Сколько весит рюкзак первоклассника? Сколько должен весить ранец школьника или какова тяжесть современного образования Вес портфеля ученика начальной школы по санпин.

Собрать первоклассника в школу сейчас не сложно. Главное, иметь чёткое представление, что обязательно потребуется вашему ребёнку, а без чего можно обойтись. Мы разобрались с вопросом, сколько должен в идеале весить рюкзак и сколько выходит на практике с учётом всех уроков.

Ранец

В поисках стандартов, предъявляемых к школьным ранцам, идём на сайт Роспотребнадзора, где указаны не только вес, но и рекомендуемые размеры : высота рюкзака должна быть от 300 до 360 миллиметров, высота передней стенки – от 220 до 260 миллиметров, ширина – от 60 до 100 миллиметров, длина плечевого ремня не менее 600–700 миллиметров, ширина плечевого ремня не менее 35–40 миллиметров. При этом допускается увеличение размеров, но не более, чем на 30 миллиметров.

При покупке ранца необходимо обратите внимание, на какой возраст рассчитано изделие. Информацию о возрасте пишут редко. А вот вес обычно указывают. Чаще всего, производители просто пишут, что он не превышает одного килограмма.

Мы взвесили несколько ранцев. Средний вес колеблется от 700 граммов до 1 килограмма, некоторые - чуть тяжелее - до 1,2 килограмма.

Роспотренбнадзор указывает, что оптимальный вес рюкзака для обучающихся начальных классов – 700 граммов. Но при этом ученические ранцы для детей младшего школьного возраста обязательно должны быть с жёсткой задней стенкой, чтобы нагрузка на спину ребёнка была равномерной. Лучше всего, если это будет специальная рельефная ортопедическая спинка, она помогает формировать правильную осанку и равномерно распределяет вес, снимая нагрузку с опорных точек.

Канцелярия

Перечень канцелярии, которая потребуется первокласснику для одного учебного дня: блокнот, карандаши (простые и цветные), ластик, линейка, шариковые ручки, тетради (клетка и линия), точилка, фломастеры.

На уроках технологии и ИЗО обязательно нужны акварель, альбом для рисования, доска для лепки или клеёнка, цветной картон, клей-карандаш, ножницы, пластилин, цветная бумага.

Учебники и рабочие тетради

Как оказалось, требования к школьным учебникам касаются не только содержания, оформления, но и веса книг. Учебник для первого класса должен быть не тяжелее 300 граммов.

В реальности вес варьируется в зависимости от программы и необходимого набора тетрадей.

Оптимальный вес рюкзака первоклашки

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей для учащихся первого класса не должен превышать 1,5 килограмма. На деле такой расклад едва ли возможен. Мы собрали рюкзак на один плотный учебный день (русский язык, математика, чтение, технология). Общий вес учебников и канцелярии составил почти 2 килограмма.

Оптимальное соотношение веса ранца с учебниками, тетрадями и канцелярией к весу первоклашки составляет 1:10. Такой подход учитывает индивидуальные возможности ребёнка. К слову, среднестатистический первоклашка весит 22 килограмма.

Наш собранный портфель весит 2,8 килограмма. А помимо всего дети берут с собой бутылочку с водой, яблоко или банан, влажные салфетки, спортивную форму и кучу других мелочей. Многие берут в школу игрушки.

Получается, чтобы носить такой портфель без вреда для здоровья, нужны первоклашки с весом не менее 30 килограмм.

Использование ранцев ученических для переноса книг, тетрадей, необходимых учебных пособий более целесообразно, чем различного рода сумок, портфелей и т. п. Ношение книг и прочих ученических принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки, формирует правильную осанку, освобождает руки. Больше того, – не затрудняет работу органов дыхания, системы кровообращения.

Учитель, при сотрудничестве с родителями, может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей.

Данные рекомендации отражены в новых СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение 1), а также в Единых санитарно - эпидемиологических требованиях к товарам, подлежащим санитарно - эпидемиологическому надзору.

Вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 – 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал, используемый для изготовления ранцев, должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.

Ранец может иметь два отделения или одно отделение с карманом или вкладышем: основное, – для книг и тетрадей, меньшего размера, – для ручек, карандашей и т. п. Плечевые ремни должны быть прочно закреплены по середине верхнего края задней стенки или на шпации в местах крепления ручки. В нижней части ремней необходимо приспособление, позволяющее изменять их длину в соответствии с ростом ребенка и характером одежды. Один из ремней должен иметь разъём, облегчающий одевание и снимание ранца. Пряжки или другие приспособления для изменения длины ремней следует крепить на дне ранца во избежание травм и порчи одежды.

Требования к весу учебников и письменных принадлежностей также включены в новые правила (п.10.32). Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг, 3-4-х классов - более 2 кг, 5 - 6-х - более 2,5 кг, 7-8-х - более 3,5 кг, 9-11-х - более 4,0 кг.

В соответствии с СанПин 2.4.7.1166-22.4.7. «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и профессионального начального образования», вес каждого издания не должен быть более:

  • 300 гр. – для 1-4 классов
  • 400 гр. – для 5-6 классов
  • 500 гр. – для 7-9 классов
  • 600 гр. – для 10-11 классов

Вес изданий для 1-4 классов, предназначенных для работы только в классе, не должен превышать 500 граммов. Допускается увеличение веса изданий не более чем на 10%.


Вот и лето прошло, словно и не бывало… .

А вместе с ним приход осени и, конечно, 1 сентября – начало Нового учебного года. И пусть не в каждой семье есть школьники и студенты, всё равно это повод вспомнить свои школьные и студенческие годы - ведь в душе мы все ученики.

Вряд ли найдётся такой ребёнок, горевший желанием пойти после в школу, разве что первоклассник, который пока ещё не знает, что ждёт его целых 11 лет… 🙂 .

И всё-таки 1 сентября всегда праздник, некий старт на год вперёд, на взятие новых рубежей. Это встреча с друзьями, которых не видел всё лето, с учителями, это новые планы, новые предметы, новые знания…. Я всегда любила первый день своего нового учебного года, потом 1 сентября своей дочери… А вы!?... Помните свои ощущения от этого праздника?

1 сентября 2017 года в школах России увеличится число обучающихся, и это естественно, ведь сегодня в первый класс идут те, кто родился в 2009-2010 годах, когда поднялась в России и продолжил работать "Материнский капитал". Общее количество школьников составит более 14 миллионов .

Пост министра просвещения второй год занимает Ольга Васильева, сменившая в прошлом году Ливанова. особых потрясений в прошлом учебном году не произошло, надеемся не будет и в этом.

Новые стандарты школьной жизни

Продолжится, введённая в 2016 году, система сдачи экзаменов для школьников с 4-го по 8-ой класс. Они представляют собой итоговые тестовые экзамены, некий аналог ЕГЭ.

Что касается ЕГЭ, то изменений не планируется. Постепенно утихает нервозность этого процесса и как бы его не хотели передовые умы страны, всё же в ближайшие годы такой тип экзаменов останется в школе. Судьба третьего обязательного для сдачи предмета, пока обсуждается. Больше всего шанцев в списке претендентов у истории, а так же общество настаивает на:

  • литературе;
  • физике;
  • иностранном языке;
  • обществознании;

В 2017-2018 планируется ввести новые предметы, вернее вернуть астрономию, некогда отменнёную, что не может не радовать. И появится новые предметы: робототехника и психология. Первый сольётся с информатикой, второй возможно присоединится к ББЖ.

Школа начинает поэтапный переход на односменную работу, пока там, где это возможно. Постепенно во всех школах занятия будут проводиться в одну смену.

Завершится кампания по внедрению школьной формы там, где она ещё не введена. Единого стандарта школьной формы нет, всё на усмотрение школ, самих учащихся и их родителей. Представлено несколько десятков вариантов школьной экипировки отечественных и иностранных производителей. Многие из них прошли экспертизу соответствия требованиям к школьной форме. Так что есть из чего выбирать. Вот такая красота мне очень нравится, думаю, и дети с радостью её будут носить:

С этого года продолжится ввод в программу второго иностранного языка.

А вот электронные учебники, которые начали своё хождение в некоторых школах в позапрошлого года, в этом учебном 2017-18 должны быть везде. По содержанию они полностью дублируют своих книжных братьев, но пока те и другие полноправны.

Ожидается запуск нового проекта «Электронная школа» для детей с ограниченными возможностями, для особо одарённых учеников и проживающих в отдалённой местности, включая заграницу. Таким образом предполагается, что можно учиться самостоятельно по интернету, сдавать экзамены и даже получить аттестат зрелости.Но чётко прописанного механизма пока нет, всего лишь декларативные заявления.

Особое внимание будет отводиться урокам физкультуры, вводится сдача норм ГТО.

По-прежнему остаются бесплатными обучение по основным предметам, обеспечение безопасности детей в школе (охрана), в некоторых регионах учебники и даже где-то завтраки, в зависимости от состояния бюджета региона и будут бесплатны.

Много шума наделали инциденты связанные с вымогательством в школах. Думается это возможно там, где отсутствуют родительские комитеты либо в их составе присутствуют люди, лишённые активной гражданской позиции. Я думаю, не будет большого греха помочь школе в рамках разумного, но бесконечные поборы терпеть нельзя и нужно ставить администрацию школ на место достойно и грамотно!

Повсюду 1 сентября 2017 в школах пройдут торжественные линейки, уроки мира, и как правило, будет один организационный урок, который проведёт классный руководитель.

Как успешно начать школьный год

А теперь о том, что сделать взрослым, чтобы День знаний стал, действительно, праздником хотя бы для младших школьников, а сам школьный процесс не превратился в бесконечный кошмар для родителей и детей.

  • Не надо говорить ребёнку слов типа: «начинаются школьные мучения… каторга для меня…». Стимулируйте его заранее на труд, придайте важность школьному процессу обучения, найдите светлые радостные моменты, мотивировавшие самого отъявленного «нехочуху» пойти в школу.
  • Создайте атмосферу праздника в первый учебный день не только в школе, но и дома. Пусть вернувшийся из школы ученик ощутит себя героем дня.
  • Приготовьте ребёнку сюрприз, сходите туда, куда он давно хотел, устройте вылазку на природу или пикник, сделайте ему маленький подарок, да просто накройте праздничный стол с тортом, фруктами, сладостями, пригласите близких и друзей, пусть ребёнок поделится своими впечатлениями и осознает всю ответственность момента.
  • Даже если ваш ребёнок не блистает в знаниях и не носит в дневнике хороших оценок, не стоит его бесконечно ругать, занижать его самооценку, противопоставлять ему более успешных детей, помогите ему сами в освоение школьной программы, выявите причины его "неважной» учёбы. Не можете сами или нет достаточно времени, попросите об этом своих родственников, друзей, наймите репетитора. Не запускайте процесс «не усвоения» школьного материала, потом будет труднее наверстать. Если сын или дочь увидят, что вы переживаете за их неудачи, помогаете им, они сами будут стремиться не доставлять вам хлопот и в то же время чувствовать себя защищенными.
  • Больше участвуйте в учебном процессе, помогая готовить уроки, выясните, какие предметы нравятся школьнику больше - какие меньше, как складываются у него отношения с учителями и другими детьми. Живите с ребёнком его проблемами, успехами и неудачами, тогда все вопросы будут решаться по мере их возникновения и не выльются в негативные неожиданности.
  • Если в основе неуспеха вашего чадо - банальная лень, будьте с ним по-строже, требовательней, делая упор на то, как важно хорошо учиться и что без этого трудно достичь успеха в жизни.
  • Но если ребёнку просто не дано быть «светилой наук» - все ваши усилия и его в том числе, не дают нужных результатов, не стоит биться за пятёрки. Ведь не школьные оценки делают «погоду» в жизни, и тому масса примеров, как двоечники становились хозяевам своих судеб, а отличникам оставался удел созерцания своего блистательного аттестата.
  • Не переживайте, если ребёнок не достигает результатов в школьных предметах, быть может он хороший спортсмен, затейник, организатор или рукодельник, просто нужно заметить эти способности и развить их. Помните, что в любом ребёнке есть таланты, и любим мы их, за то, что они наши дети, какими бы они ни были.

А теперь небольшая справочка из действующего с 2010 года СанПиНа к требованиям и условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

Требования школьного СанПин

И хотя с 1 сентября 2015г начали официально вводит в школьный процесс электронные учебники, но пока, и бумажные версии живы и продолжают наполнять ранцы школьников. Так вот бумажные варианты учебников не должны превышать 300 граммов для ученика начальной школы, а сам портфель при этом не должен превышать следующих величин:

Сколько времени ребенок должен тратить на домашнее задание:

1-й класс – домашнего задания нет;

2–3-й классы – 1,5 часа в день;

4–5-й классы – 2 часа в день;

6–8-й классы – 2,5 часа в день;

9–11-й классы – 3,5 часа в день.

Требования по количеству уроков в день

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

* Продолжительность одного урока – 1 академический час (45 минут).

Данные взяты с сайта https://www.examen.ru/add/manual/15549/kolichestvo_urokov

Друзья, я от души поздравляю всех, кто причастен ко Дню знаний и желаю вам добрых учителей, отличных успехов и незабываемых школьных дней!

А в заключении откровенный видеоролик первоклашки, разочарованной в первом школьном дне:

https://youtu.be/Ym44xsUDYa8

Приобретая ранец или рюкзак, необходимо учитывать несколько основных моментов: размер, вес, анатомическая форма, конструкция, посадка, прочность, практичность, качество используемых материалов и их безопасность. Преимущество стоит отдать тем вариантам, при которых нагрузка равномерно распределяется на весь плечевой пояс. Это позволит сохранить симметричное положение тела ребенка и освободить его руки. Соблюдение этих правил является профилактической мерой от целого ряда заболеваний, как сколиоз, остеохондроз и образования грыж.

При выборе необходимо соблюдать следующие рекомендации:

— Выбирать ранец/рюкзак с жесткой ортопедической спинкой, который имеет специальный каркас, который должен быть жестким, равномерно распределяющий вес и давление на позвоночник и для поддержания спины ребенка в прямом положении, не деформируя позвоночник;

— Лямки должны быть широкими и из приятного на ощупь материала, чтобы не врезались в плечи ребенка от тяжести. Ручки должны регулироваться в длине, и ребенок должен носить его только на двух лямках на спине, при этом, чтобы не давил на поясницу и шею ребенка;

— Размер и вес ранца должен соответствовать росту и возрасту ребенка. Без содержимого школьный рюкзак должен весить не более 1 килограмма. Вес школьного ранца со всем его содержимым должен составлять максимум 10% от общего веса ребенка, чьи физические показатели развития соответствуют их возрасту согласно нормам, к примеру:

1-3 классы – до 1,5 -2 кг;

4-5 классы – до 2-2,5 кг;

6-7 классы – до 3-3,5 кг;

8 -11 (12) классы – до 4-4,5 кг.

Вместе с тем, содержание рюкзака является немаловажным. Зачастую это тяжелые учебники, вес которых не должен превышать: 300 граммов для учащихся 1-4 классов, 400 граммов для 5-6 классов, 500 граммов для 7-9 классов и 600 граммов для 10-12 классов.

«Ежегодно проводится санитарно-эпидемиологическая экспертиза школьных учебников. Так, в период 2014-2017 годы проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза более 2100 школьных учебников и принадлежностей. В 2017 году по результатам 86 исследований, вес двух образцов (издательство ТОО «Алматы кітап баспасы» г. Алматы) не соответствовали требованиям Гигиенических нормативов (учебник «Русский язык» для 1 класса с казахским языком обучения – вес 402 г при норме 300 г; учебник «Қазақ тілі» для 1 класса с русским языком обучения – вес 424 г при норме 300 г). А также при проверке издательства ТОО «Алматы кітап баспасы» установлено, что санитарно-эпидемиологическая экспертиза на образцы вышеуказанных учебников не проведена и экспертное заключение на них отсутствует», — сказал Жандарбек Бекшин.

В результате выявленных нарушений издательству ТОО «Алматы кiтап баспасы» было выдано предписание об устранении нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, возбуждено административное дело и материалы были направлены на рассмотрение в специализированный межрайонный административный суд г. Алматы. По постановлению суда ТОО «Алматы кiтап баспасы» было привлечено к административной ответственности в виде штрафа на сумму 453 800 тенге с приостановлением деятельности по комиссионной торговле сроком на 1 месяц.

Для решения проблем лишнего веса в детских портфелях с 2017 года начата реализация проекта по обеспечению каждого школьника индивидуальным шкафом для хранения учебников, сменной обуви и спортивных принадлежностей. «Такие меры были приняты после совместного обсуждения депутатской группы во главе Е.Бектурганова с министерством образования и науки и специалистами Комитета охраны общественного здоровья. Данные меры необходимы для профилактики болезней опорно-двигательного аппарата среди детей», — пояснил Жандарбек Бекшин.

Также, подбирая рюкзак, не забывайте, что помимо вышеизложенных требований, он должен быть максимально безопасным. Следует обращать внимание на такие детали, как светоотражающие вставки, которые необходимы для безопасности ребенка на дороге. Водителям будет легче заметить вашего ребенка во время перехода дороги в темное время суток или плохо освещенной местности.

Комитет охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения Республики Казахстан призывает помнить о наличии санитарных правил и гигиенических нормативов при составлении расписания, организации образовательного процесса, питания, режима отдыха, к школьной одежде, учебным изданиям, выбору портфеля (ранца), а также при ежедневном наполнении ранца. Сохранения здоровья детей и подростков, равно как и достижения успехов в учебе, в ваших руках!

Напомним, что в Комитете охраны общественного здоровья на период подготовки и работы школ в учебном году будет работать горячая линия по номеру 8 /7172/ 74-18-64, куда можно будет обратиться с жалобой устно или письменно при выявлении фактов несоответствия подготовки школ к новому учебному году (в случае аварийного состояния), а также нарушений санитарно-технического, гигиенического содержания школ, качества организации питания и образовательного процесса.

Мой ребенок в этом году пошел в первый класс. Сегодня я решила помочь донести ребенку, недавнему дошкольнику, его рюкзак. Первые мысли, которые у меня возникли в тот момент: как же дитя таскает такие тяжести и как это может отразиться на спине ребенка?

Сначала я начала искать информацию, сколько же должен весить школьный рюкзак с учебниками согласно нормативам. Оказалось, что такие нормы все же существуют и Государственная санитарно-эпидемической служба (сэс) советует их придерживаться. Итак:

1. Ранец школьника должен быть правильным. То есть у него обязательно должна быть жесткая ортопедическая спинка, которая не позволяет ребенку сутулиться, две широкие регулируемые лямки, не дающие чаду носить рюкзак на одном плече, а школьного рюкзака ширина не должна превышать ширину плеч ученика.

2. Вес школьного ранца тоже имеет свои ограничения: пустой ранец не должен превышать весить больше 700 г.

3. В младшей школе вес ранца со всем содержимым должен составлять не более 10% от веса ребенка, а в старшей - не более 15%. То есть, если вес первоклассника составляет 25 кг, то вес его ранца не должен превышать 2,5 кг.

Последнее утверждение я решила проверить на опыте. У моего первоклассника пока еще 3 урока в день: чтение, математика и письмо. Носит он в своем ранце 2 учебника (Букварь и Математика), 2 тетрадки на 12 листов (в клеточку и косую линию) и 2 тетради-прописи (все в папке для тетрадей), пенал и карандаши.

И вот что у меня получилось:


Ранец без всего, что необходимо первоклашке весит чуть больше 700 г. В принципе - это в пределах нормы. А вот заполненный всего лишь выше перечисленными вещами рюкзак первоклассника весит уже 2 кг 340 г. Это, согласно весу моего сына, пределы нормы. Это без бутылочки с водой и бутерброда (тогда уже все нормы нарушаются). Но также сложно представить, сколько будет весить этот же рюкзак, если уроков у моего первоклассника добавиться и нужно будет взять что-то для труда или рисования.


В чем же опасность перегрузки школьного ранца?

Ортопеды уверяют, что родителям стоит обращать внимание не только на вес, но и на правильное расположение ранца на спине чада: он не должен висеть ниже лопаток, так как это приводит к излишней нагрузке на нижнюю часть позвоночника и вызывает его искривление. В таком случае от перенагрузки при слишком тяжелом школьном рюкзаке может возникнуть не только сколиоз, но и кифоз. Также слишком высокий вес ранца может привести к деформации плечевых суставов. А если у школьника имеется плоскостопие (что сейчас не такая уж и редкость), могут возникнуть и другие проблемы. При чрезмерной нагрузке на спину увеличивается давление на стопы школьника, что приводит болям в тазобедренных суставах, смещению межпозвоночных дисков, боли в спине, а затем и к головным болям.

Наш совет!

Перед тем, как отправить своего школьника в школу, проверьте его портфель. Очень часто в ранце есть вещи, которые совсем не нужны ученику в школе, но при этом добавляют рюкзаку веса. Также стоит все содержимое портфеля рассовывать по его разным кармашкам, чтобы груз был распределен равномерно и школьник не сгибался в сторону.