться могут и взрослые, однако, когда алгоритм оказания помощи доведен до автоматизма, срабатывает так называемая мышечная память. Реалии требуют новой формулировки - каждый должен научится приемам оказания первой помощи, знать как психологически правильно себя вести в экстренных ситуациях и как, хоть и минимально, помочь человеку попавшему в беду. Даже просто зная, когда можно или нельзя трогать пострадавшего, и различая кровотечения уже можно помочь человеку.