Рисование в старшей группе весна красна. Конспект НОД по рисованию с детьми старшей группы детского сада «В лес пришла весна

Нетрадиционная техника рисования «Ранняя весна» в старшей группе.


Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по рисованию на тему «Ранняя весна».
Цели: закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, бегут ручьи, растет трава; возвращаются перелетные птицы);
Задачи:
1 развивающие:
развивать логическое мышление (учить детей внимательно рассматривать картины, анализировать их);
с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей интерес к изобразительной деятельности;
2 обучающие:
совершенствовать цветовосприятие (выбирать оттенки данной тематики - холодные, радостные).
познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования – монотипией;
родолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию.
3 воспитательные:
воспитывать интерес к творчеству.
Оборудование: репродукции картин, альбомный лист, краски, кисти, губка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, что бы наше занятие прошло успешно, нам нужно «позвать» хорошее настроение. Из окошка нам улыбается солнышко, давайте мы тоже ему улыбнемся и улыбнемся друг другу. Молодцы! Мы начинаем занятие по изобразительной деятельности, а тему вы мне назовете, когда отгадаете загадку:
Тает снежок, ожил лужок,
день прибывает, когда это бывает? (Весной)
Воспитатель: Правильно! Мы с вами будем рисовать «Раннюю весну». Мы ее нарисуем в специальной нетрадиционной технике рисования - монотипия пейзажная.
Чтобы правильно ее нарисовать нам нужно побеседовать: узнать, вспомнить признаки наступления весны.
(Показ репродукций картин знаменитых художников)

А. Саврасов «Грачи Прилетели»
Воспитатель: Это полотно А. Саврасова «Грачи прилетели». Что вы видите на нем?
Воспитатель: Дети, расскажите какие цвета использовали художники на этих картинах. Какое настроение появляется при рассматривании этих произведений искусств?


Ранняя весна (Куинджи)
Воспитатель: Ребята, это картина художника Куинджи «Ранняя весна». Что на ней изображено? Какие краски использовал художник? Почему назвал ее «Ранняя весна»?


Воспитатель: эта картина написана Левитаном, называется «Весна. Большая вода». Опишите ее.
Каких красок на картине художника больше? Всмотритесь в талую воду на картине, что можно там увидеть? Какое небо? (голубое) почему? Да правильно, это весна, на небе больше стало солнце, поэтому небо голубое-голубое, как будто солнце освещает небо и плывут легкие облака.
Воспитатель: Как вы уже знаете мы будем рисовать раннюю весну по типу монотипия пейзажная.
Монотипия - техника свободы и Божественного вмешательства!
Монотипия: Два слова: «моно» и «типия». Монотипия (от «моно» - один и греч. «типос;» - отпечаток, оттиск, касание, образ...) - вид печатной графики.
Воспитатель: Возьмите альбомный лист и положите его вертикально. Согните его пополам.


Воспитатель: Мы будем рисовать на верхней половине альбомного листа, а нижняя часть будет отражением вашего рисунка. Для этого мы будем использовать краски, кисти.
Воспитатель: рисуем небо, деревья, таящий снег, проталины, грачей и т.д. Рисуйте в свободной форме, как вы представляете наступление весны.
Пока вы рисуете я прочту вам «Весенную сказку» Д. Н. Садовникова, для подсказки какие элементы пейзажа и признаки весны можно нарисовать.
Дети, весна на дворе!
Льдинка на мерзлом окне
Сказку о милой весне
Утром напомнила мне.
В царстве суровой Зимы
Нет суеты никакой,
Только жестокий Мороз
Ходит повсюду с клюкой.
(Во время чтения сказки воспитатель добавляет штрихи на рисунках детей, чтобы получилось более выразительно).


Смотрит, надежен ли лед,
Плотен ли выпавший снег,
Сыты ли волки в лесу,
Жив ли в избе дровосек.
Все от Мороза ушли,
Все, кому жизнь дорога,
Только деревья стоят:
Их придавили снега…
Некуда лесу уйти:
В землю корнями он врос…
Ходит вокруг и стучит
Палкою белый Мороз.


Звонко сбегают ручьи,
Шумно проносится лед:
Там, где проходит Весна
В блеске своей красоты,
Рядятся в зелень луга
И выбегают цветы.
Листьями кроется лес,
Все в нем растет и поет…
Возле веселой Весны
Пестрый сплелся хоровод.
«Милая, спой, расскажи,
Что ты видала во сне?» -
Резвые дети кричат,
Шумно сбегаясь к Весне.
Слышал Мороз про Весну,
Думает: «Дай погляжу,
Сам на людей посмотрю,
Людям себя покажу.
Чем я Весне не жених?
(Мысли приходят ему).


А не захочет, тогда
Силою в жены возьму!
Стар я, да что за беда,
Все же в округе я – царь.
Сплошь мне по этим местам
Вся повинуется тварь…»
В путь собрался и пошел,
Бросив подругу Метель,
Ту, что холодной Зиме
Снежную стелет постель.
Всеми любимой Весне
Вести приносит гонец,
Пестрый товарищ людей -
Наш домовитый скворец.
Утром я видел Мороз…
Всем нам большая беда:
Он осердился опять,
Хочет вернуть холода.


Видел я сам: на полях
Стало бело-пребело,
Видел на тихой воде
Льда голубое стекло.
Сам он с большой бородой,
Белый и строгий на вид…
Мы не пускаем, а он:
«Сватать иду!» - говорит.
Душно Морозу идти…
Скоро ли кончится путь?
Думает он, где бы прилечь,
Где бы ему отдохнуть.
Видит - глубокий овраг,
В нем затаился лесок…
Как до березы дошел,
Возле свернулся и лег.
Много ли, мало ли он
В этом овраге проспал,
Только очнулся когда -
Стал удивительно мал.
В лес побежали гурьбой
Дети черемуху рвать…
Вот так ледышка лежит -
Взяли Весне показать.
Дети! Вы были в лесу?
Вам не попался Мороз?
Только сосульку нашли!
Вот он! В кармане принес!
Слыша такие слова,
Все засмеялись вокруг:
Птицы, цветы и ручьи,
Озеро, роща и луг.
Так что, царица сама
Нахохоталась до слез…
Сильно ее насмешил
Дедушка белый Мороз!


Воспитатель: Возьмете губку для смачивания листа чистой водой, и промочите нижнюю половину листа. Ну что, не терпится увидеть, что получится в итоге?

Конспект занятия по рисованию

на тему: «Ранняя весна. Прилет грачей»

Воспиатель:

Тема: «Ранняя весна. Прилет грачей».

Программное содержание. Познакомить с творчеством художника. Учить передавать на бумаге характерные особенности ранней весны (высокое голубое небо, земля освобождается от снега, прилетают птицы и др.). Учить гармонично располагать сюжет на листе бумаги. Закреплять навыки тонирования бумаги с помощью известковых мелков, акварели, рисования восковыми мелками. Развивать у детей наблюдательность, творчество, чувство композиции. Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, любовь к родной природе, Родине; устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Материалы. Аудио и видео техника, картины с изображением весны А. К Саврасова. На каждого ребенка: листы белой бумаги, восковые мелки, известковые мелки, акварель , кисть № 6, № 3, баночки с водой, салфетки, палитра.

Предварительная работа. Наблюдения за природой (экскурсия в парк, на пруд, по улицам города), чтение художественной литературы , заучивание стихов о весне, беседы, рассматривание пейзажей художников.

Коррекционная работа. Употребление в речи слов: картина, пейзаж, природа, художник. Названия перелетных птиц, приметы весны. Развивать мелкие мышцы пальцев рук.

Ход занятия.

Восп. (загадывает загадку)

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает?

Дети. Весной.

Восп. Правильно. Как вы уже догадались, разговор у нас сегодня пойдет о весне. О ранней весне.

Весну издавна любил народ. Люди ее называли «Весна – красна». О весне поэты слагали стихи. Кто из вас может вспомнит и прочесть нам стихи о весне?

(Дети читают ранее разученные стихи 1 - 2)

Восп. С чего же начинается весна?

Дети. С капели, проталин, светит ярко солнце, появляются подснежники, прилетают перелетные птицы и т. д.

Восп. А какие птицы прилетают к нам весной?

Дети. Грачи, журавли, скворцы, ласточки, жаворонки.

Восп. А что они делают?

Дети. Строят гнезда, чинят старые.

Восп. (показ на видео) Сегодня мы с вами познакомимся с русским художником, который очень любил рисовать природу нашей страны – это Алексей Кондратьевич Саврасов. Он жил очень давно в Москве, в семье небогатого торговца. С самого детства он любил рисовать природу. вырос, он поступил в училище живописи. Саврасов много ездил по России, любовался красотой природы, явлениями, которые происходят, а потом эту красоту передавал в своих картинах. Сейчас мы посмотрим картины этого художника. Это лишь малая часть того, что нарисовал Саврасов. Эти картины о весне.

Обратите внимание на то, как художник показал нам весну, какие краски он использовал, чтобы передать настроение картины.

(по ходу просмотра комментарии)

Физминутка « Грачи».

Грачи летели, машут руками, изображая птиц

Все люди глядели.

Грачи садились, приседают, руки опускают за спиной

Все люди дивились. как бы складывают крылья.

Сели, посидели, делают взмахи руками « крыльями»

Взвились, полетели встают, делают вид, что летят

Полетели, полетели

Песенки запели. Звук «Кра – кра»

Восп. А теперь подумайте, ребята, какой сюжет вы бы хотели нарисовать, что вы изобразите на своем листе бумаги. Какие цвета вы возьмете для ранней весны? С помощью какого материала можно передать прозрачность и голубизну весеннего неба, снег, каким материалом птиц, деревья.

(подготовка материалов к работе)

Восп. (включит негромкую мелодичную музыку)

Музыка поможет вам почувствовать, как просыпается природа после зимних холодов, какое у нее настроение.

Самостоятельная работа детей.

(В ходе работы следить, чтобы дети правильно и свободно, без напряжения держали кисть, следить за осанкой детей)

Выставка работ.

Восп. (Просит 1 – 2 детей попросить рассказать какой рисунок им понравился и почему.

(Отметить наиболее удачные работы, похвалить всех детей.)

Восп. Посмотрите, как изобразил весну и прилет грачей художник Саврасов, эта картина так и называется «Грачи прилетели». После занятия вы сможете поближе ее рассмотреть.

Итог.

Ребята, мы с вами сегодня много говорили о весне, рассматривали картины. Каждый из вас старался, и в ваших рисунках видно, что природа проснулась, ожила.

Задачи: расширять у детей 5-6 лет представления о весне; формировать умение рисовать разными способами и техниками, использовать различные изобразительные материалы; воспитывать дружелюбие, самостоятельность, аккуратность.

Материал: лист бумаги большого размера (для коллективной работы), штампы, ватные палочки, смятая бумага, трафареты, гуашь, кисточки; венок их цветов, конверт, магнитофон; 2 изображение солнца (весёлое и грустное).

Ход занятия по рисованию:

Дети становятся в круг, берутся за руки.

Проводится игра-приветствие (по выбору воспитателя).

Воспитатель:

– Ребята, отгадайте загадку:

Она раскрывает почки в зелёные листочки,

Деревья одевает, посевы поливает,

Движения полна, а зовут её… (весна).

– Как мы можем сказать о весне, какая она?

Дети: зелёная, тёплая, красивая, яркая, разноцветная, звонкая и т. д.

– Вы знаете стихи о весне. Давайте их прочтём.

Дети рассказывают стихи о весне.

Воспитатель:

– Ребята, я сегодня шла к вам в детский сад и встретила красавицу Весну. Она подарила мне этот красивый венок из цветов и листьев и попросила передать вам вот это письмо. Давайте его прочитаем:

«В лес весенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключения

Вам, ребята, не найти».

Воспитатель:

– Весна приглашает нас отправиться на прогулку в весенний лес. Давайте примем её приглашение. Вот мы и пришли. Правда здесь как-то совсем не весело. Всё кругом белым-бело. Глядите, нас солнышко встречает (обращает внимание детей на изображение «грустного» солнца, размещённого на стене). Но почему-то оно не ласковое, не улыбается.

«Здравствуйте, ребята. У Весны-красавицы случилась беда. На весеннюю поляну налетела злая вьюга, замела её снегом, заморозила все цветы. А сугробы настолько глубокие, что мои лучики не могут пробиться к земле. Кто же поможет Весне?».

Воспитатель:

– Давайте-ка, поможем солнышку и Весне? Давайте нарисуем свою картину о весне. Солнце засветит ярче и растопит снежные сугробы.

А что бы, ребята нарисовали на такой картине?

Дети: солнце, облака, деревья, цветы, птиц и др.

Воспитатель:

– Мы можем напечатать цветы штампом из пробки. А ватной палочкой дорисовать стебель и листочки. Вы это уже умеете. Деревья можно нарисовать смятой бумагой, ствол кисточкой, а листочки и почки тоже дорисуем ватной палочкой.

Воспитатель показывает способ рисования дерева.

Воспитатель:

– Как вы думаете, с помощью чего можно сможем нарисовать солнце и облака?

Дети: пальцем, смятой бумагой, ватной палочкой, при помощи трафарета и т. д.

Воспитатель:

– Подумайте, что вы хотите нарисовать. Выбирайте материал и краски.

Ребята выполняют коллективную работу. Звучит спокойная музыка.

Когда работа почти закончена, воспитатель меняет изображение грустного солнца на весёлое.

Воспитатель обращает внимание на изображение солнца:

– Ребята, посмотрите, солнышко начало улыбаться и снова дарит нам своё тепло.

Звучит аудиозапись (обращение солнца к детям):

«Спасибо, вам, ребята, за чудесную картину. Вы очень постарались. Я согрею своим теплом лесную полянку, и скоро здесь появятся трава, цветы и листочки».

Воспитатель:

– Мы рады, солнышко, что смогли помочь Весне.

Что ж, ребята теперь нам время отправляться в наш детский сад.

Проводится релаксация, дети обмениваются впечатлениями о том, что больше всего понравилось на занятии.

Занятие по рисованию с детьми 5-6 лет подготовила Е. Шляева

Цель:

Развитие творческих способностей и познавательных интересов дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о весенних явлениях в природе.

Развивающие:

  • Активизировать словарь детей по теме «весенние цветы».
  • Развивать умения и навыки детей в рисовании в технике «рисование по мокрому».
  • Развивать воображение, чувство композиции.

Воспитывающие:

  • Воспитывать смелость, уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними.

Предварительная работа: наблюдение весенних явлений в природе; рассматривание цветов, чтение стихотворений, художественной литературы, загадывание загадок.

Словарная работа: первоцветы, путешествие, щебечут, чудесная, Красная книга, медуница, сон-трава, гусиный лук, ветреница.

Материалы: рисунок солнца грустного и веселого, аудиозаписи, ноутбук, ватман, акварель, манка, соль, кисти, карандаш, стаканчики с водой, тонированный лист бумаги голубого цвета на каждого ребенка.

Ход занятия

Дети входят и встают вокруг педагога.

Воспитатель:

В страну чудесную

я приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Нет и снега там, нет и холода,

Там все проснулось ото сна.

Мы поедем из города

В страну чудесную — Весна!

Воспитатель: — Согласны отправиться в путешествие?

Дети: — Да.

Воспитатель:

Мы все весело шагаем, (Идут маршевым шагом)

Ноги выше поднимаем. (Ходьба с высоким подниманием колена)

Потопают ноги

По прямой дороге. (Шагают на всей стопе).

И поскачут ноги,

Прямо по дороге, (Делают подскоки).

Скакали, скакали,

И встали. Стоп! (Останавливаются).

По узенькой дороге

Пойдут тихонько ноги. (Идут на носках).

Друг за дружкой побежали,

И нисколько не устали. (Бегут на носках).

И опять шагаем,

Ноги поднимаем. (Идут маршевым шагом)

Воспитатель: — Вот мы и приехали в эту чудесную страну. В этой стране солнце ласково смеется, звонко бежит ручей, тают сугробы.

А какие еще признаки весны вы знаете?

Дети: — Греет ярче солнце, появляются зеленые листочки, щебечут и поют птички, появляется зеленая трава.

Воспитатель: — А еще в этой стране есть чудесная цветочная поляна, усыпанная разными цветами. Хотите узнать какими?

Дети: — Да.

Воспитатель: — Пройдемте со мной и посмотрим.

Дети с воспитателем подходят к ноутбуку. Воспитатель показывает презентацию: «Весенние цветы».

Загадки: (Слайды).

1. На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький …(подснежник).

Золотой цветочек,

2. Листья изумрудные,

С одной стороны нежные,

А с другой чуть грубые.

Что это за растение?

Скажите поскорее! (мать-мачеха).

3. Он цветочный принц –поэт

В шляпу жёлтую одет.

Про весну сонет на бис

Прочитает нам …(нарцисс)

4. Белые горошки

На зелёной ножке (ландыши).

5. Их в Голландии найдёте,

Там везде они в почёте.

Словно яркие стаканы,

В скверах там цветут …(тюльпаны.)

6. Это прозвище недаром у красивого цветка.

Капля сочного нектара и душиста и сладка.

От простуды излечиться вам поможет… (медуница).

7. Цветы ветреницы на белых стебельках, покачиваются, даже от слабого ветра. (ветреница)

8. Не успело солнце появиться,

В земле его бутону не сидится.

Голубовато — лиловые колокольчики раскрывает,

Листья свои к свету не пускает.

Народ верил, что он сон навевает,

Людям радость и горе предвещает.

Носит мохнатую шубу в холодную погоду,

Не боится мороза и украшает природу.

Прострел раскрытый (сон-трава).

9. У корней берёзочки золотые звёздочки,

А в земле есть луковки, чуть побольше клюковки.

Его люди не едят, хоть он луку близкий брат,

Но если гуси прилетят, то им-то он не будет рад (гусиный лук).

10. Мы растенья эти знаем,

бережем и охраняем.

В книгу Красную они
уже давно занесены:

-подснежник

— ландыш
— ветреница
— медуница
-гусиный лук
— прострел…

11. Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок.

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны и

не будет красоты!

Дерево, цветок, трава и птицы

Не всегда умеют защищаться

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Воспитатель: — Ребята, вставайте в круг, давайте поиграем в игру «Весенние цветы».

Проводится игра с мячом «Весенние цветы».

Появляется Весна. (весенняя мелодия)

Подходим к мольберту на котором прикреплен ватман с нарисованной снежной полянкой и солнцем.

Весна: — Здравствуйте, ребята! Я — красавица Весна. В моей стране случилась беда.Солнышко не ласковое, совсем не улыбается (показываю на грустное солнышко) . Все белым-бело. А все потому что на волшебную поляну налетела злая Вьюга, занесла ее снегом, заморозила все цветы. Снежные сугробы такие глубокие, что лучам солнца никак не пробиться. Помогите, мне ребята, растопить снег.

Воспитатель: — Ребята, давайте поможем Весне.

Проводится игра «Веснянка»:

Солнышко, солнышко

Золотое донышко, (по кругу).

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей (бегут).

Прилетело сто грачей (машут, стоя на месте).

А сугробы, тают, тают (приседают на месте),

А цветочки подрастают (дети медленно встают).

Весна: — Ребята, какие вы молодцы, растопили нашу цветочную поляну. Но посмотрите, что наделала вьюга, ни одного цветочка не пожалела. Давайте посадим на эту весеннюю поляну самый первый цветок, который просыпается весной. Угадали что это цветок?

Дети: — Это подснежник.

Весна: — Молодцы. Сейчас проходите к столам давайте и попробуем украсить поляну подснежниками.

Дети проходят к столам, где находится материал для рисования и присаживаются.

Весна: — Ребята, посмотрите на иллюстрацию подснежника (иллюстрация прикреплена на мольберт). Давайте рассмотрим эти цветы. Из каких частей состоит цветок?

Дети: — Стебель, чашелистик, лепестки, листья.

Весна: — Какого цвета будут у нас лепестки у подснежника? А стебель, чашелистик, листья?

Дети: — Лепестки-белые, стебель, чашелистик, листья — зеленые.

Весна: — Сегодня мы с вами научимся рисовать подснежник необычным способом – по «мокрому» с добавлением манки и соли (показ).

Весна: — Ребята, давайте подготовим наши пальчики для рисования.

Упражнение. Цветы

Наши нежные цветки (Плавно раскрывают пальцы)

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, (Помахивают руками перед собой)

Лепестки колышет.

Наши нежные цветки (Плотно закрывают пальцы)

Закрывают лепестки

Головой качают, (Плавно опускают их на стол)

Тихо засыпают

Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение

Индивидуальная работа: помогаю затрудняющимся в работе детям.

В это время воспитатель меняет мимику солнца с грустного на веселое.

Весна: — Я рада, что вы нарисовали столько цветов для полянки.

Раз, два, три, выросли цветы!

К солнцу потянулись высоко:

Стало им приятно и тепло!

Пусть они цветут, растут,

Радость всем несут!

Весна: — Ребята, смотрите, солнышко стало улыбаться! Оно опять дарит нам тепло. Несите свои рисунки сюда на полянку. Какая она получилась у нас красивая! Какие вы молодцы! Спасибо вам! До свидания, ребята!

(Дети прикрепляют рисунки на полянку).

Воспитатель: — Пришло время прощаться с волшебной поляной. Нам надо возвращаться домой.

Педагог включает музыку «Весеннее настроение».

Воспитатель: — Раз, два, три все повернулись и в садик мы вернулись. Вам понравилось путешествие? Что больше всего запомнилось? Какое у вас настроение?

Дети: — Да, понравилось…(ответы детей)

Воспитатель: — Вот мы с вами вернулись в детский сад. Давайте, передадим свое хорошее настроение, свое тепло друг другу. Согласны?

Педагог включает аудиозапись «Встреча весны», проводится игра «Передача настроения»

Воспитатель: — Согрейте ладошки своим теплом. (дети имитируют беззвучные хлопки под музыку) Согревайте свои ладошки! А теперь передавайте тепло друг другу и всем нашим гостям! Подходите, не стесняйтесь! Передайте свое тепло и нежность гостям! (имитируют игру в «ладошки») . Посмотрите, как всем стало хорошо!

Скачать презентацию

воспитатель МБДОУ «Детский сад №11»

г. Лысьва, Пермский край, Россия