Одичавшие дети. Самые известные дикие дети

Все мы знаем историю “Маугли” Киплинга, и у нее есть реальные прототипы и случаи воспитания детей в диких условиях.

Детей, выросших в диких условиях без контакта с человеком называют “феральными”, они выросли в полной социальной изоляции, вне контакта с людьми, не испытывали заботу, не слышали человеческую речь.

Они представляют большой интерес для исследователей в области психологии и социологии. Если до изоляции от общества у таких детей были некоторые навыки социального поведения, процесс их реабилитации происходит значительно проще. Но если первые 3,5-6 лет жизни ребенок находился в изоляции, то в дальнейшем он практически не может освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы. Это лишний раз показывает, насколько важными для развития ребёнка являются первые годы его жизни .

В мире описано несколько подобных случаев, самые интересные из которых мы приводим в этой статье.

Хаузер Каспар

Иоганн Георг Ламинит. «Каспар Хаузер»

Ка́спар Ха́узер (он же Каспар Гаузер, Kaspar Hauser, Casparus Hauser), прозванный «Дитя Европы» (предположительная дата рождения: 30 апреля 1812) - известный своей таинственной судьбой найдёныш, одна из загадок XIX века. Юноша, практически не умевший ходить и говорить, был найден в Нюрнберге в 1828 году.

В скором времени Каспар стал знаменит. «Лесные дети» в это время были как раз модным и обсуждаемым феноменом, у всех на слуху ещё оставалась история Виктора, дикого мальчика из Аверона, умершего как раз в год появления Каспара. Новость распространилась мгновенно, дойдя до Нью-Йорка, Бостона и Филадельфии. Газеты перепечатывали репортажи друг у друга и наперебой гадали, кем может быть найдёныш на самом деле. К Каспару началось подлинное паломничество, люди шли буквально толпами, чтобы увидеть новое чудо. Кто-то удовлетворялся тем, что просто смотрел или обсуждал его с приятелями, кто-то пытался объясниться (словами или жестами), подспудно обучая Каспара новым для него навыкам и обычаям, принятым в человеческом обществе.

Судя по документам той эпохи, Каспар в момент своего первого появления был юношей около 1,5 м роста, пропорционально сложенным, широким в плечах.

Когда Каспар плакал, его лицо искажалось гримасой, когда был доволен, улыбался словно младенец. Большие голубые глаза были яркими и живыми, но вначале совершенно лишёнными выражения. Также, словно младенец, он почти не мог пользоваться руками, в обычном положении держа пальцы растопыренными в разные стороны, соединив большой палец с указательным в кольцо. При необходимости взять какой-нибудь предмет он действовал всей рукой. Что касается ходьбы, то двигался он с огромным трудом, покачиваясь и сразу же делая следующий шаг, чтобы избежать падения. Малейшее препятствие немедленно заставляло его спотыкаться и падать. Подниматься и спускаться по лестнице он долгое время не мог без посторонней помощи. Осмотр врача показал особенности костей коленей, которые могли быть вызваны многолетним сидением.

Разум Каспара действительно представлял собой tabula rasa . Как новорождённый, Хаузер видел вокруг себя лишь мельтешение цветовых пятен и форм. Всех людей без различия пола и возраста найдёныш именовал «Bua» (то есть «мальчик»), различая их по одежде, причём явное предпочтение отдавал ярким женским платьям, и как-то раз даже пожалел, что сам не родился девочкой. Вся остальная живность - как животные, так и птицы - была для него «лошадками» (Ross). Словарь его был крайне бедным и не превышал 50 слов. О существовании внешнего мира и каких-либо живых существ до 16 лет Каспар не имел ни малейшего представления.

Желудок Каспара не был приспособлен к иной пище и питью, чем вода и чёрный хлеб, запах любой другой пищи (за исключением запаха укропа, тмина и аниса) вызывал у него отвращение. Попытка подмешать к воде пару капель вина или кофе кончалась тем, что у Каспара начиналась рвота, на теле выступал обильный пот, и ещё какое-то время он мучился головной болью.

Со временем он восстановил способность говорить и по рассказам самого Каспара, замок Бойгген, неподалёку от Базеля, и звучание венгерского и немецкого языков вызывали у него смутные воспоминания детства. По восстановленным событиям в возрасте 3 или 4 лет юный Каспар был заключён неизвестным в подземную камеру, где прожил в полном одиночестве до 16 лет.

Количество новых впечатлений подавляло Каспара. Он признался, что хотел бы снова оказаться в своей подземной каморке, где у него «никогда не болела голова». На замечание фон Фейербаха, что «человек, который с ним был» - преступник и достоин тюрьмы, он тут же возразил, что этот человек не сделал ему ничего плохого, при том что лишил сведений о внешнем мире.

Акварельный рисунок, выполненный Каспаром.

Народная молва упорно считала Каспара наследным принцем баденского престола, похищенным из колыбели (официально «умершим»), чей трон занял узурпатор. Окончательного ответа, кем был на самом деле Каспар Хаузер, нет до нынешнего времени.

Он был убит неизвестным спустя пять лет после обнаружения. Несмотря на все усилия и огромную награду, назначенную баварским королём, ни подлинное имя, ни происхождение Каспара, ни причину его убийства, ни личность убийцы установить так и не удалось.

Виктор из Аверона

Портрет Виктора с обложки книги о нём.

Викто́р из Аверо́на (он же “Дикий мальчик из Аверона”, “Аверонский дикарь”), родившийся около 1788 года, возможно, в департаменте Тарн, и умерший в 1828 году в Париже, - французский дикий ребёнок.

Виктор был найден в возрасте примерно 12 лет. После обнаружения он переходил от одних людей к другим и сбегал из цивилизации около 8 раз. В конце концов он был передан молодому врачу Жану Марку Гаспару Итару, который занимался с мальчиком в течение 5 лет и дал ему имя Виктор.

Итар был заинтересован в обучении Виктора: он разработал процедуры, чтобы научить мальчика словам и записывал его прогресс. На основе своей работы с Виктором врач вышел на новый уровень в образовании отстающих в развитии.

О Викторе делали всевозможные гипотезы, даже самые нелепые. В частности, оставалось неясным: была ли его умственная отсталость вызвана его изоляцией или же изначальная психическая неполноценность привела к отказу от него в возрасте 2 лет.

С целью изучения дикого ребёнка министр Люсьен Бонапарт потребовал его передачи в Париж. Виктор был доставлен в «Национальный институт глухонемых» в Париже, которым в то время руководил аббат Рош Амбруаз Кюкюрон Сикар, выдающийся авторитет в сфере образования глухих. Сикар и другие члены общества считали, что изучая и вместе с этим воспитывая мальчика, они получили бы доказательства, необходимые для популяризации недавно сформулированной эмпирической теории познания.

В контексте эпохи Просвещения, когда многие обсуждали, что именно отличает человека от животного, одним из самых значимых факторов считалась возможность выучить язык.
Но, несмотря на воздействие общества и обучение, Виктор добился лишь небольшого прогресса в институте под руководством Сикара.

Никто больше не верил в возможность социализации Виктора. Психиатр Филипп Пинель, врач больницы Bicetre, сделал доклад об этом диком ребёнке, в котором дал своё заключение о нём как о психически больном, идиоте с рождения. После того, как Сикар разочаровался в отсутствии прогресса у мальчика, Виктору пришлось в одиночестве бродить по учреждению, пока Жан Итар, молодой студент-медик не решил забрать его к себе домой.

Он принял Виктора в свой загородный дом, чтобы заниматься его развитием и составлять отчёты о его прогрессе. Он опубликовал статью в том же году и отчёт в 1806 году о своей работе с Виктором из Аверона. Итар считал, что две вещи отличают людей от животных: эмпатия и язык. Он хотел социализовать Виктора, научить его говорить и выражать человеческие эмоции. Виктор показал значительный прогресс на раннем этапе в понимании языка и чтении простых слов, но не смог продвинуться дальше элементарного уровня.

В то время как Виктор не смог говорить на языке, которому Итар пытался его научить, он, кажется, действительно продвинулся в своем поведении по отношению к другим людям. Однажды вечером в доме Итара экономка, мадам Герен сидела за столом и плакала по своему умершему мужу. Виктор прекратил своё занятие и продемонстрировал утешительное поведение по отношению к ней. Итар сделал сообщение об этом прогрессе.

Однако, Итар так и не смог заставить Виктора говорить, что он считал своим личным провалом.

В 1811 году Виктор был передан мадам Герен, проживающей в доме Impasse des Feuillantines в Париже, которая получала ежегодное содержание в 500 франков и опекала его в течение 17 лет до его смерти в 1828 году.

Мари-Анжелик ле Блан

Изображение Мари Анжелик ле Блан.

Мари́-Анжели́к Мемми́ ле Бла́н родилась около 1712 года в Новой Франции и умерла в Париже в 1775 году (прожила около 63 лет) - коренная американка, ставшая впоследствии монахиней ордена Августинок, знаменитостью века Просвещения и вошедшая в историю как дикий (феральный) ребёнок.

Мари-Анжелик прожила 10 лет в лесу (примерно со своих 9 лет и до 19-летнего возраста), в отрыве от цивилизации, лишенная человеческого общения. Однако позже она сумела научиться чтению и письму - исключительный случай у диких детей. Возможно это благодаря тому, что она попала в изоляцию уже в более позднем возрасте.

Впрочем, её случай более спорный, чем у других диких детей, поэтому некоторые видные современные учёные считают его полностью или частично вымышленным. Но по мнению французского врача и писателя Сержа Ароля, автора книги «Мари-Анжелик. Выживание и восстановление ребёнка, проведшего 10 лет в лесу» она единственный дикий ребёнок, чьё выживание в лесу в течение десяти лет прошло проверку подлинности в обширных собраниях архивов, в том числе, в документах, хранящихся в Секретном Архиве Ватикана.

Основанием для этого заключения послужили сведения о повадках Мари-Анжелик в тот период, когда на неё открыли настоящую охоту, пытаясь изловить. Она плавала и лазала по деревьям, иногда действовала с невероятной жестокостью. Для пропитания ловила рыбу и зверей, в её обычный рацион входили растения и мясо дичи, - всё это она употребляла сырым. Впоследствии от пищи варёной или жареной ей становилось плохо. Эти привычки служили доказательством того, что период её жизни вне общества был продолжителен.

Обнаружили Мари в сентябре 1731 года: девочка 9-10, страдающая от жажды, в сумерки вышла к селению Сонжи. У неё были босые ноги, покрытое тряпьём и шкурами тело, волосы под колпаком из тыквы, лицо и руки чёрные, как у негритянки. Она была вооружена короткой и толстой палкой с наконечником в форме булавы. Первые, которые её увидели, бросились бежать с криками. Кто-то спустил на неё мастифа, вооружённого ошейником с железными шипами. Дикарка нанесла ему такой страшный удар по голове, что он свалился замертво к её ногам. Торжествуя свою победу, она попрыгала несколько раз по туловищу собаки. Затем она попыталась открыть дверь, и, не добившись успеха, ушла назад за селение в сторону реки и забралась на дерево, где спокойно заснула.

Ее решили взять её голодом: поставив под дерево женщину с рыбой и корнеплодами в руках, показывающую ей дружелюбие. В конце концов дикарка спустилась вниз, а женщина стала медленно отходить, чтобы спрятавшиеся рядом мужчины успели подбежать и схватить её. Приведённая на кухню замка, она бросилась на пищу, которую ей предложили, и, в присутствии виконта, быстро содрала кожу с кролика и стала есть его сырым.

После неоднократного мытья кожа пленницы оказалась светлой, у неё были голубые глаза, а пальцы на руках, особенно большие, были непропорционально длинные. Она обнаруживала некоторые признаки поведенческой регрессии: опускалась на четвереньки, чтобы пить воду втягивая её, как это делает корова, у неё наблюдалось постоянные боковые движения глаз, похожие на нистагм, по причине жизни в состоянии перманентной бдительности. Она очень хорошо плавала, в том числе в зимний период.

Мари не разговаривала, отказывалась спать в постели, и её желудок переваривал только сырую пищу. Её пытались приучить к обычной еде: из учтивости она могла поесть немного хлеба, но потом её сильно рвало, и она начала слабеть. Поэтому ей разрешили есть сырое мясо; ей приносили курицу или живого кролика, у которых она сосала тёплую кровь, действовавшую, по её собственному признанию много лет спустя, «как бальзам, который растекался повсюду и восстанавливал мои силы».

Виконт д’Эпинуа отдал Мари на воспитание монахиням Шалона, которые терпеливо приобщали её к культуре, там она начала получать образование и обрела речь. В последующие годы она жила в 6 монастырях других четырёх городов Шампани. 16 июня 1732 года она приняла крещение и получила имя Мари-Анжелик Мемми и фамилию Леблан.

Джини

Эта душераздирающая история произошла уже в современном мире. Джи́ни родилась 18 апреля 1957 года в Калифорнии, США.

Власти обнаружили Джини в 1970 году, первые 13 лет и 7 месяцев своей жизни она провела в запертой комнате, пребывая практически в полной социальной изоляции. Случай вызвал значительный интерес у психологов, лингвистов и других учёных.

Джини - не настоящее имя девочки, а псевдоним, данный исследователями для того, чтобы гарантировать ей некоторую анонимность. По словам лингвиста Сьюзан Кёртис, работавшего с Джини, девочка была подобна джинну из бутылки, который, миновав детские годы, внезапно возник в обществе. «У неё не было того, что у людей называется детством», - сказала Кёртис.

У родителей Джини - Дороти Оглсби и Кларка Уайли было четверо детей, из которых выжили двое - Джини и её старший брат Джон. Первые двое скончались при невыясненных до конца обстоятельствах. Своего первого ребёнка - девочку, которая раздражала его плачем, - Кларк Уайли завернул в одеяло и поместил в ящик стола, стоявшего в гараже. После этого в возрасте 2,5 месяцев ребёнок умер от пневмонии. Второй ребёнок, мальчик, умер вскоре после рождения, захлебнувшись собственной слюной.

На протяжении первых шести месяцев жизни Джини регулярно осматривал педиатр. Согласно медицинским записям, Джини на протяжении этого периода была нормальным ребёнком. В возрасте 14 месяцев Джини был поставлен диагноз «острая пневмония»; после осмотра лечащий врач заявил о том, что она проявляет признаки «вероятной задержки умственного развития». Это предположение стало поворотным в жизни Джини: отец девочки изолировал её в одной из комнат своего дома от контактов с матерью и старшим братом.

Первые 12 лет своей жизни Джини провела в запертой комнате. Днём отец надевал на неё подгузники и привязывал к детскому стульчику. На ночь он фиксировал девочку при помощи самодельной смирительной рубашки и помещал ребёнка в металлический вольер. Кларк Уайли кормил девочку только детскими смесями на молоке и общался с ней, преимущественно имитируя собачий лай и рычание. Каждый раз, когда она пыталась говорить, он избивал её палкой. Игрушками для Джини служили полиэтиленовые плащи, висевшие в комнате, и пустые катушки из-под ниток. Уайли не переносил шума, и поэтому в доме не было ни радиоприёмника, ни телевизора. Мать девочки и её брат, опасаясь Кларка, разговаривали шёпотом.

Кларк предполагал, что Джини скончается до наступления двенадцатилетнего возраста. Он говорил Айрин, что женщина сможет обратиться за медицинской помощью для Джини, когда последней исполнится 12. Однако позже Уайли отказался от своих слов. В 1970 году 50-летняя Айрин ушла от мужа, взяв с собой дочь, которой на тот момент было 13 лет. К этому времени их сын Джон уже сбежал из дома.

Позже супругам Уайли были предъявлены обвинения в жестоком обращении с ребёнком. Незадолго до начала судебного заседания Кларк Уайли покончил жизнь самоубийством, выстрелив себе в правый висок.

Полицейский Линли, который производил арест Айрин и Кларка Уайли, вспоминает: «Джини спала в вольере из проволочной сетки, закрытом на замок. Это была клетка для ребёнка. Окно комнаты было задрапировано алюминиевой фольгой, отражающей солнечный свет. В комнате было темно, как в шахте ночью».

На момент её обнаружения 13-летняя Джини носила подгузники и практически не владела речью. Когда Джини поместили в детскую больницу, её вес составлял около 27 кг при росте 1,37 м. Она не умела бегать, не могла полностью выпрямить руки и ноги и поэтому ходила, испытывая значительные затруднения.

“Кроличья походка” Джини:

Девочка не реагировала на температуру окружающей среды, не была приучена к туалету, не умела жевать, не контролировала слюнотечение и постоянно плевалась, тело и одежда девочки были покрыты слюной.

В результате того, что в течение длительного времени ребёнок был зафиксирован в сидячем положении, на её ягодицах образовались массивные мозоли.

У Джини оставался целый ряд привычек, приобретённых в ранние годы жизни. У девочки происходило неконтролируемое мочеиспускание, когда что-то очень заинтересовывало или волновало её. Кроме того, она «неумеренно мастурбировала».

Тесты показали, что по умственному развитию она находится на уровне годовалого ребёнка. Поначалу она могла распознавать только собственное имя и слово «sorry» («извини»). Через некоторое время девочка стала произносить две фразы, которые, по оценкам специалистов, имели ритуальный характер: «stopit» и «nomore» («хватит» и «не надо»).

Несмотря на то, что поначалу в лексиконе Джини присутствовало менее 20 слов, врачи описывали её как «очень общительного» ребёнка. По словам Кёртис, если Джини не удавалось выразить мысли при помощи слов, то она использовала жесты. Кроме того, девочке нравилось, когда её гладили и обнимали. Если её что-то расстраивало, то девочка реагировала «беззвучным криком», но со временем она стала «выражать свои эмоции вполне открыто».

За первые 7 месяцев, прошедшие после освобождения, Джини научилась распознавать, предположительно, немного более сотни новых слов и начала говорить. Кёртис вспоминает, что как-то раз они с Джини пришли в гости к одному психологу, и девочка принялась за исследование комнат его дома. Внимание Джини привлекла декоративная подушка. На вопрос «что это?» девочка ответила «pillow» («подушка»). Затем девочку спросили, не хочет ли она посмотреть на кота. Джини ответила «No. No. Cat» («Нет. Нет. Кот») и резко покачала головой. Тем не менее, преимущественно ребёнок молчал.

Поначалу Джини подобно детям, которые только начинают говорить, произносила фразы, состоящие из одного слова. В июле 1971 года она начала объединять в одной фразе уже по два слова: «big teeth» («большие зубы»), «little marble» («маленький шарик»), «two hand» («два рука»).

В отличие от нормальных детей, Джини никогда не задавала вопросов, хотя и предпринимались неоднократные попытки обучить её этому. Также она не смогла освоить грамматику, а развитие её речевых навыков было чрезвычайно заторможенным. Как правило, через несколько недель после того, как ребёнок начинает произносить фразы из двух слов, происходит резкий скачок, и его речевые навыки начинают активно развиваться. С Джини такого не произошло. Даже после 4 лет обучения её речь напоминала «искажённый телеграфный стиль». Девочка оказалась неспособна связывать несколько слов в осмысленные предложения при помощи союзов и служебных частей речи.

В 1967 году Эрик Хайнц Леннеберг - психолог Гарвардского университета - выдвинул так называемую гипотезу критического периода. Леннеберг утверждал следующее: существует определённый возрастной порог, после достижения которого овладение языковыми навыками не представляется возможным. Согласно Леннебергу, критический период наступает в возрасте около 2 лет, а заканчивается с завершением периода полового созревания. Миновав критический период, человек оказывается не в состоянии овладеть первым языком. Джини частично опровергла эту гипотезу.

Кёртис сообщает, что особенно хорошо девочка справлялась с заданиями, направленными на проверку функций правого полушария. В частности, Джини отлично прошла так называемый «тест Муни», который заключался в следующем: испытуемой демонстрировали чёрно-белые, очень контрастные картинки, некоторые из которых изображали человеческие лица, а некоторые являлись абстрактными фигурами. Задача пациентки заключалась в том, чтобы распознать, на каких картинках изображены лица. По словам Кёртис, Джини «показала наилучший результат среди детей и взрослых из всех случаев, когда-либо описанных в литературе».

На протяжении 1971-1979 гг. Кёртис проводила, кроме того, тесты, целью которых было определение уровня интеллекта Джини. Кёртис отмечает, что IQ её подопечной значительно вырос за это время. В частности, в 1971 году Джини, пройдя тест, разработанный специально для глухих детей и не требующий вербальных инструкций, набрала 38 баллов; в 1972 году - 53 балла; в 1974 году - 65 баллов; а в 1977 году - 74 балла. Тем не менее, в заданиях, связанных с функциями левого полушария головного мозга, она добилась гораздо меньшего успеха.

Джини проживала в разных приёмных семьях (одна из них была глубоко религиозной), где она постепенно регрессировала. В 1975 году Джини исполнилось 18 лет. В том же году исследование было прекращено, а вскоре ее мать Айрин Уайли, добившись снятия выдвинутых против неё обвинений в жестоком обращении с ребёнком, изъявила желание взять Джини под свою опеку.

Ей было предоставлено это право, но через несколько месяцев совместного проживания Айрин поняла, что не может выполнять свои обязанности, и отказалась от дальнейшей опеки над Джини. По словам Дэвида Риглера, Джини была счастлива, когда проживала со своей матерью.

В 1979 году Айрин Уайли подала исковое заявление против детской больницы и членов исследовательской группы (в том числе и против Сьюзан Кёртис). Айрин от своего имени и от имени Джини обвинила медиков и учёных в разглашении «частной и конфиденциальной информации», касающейся её и её дочери. Согласно исковому заявлению Айрин Уайли, члены исследовательской группы подвергли девочку «чрезмерным и возмутительным» экспериментам, целью которых была не реабилитация пациентки, а извлечение личной и материальной выгоды.

Сьюзан Кёртис продолжала работать с Джини на добровольной основе, но решением суда ей было запрещено посещать её пациентку. В 2008 году Кёртис в интервью ABC News сообщила, что на протяжении последних 20 лет она пыталась разыскать Джини, но её попытки оказались безрезультатными.

В 2008 году американские СМИ сообщили о том, что некий человек, «занимавшийся исследованием жизни Джини», установил её местонахождение, воспользовавшись услугами частного детектива. По словам этого лица, пожелавшего сохранить анонимность, в 2000 году Джини содержалась вместе с 6-8 другими пациентками в частном специализированном заведении для взрослых. «У меня есть отчётные ведомости её расходов. Там присутствуют, например, счета за такие вещи, как купальник, полотенце, хула-хуп и Walkman. Это так трогательно. Но там ей хорошо», - заявил аноним.

"Одичавшие дети" являются последним проектом фотографа Джулии Фуллертон-Баттен (Julia Fullerton-Batten), в котором она предлагает взглянуть на детей, выросших при необычных обстоятельствах.

Фотограф обрела известность после серии фотографий "Истории подростков" в 2005 году, когда она исследовала переход девочки во взрослую жизнь.

Фуллертон-Баттен рассказала, что книга "Девочка без имени" вдохновила ее на поиски других случаев одичавших детей. Так она собрала сразу несколько историй. Некоторые из них потерялись, других похитили дикие животные, и многие из этих детей были лишены внимания.

Дети-маугли

Лобо - девочка-волк из Мексики, 1845-1852

В 1845 году девочка бежала на четвереньках со стаей волков, преследуя стадо коз. Через год люди снова ее видели, когда она вместе с волками поедала козу. Девочку поймали, но она убежала. В 1852 году ее вновь заметили, вскармливающую двух волчат. Однако она вновь убежала, и с тех пор девочку больше не видели.

Оксана Малая, Украина, 1991


Оксану обнаружили в конуре с собаками в 1991 году. Ей было 8 лет, и они жила с собаками в течение 6-ти лет. Ее родители были алкоголиками, и однажды они просто оставили ее на улице. В поисках тепла 3-летняя девочка забралась в конуру, спрятавшись у дворняжки.

Когда ее нашли, она больше походила на собаку, чем на ребенка. Оксана бегала на четвереньках, дышала, высунув язык, оскаливала зубы и лаяла. Из-за недостатка человеческого общения, она знала только слова "да" и "нет".

С помощью интенсивной терапии девочку научили основным социальным разговорным навыкам, но только на уровне 5-ти лет. Теперь Оксане Малой 30 лет, она живет в клинике в Одессе и работает с домашними животными больницы под руководством ее опекунов.

Человек с детства формируется под влиянием тех условий, в которых растет. И если до пяти лет ребенок оказывается в окружении животных, а не людей, он перенимает их повадки и постепенно теряет человеческий облик. «Синдром Маугли» - такое название получили случаи формирования детей в дикой среде. После возвращения к людям для многих из них социализация стала невозможной. Как сложились судьбы самых известных детей-маугли - далее в обзоре.

Вконтакте

Однокласники



Индийская девочка-маугли Камала



Памятник Ромулу, Рему и волчице, их вскормившей

Первым известным случаем воспитания детей животными, если верить легенде, была история Ромула и Рема. По мифу, в детстве их выкормила волчица, а позже нашел и вырастил пастух. Ромул стал основателем Рима, а волчица - эмблемой столицы Италии. Однако в реальной жизни у историй о детях-маугли редко случаются подобные хеппи-энды.



Кадр из мультфильма «Маугли», 1973

История, рожденная воображением Редьярда Киплинга, на самом деле абсолютно неправдоподобна: дети, потерявшиеся до того, как научились ходить и говорить, во взрослой жизни уже не смогут освоить этих навыков. Первый достоверный исторический случай воспитания ребенка волками был зафиксирован в 1341 году в Гессене, Германия. Охотники обнаружили ребенка, который жил в стае волков, бегал на четвереньках, далеко прыгал, визжал, рычал и кусался. Половину своей жизни 8-летний мальчик провел среди животных. Он не умел говорить и ел только сырую пищу. Вскоре после возвращения к людям мальчик умер.



Дикарь из Аверона в жизни и в кино





Самым детально описанным случаем стала история «дикого мальчика из Аверона». В 1797 году во Франции крестьяне поймали в лесу ребенка лет 12-15, который вел себя как маленький зверь. Он не умел говорить, слова ему заменяло рычание. Несколько раз он сбегал от людей в горы. После того как его снова поймали, он стал объектом внимания ученых. Естествоиспытатель Пьер-Жозеф Бонатер написал «Исторические заметки о дикаре из Аверона», где подробно изложил результаты наблюдений. Мальчик был нечувствителен к высоким и низким температурам, имел особенное обоняние и слух, отказывался носить одежду. Доктор Жан-Марк Итар в течение шести лет пытался социализировать Виктора (как назвали мальчика), но тот так и не научился говорить. Он умер в возрасте 40 лет. История жизни Виктора из Аверона легла в основу фильма «Дикий ребенок».



Кадр из фильма «Дикий ребенок», 1970



Дина Саничар

Большинство детей с синдромом Маугли найдены в Индии: с 1843 по 1933 год тут зафиксировано 15 подобных случаев. Дина Саничар жил в логове волков, его нашли в 1867 году. Мальчика научили ходить на двух ногах, пользоваться посудой, носить одежду, но говорить он не мог. Саничар умер в возрасте 34 лет.




В 1920 году жители индийской деревни обратились к миссионерам с просьбой помочь им избавиться от жутких призраков из джунглей. «Призраками» оказались две девочки восьми и двух лет, которые жили с волками. Их поместили в сиротский приют и назвали Камалой и Амалой. Они рычали и выли, ели сырое мясо, передвигались на четвереньках. Амала прожила меньше года, Камала умерла в 17 лет, достигнув к этому моменту уровня развития четырехлетнего ребенка.



Индийские маугли Амала и Камала

В 1975 году пятилетнего ребенка среди волков нашли в Италии. Его назвали Роно и поместили в Институт детской психиатрии, где врачи работали над его социализацией. Но мальчик умер, питаясь человеческой едой.

Ну, кого из нас в детстве не увлекали приключения мальчика Маугли, воспитанного волчьей стаей?

А ведь тогда казалось, что это всего лишь невероятная фантазия талантливого автора Редьярда Киплинга, и в реальной жизни ничего подобного произойти просто не может.

Но увы… Лондонский фотограф Джулия Фуллертон-Баттен собрала 12 шокирующих историй о современных Маугли и объединила их в постановочном фото-проекте «Бездомные дети».

Осторожно, некоторые факты приведут вас в ужас!

1. Джени, США, 1970 год.

Этой девочке не повезло сразу после рождения. Ее отец решил, что она отстает в развитии и изолировал от общества. Джени большую часть детства провела в одиночестве, сидя на стульчике-горшке в маленькой комнатушке дома. На этом стуле она даже спала! В 13-летнем возрасте девочка оказалась с мамой в социальной службе, где работники заподозрили странности в ее поведении. И неудивительно, ведь Джени не могла произнести ни одного членораздельного звука, а еще постоянно царапала себя и плевалась. Такой случай оказался заманчивым для многих специалистов. Джени тут же стала объектом для исследования и экспериментов. Уже через некоторое время она выучила несколько слов, хотя собирать их в предложения оказалось не под силу. Самыми большими достижениями стало чтение коротеньких текстов и минимальные навыки поведения в обществе. После небольшой адаптации Джени еще немного пожила с мамой и в других приемных семьях, где прошла через унижения и даже насилие! После того, как финансирование медиков прекратилось, в развитии девочки опять наступил регресс и полное безмолвие. На некоторое время ее имя было полностью позабыто, пока некий частный детектив не установил, что проживает она в учреждении для умственно-отсталых взрослых.

2. Мальчик-птица из России, 2008 год.

История Вани Юдина из Волгограда совсем недавно всколыхнула все СМИ. Оказалось, что мальчик до 7 лет был заперт своей мамой в комнате, единственной мебелью в которой были клетки с птицами! И, несмотря на то, что насилию Ваня не подвергался, да и кормила мама его регулярно, лишен он был самого главного – общения! Этот пробел мальчик восполнил себе с помощью своих соседей по комнате… И как следствие, Говорить Ваня не научился, а лишь щебетал, как птичка и махал крыльями. Сейчас мальчик-птица находится в центре психологической реабилитации.

3. Мадина, Россия, 2013 год.

История этой девочки поразит вас еще больше! Известно, что до 3-х лет Мадина жила только с собаками, ела добытую ими пищу, спала и грелась об них, когда ей было холодно. Мама девочки большую часть суток была пьяна, а отец покинул семью еще до ее рождения. Очевидцы говорят, что в то время, пока у мамы были гости-алкоголики, Мадина бегала с собаками на четвереньках на полу и тягала кости. Если Мадина и выбегала на детскую площадку, то она не играла, а просто нападала на детей, ведь по-другому общаться не умела. При этом, врачи дают оптимистичный прогноз будущему девочки, уверяя, что ей необходимы лишь адаптация и обучение.

4. Марина Чэпмен, Колумбия, 1959 год.

Еще в 5-летнем возрасте Марина была похищена из родной деревни в Южной Америке и брошена похитителями в джунглях. Все это время она жила среди обезьян-капуцинов, пока не была найдена охотниками. Она питалась всем тем, что добывали животные – корни, ягоды, бананы. Спала в дуплах деревьев, ходила на четвереньках и совсем не умела говорить. Но после спасения жизнь девочки лучше не стала – она была продана в бордель, а затем оказалась служанкой в семье мафиози, откуда ее спас сосед. Несмотря на то, что у него было пятеро собственных детей, добрый человек приютил у себя девочку, а по достижению совершеннолетия в 1977 году помог Марине устроиться экономкой в Великобритании. Именно там девушка решила устроить свою жизнь, вышла замуж и даже родила детей. Ну а со своей младшей дочерью Ванессой, Марина еще и написала автобиографическую книгу «Девочка без имени»!

5. Дикарка из Шампани, Франция, 1731.

История Мари Анжелик Мэмми Ле Блан не смотря на свою давность, известна и задокументирована! Известно, что более 10 лет Мари скиталась по лесам Франции в одиночку. Вооружившись дубинкой, девочка сама защищалась от диких животных, ела рыб, птиц и лягушек. Когда в 19-летнем возрасте Мари была поймана, ее кожа была уже совсем темной, волосы одной спутанной паклей, а пальцы скрюченными. Девушка все время была готова к нападению, озиралась вокруг себя и даже пила воду на четвереньках из реки. Человеческую речь она не знала и общалась при помощи воя и рычания. Известно, что и к готовой пище она никак не могла привыкнуть, предпочитая самостоятельно добывать и есть сырую живность! В 1737 году, скорее ради забавы на охоте, девочку приютила королева Польши. С того времени реабилитация среди людей принесла первые плоды – девочка научилась говорить, читать и даже привлекла первых поклонников. Дожила Дикарка из Шампани до 63-х лет, и умерла в 1775 году в Париже.

6. Мальчик-леопард, Индия, 1912.

Еще в возрасте 2-х лет этого крошку утащила в чащу леса самка леопарда. Через 3 года охотник, убив хищницу, обнаружил в логове ее детенышей и пятилетнего мальчугана! Тогда же малыша и вернули в родную семью. Известно, что еще долгое время мальчик бегал на четвереньках, кусался и рычал. А пальчики на руках он по привычке сгибал под прямым углом, для удобного лазания на деревьях. И не смотря на то, что адаптация вернула ему «человеческий» облик, прожил мальчик-леопард не долго, умерев от болезни глаз (это не было связано с его приключениями детства!)

7. Камала и Амала, Индия, 1920.

Еще одна жуткая история — 8-летнюю Амалу и полуторагодовалую Камалу обнаружил в волчьем логове пастор Джозеф Сингх в 1920 году. Он смог забрать девочек только тогда, когда волки покинули жилище. Но удачей его поступок не обернулся. Пойманные девочки не были готовы к жизни с людьми, суставы их рук и ног были деформированы от жизни на четвереньках, а питаться они предпочитали только свежениной! Но удивительно, их слух, зрение и обоняние были абсолютными! Известно, что Амала умерла через год, после того, как их нашли, а Камала даже научилась ходить прямо и говорить пару слов, но в возрасте 17 лет скончалась от почечной недостаточности.

8. Оксана Малая, Украина, 1991 год.

Эту девочку обнаружили в собачьем питомнике в возрасте 8 лет, из которых ровно 6 она прожила с четверолапыми. Известно, что родители-алкоголики выбросили Оксану из дома, а поиски тепла и желание выжить довели ее до собачьей конуры. Когда девочка была найдена, она вела себя больше, как собака, нежели ребенок – бегала на четвереньках с высунутым языком, лаяла и скалила зубы. Интенсивная терапия помогла Оксане усвоить минимальные социальные навыки, но развитие остановилось на уровне 5-летнего ребенка. Сейчас Оксане Малой уже 32 года, живет она в Одессе на ферме под чутким присмотром и уходом.

9. Девочка-волк, Мексика, 1845/1852 года.

А эта девчушка, воспитанная волками так и не позволила себя укротить! Известно, что несколько раз ее видели, стоящей на четвереньках, в стае волков нападающей на коз, поедающей коз и сосущей молоко у волчицы.

10. Суджит Кумар или мальчик-цыпленок, Фиджи, 1978 год.

Этого малыша за плохое поведение родители в качестве наказания запирали в курятнике. Ну а после того, как мать укоротила себе жизнь, и был убит отец, за воспитание взялся родной дедушка. Однако его методы тоже нельзя назвать новаторскими, ведь вместо того, чтоб заниматься внуком, он предпочитал закрывать его с курами и петухами. Спасли из курятника Суджита в возрасте 8 лет. Известно, что мальчик умел лишь кудахтать и хлопать. Еду он клевал, да и спал, словно птица – сидя и поджимая ногу. Работники дома престарелых на какое-то время взяли его к себе на реабилитацию, но там мальчик вел себя очень агрессивно, за что был более 20-ти лет привязан простыней к кровати! Сейчас уже за взрослым мужчиной ухаживает Элизабет Клейтон, которая и обнаружила его в детстве в курятнике.

11. Иван Мишуков, Россия, 1998.

Еще в 4-летнем возрасте натерпевшись насилия в семье, Ваня убежал из дому. Дабы выжить, мальчик вынужден был скитаться и попрошайничать. Уже в скором времени его, как за одного из своих, приняла свора собак. С ними Ваня ел, спал и играл. И даже больше — собаки «назначили» мальчика своим вожаком! Почти два года Ваня жил беспризорной жизнью с четверолапыми, пока не попал приют. На сегодняшний день мальчик полностью прошел социальную адаптацию и живет полноценной жизнью.

Читайте:

12. Джон Ссебунья или мальчик-обезьяна, Уганда, 1991 год.

Увидев, как родной отец убивает мать, трехлетний Джон Ссебунья убежал из дома. Свой приют он нашел в джунглях вместе с обезьянами. Именно у этих животных он обучился приемам выживания. Основу его рациона составляли корни, сладкий картофель, орехи и маниока. После того, как мальчика нашли люди, его еще долго лечили от глистов и мозолей на коленях. Но, кроме того, что Джон быстро научился говорить, у него обнаружили еще один талант – замечательный голос! Сейчас мальчик-обезьяна настоящая знаменитость, и его нередко можно увидеть на гастролях даже в Великобритании в составе детского хора «Жемчужины Африки»!

Многие считают, что история индийского мальчика-волчонка Дина Саничара вдохновила Редьярда Киплинга на написание его самой знаменитой и любимой миллионами читателей «Книги джунглей».

Как и Маугли, Дин был диким мальчиком, воспитанным волками, хотя его жизнь сильно отличалась от вымышленного героя. Книжный Маугли удивил читателей своим воспитанием. Побывав в индийском лесу, он был усыновлен животными, которые кормили, защищали и оберегали его. Дин тоже был воспитан волками, но у этого реально существовавшего мальчика жизнь была не настолько сказочной.

Рожденный в Индии, проживший там до 6 лет, а потом переехавший в Англию с родителями, молодой писатель Редьярд спустя десятилетие вернулся на свою малую родину. Его знаменитая «Книга джунглей» увидела свет в 1895 году.

Оказывается, история Маугли родилась спустя два десятилетия после того, как Дин Саничар был пойман индийскими охотниками в стае волков. Но в отличие от смышленого книжного героя, Дин был умственно отсталым, несмотря на годы реинтеграции в человеческом обществе.

Дин был не единственным мальчиком, чья необычная жизнь воплотилась в книжное повествование. Но именно его история жизни оказала непосредственное влияние на одного из самых известных британских писателей.

Охотники похитили его и убили волка-компаньона

Охотники случайно наткнулись на Дина в джунглях и стали свидетелями того, как он шел на четвереньках следом за своим другом волком. Любопытство взяло верх, и они начали целую охоту на мальчика, чтобы поймать его.

Они предприняли многочисленные попытки заманить дикого ребенка и отделить его от волка, но им не удалось их разделить. Охотники убили волка при первой же возможности. Все произошло прямо на глазах мальчика.

К нему приклеился ярлык умственно отсталого, как только он попал в детский дом

Охотники принесли Дина в детский приют, где миссионеры крестили его и дали имя Саничар, что на языке урду означает «суббота», потому что именно в этот день недели он попал в приют. В то время отец Эрхардт отвечал за миссию, и попытался лучше узнать и понять мальчика.

Дину пришлось довольно сложно приспосабливаться к своей новой жизни, ведь все считали его умственно отсталым. Однако он продемонстрировал способность рассуждать и время от времени стремился выполнять определенные задачи.

Он так и не смог научиться говорить или писать

Дети учатся говорить в течение первых двух лет своей жизни. Некоторые дети выговаривают «мама» или «папа» уже в шесть месяцев и через пару лет начинают уже спокойно общаться предложениями. Эти временные вехи совпадают с умственным, эмоциональным и поведенческим развитием ребенка.

Однако Дин никогда так и не заговорит. Несмотря на многочисленные попытки окружающих научить его речи, мальчик-волк так и не выучил человеческий язык и не научился письму. Он всю жизнь общался, издавая звуки животного.

Мальчик быстро научился курить

Малыш испытывал отвращение к одежде и отказывался разговаривать, но ему нравилось ходить не на четвереньках, а на ногах, хотя это давалось ему нелегко. Очень скоро он перенял у взрослых пагубную привычку и пристрастился к курению. Возможно это и стало причиной туберкулеза, сгубившего его в последствии.

Ему больше нравилось питаться сырым мясом и точить зубы об кости

У большинства детей начинают расти зубы в возрасте от четырех до семи месяцев и к трем годам уже полный набор зубов. Скорее всего Дину было поначалу в стае волков очень тяжело питаться без зубов, ведь волки являются плотоядными животными и едят в основном сырую дичь.

Но со временем он похоже привык только к той пище, что ела стая. Впервые появившись в приюте, мальчик наотрез отказался питаться приготовленной едой. Но он с жадностью накинулся на сырые куски мяса и с рычанием ощерившись обгрызал косточки.

Он ненавидел ходить одетым

Сразу же после доставки мальчика из джунглей, люди пытались привить ему навыки жизни в обществе и заставляли одеваться. Научившись ходить по-человечески, он почти двадцать лет насильно заставлял себя одевать штаны и рубаху.

Помимо него в детский приют позже привезли еще мальчика-волка из Крондштадта, который разделял нежелание Дина одеваться. Им обоим нравилось бегать как в джунглях нагишом.

Ему удалось сдружиться только с одним сиротой – таким же диким ребенком

Дин провел большую часть детства с животными и ему было достаточно сложно привыкнуть к людям. Но несмотря на это, ему удалось сразу найти общий язык с другим диким ребенком, жившим в этом же приюте.

Отец-настоятель приюта считал, что между мальчиками мгновенно установилась «связь сочувствия» и они даже учили друг друга новым для них навыкам человеческого поведения. Например, как пить жидкости из кружек. Они оба выросли в дикой природе, поэтому им вместе было гораздо уютнее, ведь они понимали друг друга.

В тот период было найдено еще несколько детей, воспитанных животными в индийских джунглях

Как бы это не звучало странно, но помимо Дина под конец XIX века в индийских джунглях были найдены и другие дети-волчата. Один из миссионеров нашел в 1892 году дикого ребенка возле Джалпаигура. На следующий год нашелся мальчик, который обожал кушать лягушек, в Баципуре возле Далсингарая.

Еще два года спустя ребенка нашли возле Султанпура и говорят, что в последствии он хорошо освоился среди людей и даже пошел работать в полицию. Последним нашли еще спустя 3 года ребенка возле Шаджампура, который вообще не смог приспособиться к жизни среди людей, хотя его пытались 14 лет «приручить».

Дин не смог адаптироваться в обществе полноценно и туберкулез убил его

Прожив в приюте почти десятилетие, Дин не смог наверстать упущенное в своем умственном развитии. Восемнадцатилетний юноша едва достиг 152 сантиметров роста. Юноша был низколобым и с большими зубами, он постоянно нервничал и чувствовал себя «не в своей тарелке».

Считается, что он умер в двадцатидевятилетнем возрасте из-за туберкулеза в 1895 году. Однако по другим источникам ему к тому времени исполнилось 34 года.

Доказательства о существовании детей выращенных волками впервые появилось в Индии 50-х годах XIX века

Брошюра 1851 года «Учет волков, воспитывающих детей в их стаях по индийской статистике» сэра Уильяма Генри Слимана, является одним из первых фактов, объясняющих существование шести детей-волков в Индии. Пятеро из этих диких детей были найдены на территории современного Султанпура. Один был пойман в районе современного Бахрейха.

По словам Слимана, было много волков, которые жили недалеко от города Султанпур и других районов на берегах реки Гомтри, и они бегали с «большим количеством детей».

Воспитанники волков, дети были убиты в джунглях тиграми и другими хищниками

Почему в джунглях находились только дети, воспитанные волками, а не взрослые юноши или девушки? Вполне вероятно, что многим детям не удавалось пережить свое детство. Возможно, они умирали от голода или их убивали сами волки или другие хищные животные.

В «Книге джунглей» самым страшным противником Маугли был тигр Шерхан. В Индии даже в то время было много тигров, которые могли бы с легкостью напасть на ребенка в волчьей стае, ведь людям не дано бегать так же быстро, как волкам. В течение XIX века охотники нередко в джунглях находили мертвые детские тела, обглоданные дикими животными.

Дикие дети: правда или обман?

На протяжении многих лет поступали многочисленные истории о диких детях, которые были пойманы и вновь приучены к жизни в обществе, но впоследствии многие из рассказов были развенчаны.

Один из самых известных случаев в 1920-х годах касался двух девочек Амалы и Камалы, которым было почти по девять лет во время спасения их из волчьей стаи. Человек, нашедший их, всем рассказывал, что малышки выли на луну, ходили на четвереньках и ели только сырое мясо. Он попытался научить их ходить и говорить.

Исследователи были очарованы этой историей и написали о них много рассказов и книг. Но позднее выяснилось, что девочки вовсе не были воспитаны волками, а с рождения были инвалидами с врожденные дефектами конечностей.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!