Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Страну Математики". Конспект открытого занятия по фэмп старшая группа Дидактическая игра «Расставь цифры»

Программное содержание:

Образовательные цели:

— закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших;

— закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах 10;

— закрепить знания о геометрических фигурах;

— закрепить знания о последовательности времени года, месяцев года, дней недели, части суток;

— закрепить умение ориентироваться на листе бумаги;

— закрепить умение решать примеры;

Развивающие цели:

— развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, память, смекалку, воображение, способствовать развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

Воспитательные:

— воспитывать самостоятельность, усидчивость, интерес к математическим занятиям, умение доводить начатое дело до конца;

Предварительная работа: отгадывание загадок, решение логических задач, наблюдение за календарем, индивидуальные занятия.

Оборудование : мольберты, фланелеграф, цифры;

Раздаточный материал : пеналы, лист чистой бумаги, карандаш, полоски голубого цвета, счетные палочки, цифры 1- 10;

Ход занятия.

Занятие начнем со стихотворения.

Запомните все, что без точного счета

Не двинется с места любая работа.

Без счета не будет на улице света,

Без счета не сможет подняться ракета.

И в прятки сыграть не сумеют ребята,

Беритесь ребята скорей за работу

Воспитатель. Итак, внимание, за каждый правильный ответ участники будут получать звездочку У какой команды окажется большее количество звездочек, та команда и станет победителем. Наше путешествие в страну «занимательной математике» начинается!

1.конкурс ответе на вопрос (вопросы задаются по очередности)

1.Сколько дней в недели? 1. Какой день недели стоит за вторником?

2. Какой день недели стоит перед пятницей? 2.Сколько выходных дней?

3.Сколько месяцев в году? 3. Какие вы знаете весенние месяцы?

4.Какие вы знаете летние месяцы? 4. Какие вы знаете зимние месяцы?

2.конкурс загадки

1. Еж спросил ежа – соседа

Ты откуда непоседа?

Запасаюсь я к зиме

Видишь, яблоки на мне?

Собираю их в лесу,

Шесть отнес, одно несу.

Призадумался сосед

Это много или нет?

— Как получилось число 7? К 6 +1=7

2. Квочка решила

Три петушка,

Да курочек пять.

А сколько их вместе?

Трудно узнать.

Она до пяти лишь

(8 цыплят)

3. конкурс для обеих команд

Нужно нарисовать:

— в нижнем левом углу квадрат;

— в верхнем правом углу прямоугольник;

— в нижнем правом углу круг;

— в верхнем правом углу овал;

— в середине листа треугольник;

Ответьте, пожалуйста мне на вопросы:

— В какой геометрической фигуре меньше всего углов?

— В какой геометрической фигуре совсем нет углов?

4. конкурс Нужно найти соседей у цифр .

Для команды «Трапеция» у цифр 5,7,9.

Для команды «Пятиугольник» у цифр 4,6,8.

5.конкурс Конкурс капитанов

— Ребята, посмотрите внимательно на узоры из палочек на доске. Нужно каждой команде, в течение одной минуты запомнить узор, и каждому капитану выложить из счетных палочек такой же узор на столе.

Физминутка:

В понедельник я купался

А во вторник рисовал

В среду долго умывался

А в четверг в футбол играл

В пятницу я прыгал, бегал

Очень долго танцевал

А в субботу, в воскресенье

Целый день я отдыхал.

6. конкурс примеры

Предлагается каждой команде букет цветов. Внутри цветочков примеры и нам нужно их решить, тогда красивые бабочки прилетят на свои цветочки.

команда «Трапеция » (на цветочках примеры: 2+3, 5-1, 7+3, а на бабочках ответы: 5, 4, 10)

команды «Пятиугольник »(на цветочках примеры: 2+4, 5-2, 6+3, а на бабочках ответы: 6,3, 9)

Дети решают примеры и сажают бабочек на цветочки.

7. конкурс для обеих команд по очереди.

посмотрите на доску. Давайте поиграем в игру «Сосчитайка». На доске все числа перепутались и нам нужно их правильно расставить. Работа с числовым рядом.

— Назовите самое маленькое число. (1)

Назовите самое большое число. (10)

— Сколько единиц в числе 5? (5)

— Назовите число предыдущее числу 6. (5)

— Назовите число последующее числу 6. (7)

После проведения конкурсов подсчитываются полученные командами,

«звездочки» и определяется победитель. Ребята получают подарки. Всем детям объявляется благодарность за интересное путешествие и демонстрацию своих знаний о математике

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие по математической галактике»

Цель : Развитие интереса к предмету математика, на основе познавательной активности и любознательности.

Задачи:

Образовательная: Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах. Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10, называть смежные числа заданного числа. Закрепить умение решать простые арифметические задачи, используя логическое мышление.

Развивающая. Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование. Развивать пространственное воображение, умение ориентироваться на листе бумаги, познавательный интерес, развивать внимание, восприятие, умение анализировать и сравнивать предметы по своим свойствам, обобщать, формировать навыки самостоятельной работы.

Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе, воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Образовательные области :

Познание (ФЭМП)

Коммуникация (речевая деятельность)

Социализация (игровая деятельность)

Методические приемы :

Вопросы;

Упражнения;

Игры;

Задания.

Материал и оборудование :

    Мультимедийная установка, карандаши, фломастеры, листы бумаги, голосовое сообщение от жителей Математической галактики, числовой ряд, карточки с числовыми неравенствами, карточки с точками и цифрами, сюрприз (звездочки), магнитная доска, слайды с заданиями от жителей математических планет, геометрические фигуры для составления роботов.

    Место проведения: кабинет с интерактивной доской.

Планируемые результаты:

Дети любознательны, активны, интересуются, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задачах, повысить интерес к математике, закрепить знания, умения и навыки по ФЭМП.

Ход занятия:

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Поздороваемся с гостями, и сядем все на свои места.

1 часть Введение в игровую ситуацию:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день, Мы здесь собрались не случайно, а знаете для чего? Сегодня утром я получила голосовое сообщение от жителей далекой математической галактики. Они очень хотят с нами подружиться и приглашают к себе в гости. Хотите прослушать это сообщение?

(сообщение)

Здравствуйте дорогие ребята! Пишут вам жители далекой математической звездной галактики! Мы хотим с вами подружиться! Мы приглашаем Вас к нам в гости в путешествие по нашим планетам. Мы, так же как и Вы любим науку математику! Прилетайте к нам и поделитесь с нами своими знаниями и умениями! А чтобы показать свои знания, вам нужно выполнить задания. За каждый правильный ответ вы получите в подарок звездочку, и посмотрите что получится, если все звездочки собрать вместе.

Воспитатель: Ребята, отправимся в путешествие по планетам математической галактики?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда посмотрите - вот карта –траектория нашего полета по космическому пространству.Вот на каких планетах нам предстоит побывать: Цифровая, Геометрических фигур, Веселой физминутки, Планета задач и Планета числовых знаков. Во время нашего путешествия нас будут ожидать трудности, которые потребуют от нас смекалки, гибкости ума, внимательности. Поэтому давайте подготовимся к путешествию и проведем мозговой штурм.

Постараемся быстро и правильно, ответить на все вопросы:

- Сколько дней в неделе?

Какой сегодня день недели?

Какой день недели находится между средой и пятницей?

Сколько месяцев в году?

Закончится январь, наступит?

Может ли после зимы наступить лето?

Сколько в сутках частей? Назовите их

Завтракаем мы утром, а ужинаем?

Найдите лишнее слово: утро, день, вторник, вечер, ночь?

Береза, тополь, роза, дуб?


-Сколько концов у одной палки?

У стула 4 ножки, а сколько ножек у двух стульев?

Посчитаем от 1 до 10 (на русском и на казахском языках)

Назови число, которое больше 4, но меньше 6;(5)

Назови число, которое больше 5, но меньше 7;(6)

Назови числа, стоящие в ряду справа от 5;(0,1,2,3,4)

Назови соседей числа 4, числа 8;

Назови число, которое стоит перед числом 7;

Назови число, которое следует за числом 8;

Какое число становится больше, если его перевернуть вверх ногами? (6)

Назовите наибольшее однозначное число (9)

Назовите наименьшее двузначное число (10)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо подготовились к путешествию и получаете в награду первую звездочку « Д»

На чём же мы отправимся в наше путешествие?

Транспорт, на котором мы отправимся в путешествие, зашифрован на вашем листочке. Вы видите на листе точки? Их нужно соединить прямой линией по порядку, начиная от 1 до 9 .

Воспитатель: Молодцы вы справились с заданием! Что у нас получилось? Получилась ракета! Мы начитаем свое путешествие! Внимание! Приготовились к запуску ракеты. Начинаем обратный отсчет 10-1. Пуск! Наша ракета поднимается высоко вверх. Будьте внимательны! Мы ведем наблюдение за космическими объектами в иллюминатор ( музыка)

И вот перед нами первая планета

- Числовая.

Посмотрите, а кто живет на этой планете? (Цифры.) А как вы думаете, что этот значок означает? (Круговые примеры.) А как мы решаем круговые примеры?

Жители этой планеты очень любят заниматься математическими вычислениями. И они приготовили для нас вот такие числовые равенства. И мы попробуем их с вами решить с помощью числового луча (на магнитной доске)

6+2=8

8-3=5

5+2=7

7-1=6

(После решения на доске) А удобно ли решать примеры всегда с помощью числового луча? Нет? А что Нужно знать? Правильно! Нужно знать состав числа. Жители этой планеты приготовили для вас вот такие числовые домики, заселите в пустые окошки недостающие числа. (раздать домики) Возьмите фломастеры и впишите нужные числа.

Молодцы! А теперь проверьте друг у друга. Мы вновь заработали звездочку «р»

Воспитатель: - Наше путешествие продолжается. Перед нами следующая планета – называется она Планета Геометрическая .

А скажите, по каким трем признакам мы всегда сравниваем геометрические фигуры?(Цвет, размер, форма.)

Вместе с жителями планеты давайте вспомним, какие геометрические фигуры бывают.

Как называется фигура, которую образует прямая замкнутая линия?

Как назвать одним словом геометрические фигуры, имеющие 4 стороны и 4 угла (4х угольники)

Как называется четырехугольник, у которого все стороны равны?

Что мы знаем о прямоугольнике?

Посмотрите вокруг-на планете прошел метеоритный дождь. А в форме чего осколки метеоритов, упавших на планету? (Слайд с фигурами разных цветов)

Жители далекой планеты хотят поиграть с вами в игру которая называется «Правда или нет» , Отвечайте только «да» или«нет»

Будьте внимательны, вопросы очень хитрые.

Правда или нет что все квадраты зеленые? (нет, ЕСТЬ синий)

Правда или нет что все фигуры зеленые красные и желтые?(нет, есть синие)

Правда или нет что некоторые треугольники красные? (да)

Правда или нет что некоторые зеленые фигуры квадраты? (да)

Правда или нет что в правом верхнем и левом верхнем углах расположены круги? (да)

Правда или нет что все синие фигуры квадраты? (нет, один синий - треугольник)

Правда или нет что все треугольники красные? (нет, один синий)

Правда или нет что у всех желтых фигур нет углов? (да)

Молодцы ребята! справились и за это нам в подарок очередная звездочка« у »

Продолжаем наше путешествие дальше.

Мы на следующей планете “ Веселой Физминутки ”, жители этой планеты хотят, чтобы вы немного отдохнули и повеселились вместе с ними.

Мы решали, мы считали

И немножечко устали.

А теперь все дружно встанем и немножко отдохнем.

Выполняем под музыку любые произвольные движения (выключить на 0,48 сек)

Вы веселые ребята и очень понравились жителям планеты «веселой физминутки» и за то, что вы подняли им настроение, они дарят вам в подарок еще одну звездочку «ж»

Воспитатель. Продолжаем наш полет! Ребята, вот перед нами следующая планета- планета «задач».

Но попасть на нее сможем, только если вспомним из каких частей состоит задача.

1. Как называется та часть задачи, в которой о чем-то или о ком-то рассказывается? – условие.

2. Как называется та часть задачи, в которой о чем-то спрашивается, есть неизвестное? – вопрос.

3. Как называется та часть задачи, в которой мы ищем неизвестное с помощью цифр и знаков? – решение

4. Как называется та часть задачи, в которой мы получаем неизвестное число, отвечаем на вопрос? – ответ.

Значит задача состоит из: условия, вопроса, решения и ответа.

Жители Планеты Задач любят придумывать и решать задачи. Они предлагают нам вот по этим схемам составить условия и решить задачи.

Задача №1

Попробуйте придумать к такой схеме условие задачи. Итак, повторим условие задачи.( С ночного неба упали две звезды. Потом еще три звезды.)

Повторите вопрос. (Сколько всего звезд упало с неба?)

Каким математическим действием будем решать задачу? Какой знак будем применять?Когда в вопросе звучит слово «сколько всего стало», то мы будем находить целое или часть? Выложите на местах самостоятельно решение задачи.

Назовите ответ задачи. Проведите взаимопроверку.

Задача №2

Давайте попробуем составить условие задачи к следующей схеме.

(дети составляют, я подытоживаю)

Повторим условие задачи. (В космическом корабле летело 4 космонавта. Один из них вышел на задание в открытый космос.)

Повторите вопрос.(Сколько космонавтов осталось на корабле?)

Если в вопросе слово «осталось», то значит с помощью какого действия решается задача? (действие вычитание) какой знак будем применять?

А когда в вопросе сказано «сколько осталось», то что мы находим? Целое или часть? (часть от целого) Решим устно эту задачу. 4-1=3(устно или на доске)

Молодцы, ребята, вы вновь справились с заданиями и получаете в подарок следующую звездочку-Буква «б»

А теперь проведем физминутку для наших глаз, чтобы они отдохнули. Смотрим на доску, следим за предметами и повторяем движения глазками. Слайд «космос»

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие! И вот перед нами последняя планета на нашем пути планета числовых знаков . Жители этой планеты приготовили для нас свои задания. Вам нужно составить числовые неравенства с помощью знаков «больше» и «меньше»

Неравенства карточки

Буква а

3 часть. Итог. Итак ребята, вы справились со всеми заданиями. Я думаю, вы понравились жителям всех планет, на которых мы побывали и они увидели какие вы внимательные, старательные и активные! А теперь нам пора возвращаться домой! Начинаем обратный отсчет!10-1! (ракета)

И вот мы дома! (слайд садик)

Воспитатель: А вот теперь давайте посмотри, что же получится, если мы поставим все звездочки рядом! Прочитайте слово!

Дружба !

Жители математической галактики желают нам, чтобы мы всегда дружили с наукой математикой! Я думаю, что благодаря нашему путешествию мы еще больше узнали о науке Математике, повторили и закрепили свои знания!

РЕФЛЕКСИЯ

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Если вам было интересно и все понравилось, то оцените себя золотой звездочкой, а если вы где-то затруднялись и вы с чем-то не справились, то оцените себя серебряной звездочкой.

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего возраста.

Дата проведения: 19.10.2016

Длительность проведения: 25 минут

Провела: воспитатель Иконникова Екатерина Геннадьевна

Литература: И.А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений»

Оборудование: мальберт, ковер-самолет, Незнайка (кукла на руку), металлофон, математические наборы (деревянные) на каждого ребенка, счетные палочки на каждого ребенка, маркер, конверты с геометрическими фигурами на каждого ребенка, игрушечные овощи, колокольчик, коробка для конвертов, волшебный мешочек со звездочками.

«Путешествие на ковре-самолете»

Цели:

  • закреплять навыки счета в пределах 6, умение сравнивать две группы предметов; познакомить с цифрой 6;
  • совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры;
  • совершенствовать умение детей правильно отвечать на вопросы: «Сколько?»,

«Какой по счету?», «На каком месте?»

  • совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: Спереди, Сзади, Сверху, Снизу, Слева, Справа

1часть.

Воспитатель предлагает детям совершить путешествие на импровизированном ковре-самолете. Дети и воспитатель садятся на ковер и изображают звук ветра; воспитатель смотрит в бинокль и говорит, что видит остров в виде синей шляпы, предлагает приземлиться.

Дети садятся за стол.

«Остров синей шляпы»

Появляется Незнайка и дает детям задание: «Выложите на верхнюю часть полоски столько кружков, сколько раз я сыграю на металлофоне» (5 раз), дети выполняют. Далее: « Выложите столько квадратов, сколько раз я сыграю», дети выполняют. «Сравните две группы фигур, чего больше? Чего меньше? Что нужно сделать, чтобы стало поровну? (Дети дают ответ)

Потом воспитатель предлагает детям найти в математическом наборе цифру 6, рисует ее на мольберте и читает стихотворение:

Шестерка на замок похожа

Который жук закрыть не может

Я шестиногому жуку

Замок захлопнуть помогу

Воспитатель говорит: « Дети, разделите палочки пополам, что получилось? (по три), Какой мы вывод можем сделать? Что 6 состоит из 3 и 3!(пишет на мольберте) А еще мы уже знаем, что 4 состоит из 2 и 2!

2 часть

Сидя на ковре-самолете, воспитатель видит в бинокль остров в виде квадрата. Приземляемся! Достает коробку с конвертами в которых лежат геометрические фигуры.

Дети садятся за стол.

«Остров геометрических фигур»

Дети достают из конвертов фигуры, называют их: круг, треугольник, квадрат и два прямоугольника узкий и широкий. Воспитатель спрашивает: «Сколько фигур?», «Каких фигур две? Чем они отличаются? (цветом, шириной) Какой прямоугольник шире?

Возвращаемся на ковер.

3 часть

«Остров овощей»

Приземляемся, дети садятся за столы, воспитатель раскладывает овощи: огурец, помидор, капусту, кукурузу, баклажан, лук (6шт) в ряд. Воспитатель и дети пересчитывают овощи, называют их форму (круглая, овальная) и воспитатель задает индивидуальные вопросы: На каком месте по счету тот или иной овощ? (дети по очереди отвечают, для каждого свой вопрос)

Физкультминутка «Вот наш нос…»

Вот наш нос, вот уха два. Вот большая голова

Вот волосиков чуть-чуть и на них я буду дуть (дуют)

Вот у нашей деточки: пяточки, коленочки (показывают)

Вот бочок, я за бок хвать, долго буду щекотать!

Нос, рот, голова, уши, щеки, лоб, глаза

Руки, плечи, шея, грудь, про животик не забудь! (гладят)

Это нет, а это да (показывают)

Это раз, а это два!

Десять пальцев, пара рук, вот твое богатство друг!

4 часть

Возвращаемся в детский сад.

Дети встают в круг, играть в игру «Колокольчик» Воспитатель подходит к каждому ребенку и звенит колокольчиком. Ребенок с закрытыми глазами говорит, где звенит: слева, справа, сверху, снизу, сзади или спереди относительно себя.

В конце занятия воспитатель дает оценку работе детей, хвалит тех, кто лучше всех занимался, уточняет у детей, что нового они сегодня узнали. Достает волшебный мешочек со звездочками и дарит детям на память о необычном путешествии.


Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну Математики»

Открытое занятие по ФЭМП в Старшей группе «Путешествие в страну Математики»

Программное содержание

Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах.

Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений).

Закрепить части суток.

Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т. д.).

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление

Воспитывать самостоятельность, устойчивость, умение доводить начатое до конца, интерес к математическим заданиям.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. мешочек с желудями, 4 картинки с изображением частей суток (НА КАДОГО И НА ДОСКУ); квадрат, разделенный на части, и картинка с изображением домика для игры «Пифагор», 7 числовых карточек с изображением вагончиков

Раздаточный материал. Наборы квадратов и треугольников.

Организационный момент:

В: Ребята, сегодня к нам с вами пришли гости, что бы посмотреть как мы занимаемся и узнать, сколько всего мы с вами знаем. Давайте с ними поздороваемся и больше на них отвлекаться не будем.

А теперь мы с вами поздороваемся:

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

В-ль: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в ПУТЕШЕСТВИЕ.

А куда - вы сейчас отгадаете.

Она - царица всех наук

Без неё мы - как без рук

Научит думать и решать

И много действий совершать (математика)

Правильно, ребята, тогда в путь!

Приглашаю всех детей

В путь отправиться скорей!

Ждут вас испытания,

Сложные задания.

А на чем мы поедем? (ответы детей). Вспомнила:

Я стучу, стучу, стучу,

В дальний путь вас покачу.

Мимо леса, мимо гор

Я гоню во весь опор.

А над речкой на мосту

Просигналю вам: ту-ту!

А потом в тумане скроюсь,

Называюсь скорый ….(поезд)

В: -Постройтесь друг за другом и отправляемся в путь. (под музыку паровозик из ромашково дети идут по кругу, изображая поезд)

Вот мы с вами и приехали

Шапокляк: Здравствуйте ребята и гости! А вы меня, что не заметили, я же вместе с вами ехала на поезде? А куда вы едите?

В волшебную страну математики я вас не пущу пока вы не поможете мне сосчитать зверят

В: И так давайте посмотрим, кто же повстречались нам на пути к королеве:

Игровое упражнение «Кто быстрее сосчитает».

«Похлопайте в ладоши столько раз, сколько зайчиков на карточке.

Сколько раз вы похлопали?

Присядьте столько раз, сколько елочек изображено на карточке,

Сколько раз вы присели? Почему вы присели столько раз?

Наклонитесь вперед столько раз, сколько мишек на карточке.

Почему вы наклонились столько раз?

Шапокляк: какие вы молодцы!хорошо считаете. Прошу вас в волшебную страну.

В: Молодцы вы справились с эти заданием, и за это я дарю вам букву «М». Впереди еще много заданий. И за каждое задание вы будите получать по букве. В конце путешествия посмотрим, что из этих букв можно составить.

Вот мы и добрались с вами до страны Математики. Интересно, как же мы сможем открыть эти волшебные ворота? Кажется, я догадалась.

Давайте присядем на свои места и выполним следующее задание. Посмотрите у вас на столах лежат полосочки из них нужно собрать картинку и тогда откроются наши ворота. Для того чтобы получилась картинка необходимо собрать полосочки с цифрами по порядку.

Выполняют упражнение.

В: Молодцы вы собрали картинку правильно, за это я дарю вам букву «О».

Ворота открыты, и мы оказываемся в “Волшебной стране математики”.

Давайте посмотрим, что же ещё необычного ждёт нас впереди.

Ой, смотрите,сколько здесь мешочков, хотите узнать, что в них. Сейчас мы с вами поиграем вот в такую игру, я буду вызывать к себе вас, а вы должны будете на ощупь отгадать, сколько здесь предметов и не кому не говорить. Затем нужно показать столько движений сколько предметов вы нащупали. А остальные детки должны посчитать и выложить столько треугольников у себя на столе сколько движений сделали. Готовы?

Вызывается 3-4 ребенка на ощупь считают и показывают движения равное количеству предметов. Затем достаются предметы и все вместе пересчитываем.

молодцы справились с заданием и за это я даю вам букву «Л».

Шапокляк: Что-то вы, ребятки, совсем заработались. А ну-ка, отдохните, да в мою волшебную сумочку посмотрите (достаёт снежинки)

Гимнастика для глаз

Мы снежинку увидали - со снежинкою играли (дети берут снежинку в руки, вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд)

Снежинки вправо полетели, дети вправо посмотрели, дети вправо посмотрели (отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом)

Вот снежинки полетели, глазки влево посмотрели (отвести снежинку влево)

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал (поднимать снежинки вверх и вниз, дети смотрят вверх и вниз)

Всё! На землю улеглись (покружиться и присесть, опустив снежинку на пол)

Глазки закрываем (закрыть ладошками глаза)

Глазки отдыхают (дети складывают снежинку и садятся на стульчики)

В: Молодцы глазки отдохнули, а за правильное выполненное задания я вам дарю букву «О».

В: Ребята смотрите нас, встречает королева Математики. Интересно, какое же ещё задание она приготовила для вас?

(Перед детьми на доске картинки с изображениями частей суток (утра, дня, вечера и ночи).

III часть. Игровое упражнение «Дни недели».

Перед вами лежат карточки с изображение частей суток. Нам нужно разложить их в правильной последовательности.

А для этого нам нужно отгадать загадки:

Солнце яркое встает

Петушок в саду поет

Наши дети просыпаются

В детский садик собираются.

Солнце в небе

Ярко светит

На прогулку мы идем

Песни весело поем!

Солнышко лучистое

Село за дома,

Мы пришли с прогулки

Ужинать пора!

В небе звездочки горят

В речке струйки говорят

К нам в окно луна глядит

Нашим деткам спать велит.

Молодцы, ребята. А давайте поиграем с нашими пальчиками и отгадаем, о каком времени суток говорится в нашей игре

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот только что уснул,

А последний спит давно,

К ним глядит луна в окно (ночь)

И за это задание вы получаете букву «Д».

Ребята, вы так много знаете и умеете, так легко и ловко выполняете все задания! Но Королева Математики хотела вам тоже

Воспитатель уточняет названия и последовательность частей суток и предлагает обозначить их одним словом. (Сутки.)

«Взрослые часто заменяют слово сутки словами целый день. Семь таких дней составляют неделю (на доске выставляются карточки с изображением от 1 до 7 вагончиков). Каждый день имеет свое название: понедельник, вторник … воскресенье». Дети вместе с воспитателем повторяют названия дней недели. Рассказывает какие будни, а какие выходные.

А теперь давайте встанем с мест и сделаем кружок для физкультминутки.

Шапокляк (может с нами)

Физминутка о днях недели

В понедельник я купался (движения плавания,

А во вторник рисовал (показ движения).

В среду долго умывался (показ движения,

А в четверг в футбол играл (бег на месте).

В пятницу я бегал, прыгал (показ движения).

Очень долго танцевал (кружатся на месте).

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал (сесть на место).

В: Молодцы ребята! За это задание вы получаете букву «Ц» и новые знания от королевы математики.

В: А вот и следующее испытание, садитесь за столы: Ребята, на столах у вас лежат фигуры, найдите среди них большой квадрат и поднимите его.

молодцы, а вы можете из одного квадрата сделать 2 прямоугольника, с помощью счетной палочки? А как с помощью ещё одной счетной палочки из этих 2-х прямоугольников сделать 4 квадрата? Какие вы молодцы детки, и с этим заданием справились.

Замечательно, вы справились с этим заданиям. За ваше внимание, сообразительность я дарю вам букву «Ы».

И мы с вами собрали целое слово. А написано здесь «Молодцы».

В: Но нам же еще нужно вернуться домой, для этого нужно преодолеть последнее препятствие.

И в этом нам помогут геометрические фигуры.

V часть. Дидактическая игра «Пифагор».

Скажите, как вы думаете можно ли из треугольников собрать квадрат? А ну давайте попробуем. А напомните куда мы с вами должны вернуться? домой., давайте соберем из геометрических фигур дом

(Шапокляк ходит, смотри, кто затрудняется, помогает)

Молодцы! Вот мы с вами и оказались дома.

VI часть. Подведение итогов.

Скажите где мы сегодня были?

Чем мы с вами занимались на занятии?

Какие дни недели вам известны?

Какие дни недели выходные?

Какие дни - будни?

Что вам понравилось?

Что запомнили больше?

Ребята, вы молодцы, вы выполнили все задания. Королева Математики благодарит всех Вас за активное участие и дарит вам вот такие подарки (НЕ ЗАБЫТЬ ПРО ШАПОКЛЯК)

Методы и приемы:

  • Игровая ситуация;
  • Беседа;
  • Проблемные ситуации.

Демонстрационный материал: Карта с изображением космического пространства, мяч,5 ракет, числовые карточки с изображением космонавтов от 1 до 5, 5 обручей, квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник.

Раздаточный материал: Листы к заданию: "Соедини по цифрам", карандаш, геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по количеству детей, карточка с изображением лабиринта (на каждого ребенка).

Ход НОД

Воспитатель - Ребята, сегодня мы с вами заниматься не будем, а отправимся в путешествие. Вы согласны? Дети: Да!

Дети - На машине, на поезде и т.д.

Воспитатель - Правильно, только мы с вами не поедем, не поплывем, а полетим. А вот на чем мы полетим, вы сейчас узнаете. Воспитатель - Путь нам предстоит долгий, давайте для начала немного разомнемся.

  • Какое сейчас время года?
  • Какой месяц?
  • Какой день недели?
  • Какой день недели был вчера?
  • Кто стоит справа от тебя?
  • Кто стоит слева от тебя?
  • Прямой счет в пределах 10;

Воспитатель - Молодцы, наша разминка прошла отлично! А сейчас предлагаю вам пройти за столы на свои места.

Воспитатель - Предлагаю вам сегодня стать настоящими инженерами-конструкторами. Итак, перед вами лежит листок бумаги, на нем написаны цифры. Соедините цифры по порядку счета. Что у вас получилось? Дети - Ракета! Воспитатель - Правильно ракета! -А как называется человек, который летит в космос на космическом корабле? Дети - Космонавт. Воспитатель - Посмотрите, все готово к космическому путешествию, ракеты на старте. - Осталось только выбрать командиров и сформировать экипажи. - На каждой ракете может полететь столько космонавтов, сколько указывает цифра.

Молодцы! Экипажи готовы, можно отправляться в полет. За нашим полётом будут следить операторы, чтобы в случае чего прийти нам на помощь, но я думаю, помощь нам не понадобится, мы со всем справимся сами. - Как известно, ракетой управляют при помощи бортовых компьютеров, давайте сделаем кнопки для управления бортовым компьютером, чтобы запустить нашу ракету.

(по заданию воспитателя)

  • положите круг в середину.

Воспитатель предлагает проверить правильность сбора бортового компьютера друг у друга. - А сейчас мы с вами дети, улетаем на ракете. Внимание! К взлету космического корабля приготовиться! Включить приборы! Начать обратный отсчет от 10 (9,8,7,6,5,4,3,2,1) Пуск! (звучит музыка взлет ракеты) Воспитатель -

Физкультминутка

На луне жил звездочет. Он планетам вел учет. Меркурий - раз. (хлопок над головой) Венера - два. (топнули ногой) Земля - три, Марс - четыре.

Уран - семь, Нептун - восемь. (приседание) дальше всех Плутон - девять. (подняться на носки) Кто не видит - выйди вон!

Воспитатель - Ребята, пока мы с вами отдыхали, наша ракета сбилась с курса. Что же делать? - Нам необходимо восстановить курс корабля. А восстановить курс корабля мы сможем по карте-лабиринту. Воспитатель предлагает детям упражнение "Лабиринт".

Игра "Найди свой космодром"

(звучит музыка)

(космодромы - 5 обручей, в центре обруча геометрические фигуры - круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник). У детей эмблемы с изображением геометрических фигур. Воспитатель (прямой счет) . Приземляемся. - Ребята, вы прекрасно справились со своими заданиями. Из вас получились хорошие космонавты.

Спасибо всем за внимание!

Итог занятия

- Понравился вам наш космический полет? -

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по ФЭМП старшая группа»

Конспект открытого занятия по ФЭМП старшая группа Задачи:

    Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.

    Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева).

    Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера.

    Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

    Развивать мыслительные операции, связную речь, самостоятельность, умение действовать в соответствии с инструкцией.

    Воспитывать взаимопомощь и дружескую поддержку, интерес к математике.

Методы и приемы:

    Игровая ситуация;

  • Вопросы (в том числе проблемные);

    Проблемные ситуации.

Демонстрационный материал:
Карта с изображением космического пространства, мяч,5 ракет, числовые карточки с изображением космонавтов от 1 до 5, 5 обручей, квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник.

Раздаточный материал:
Листы к заданию: "Соедини по цифрам", карандаш, геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по количеству детей, карточка с изображением лабиринта (на каждого ребенка).

Ход НОД

Воспитатель – Ребята, сегодня мы с вами заниматься не будем, а отправимся в путешествие. Вы согласны? Дети: Да!

Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? Дети – На машине, на поезде и т.д.

Воспитатель – Правильно, только мы с вами не поедем, не поплывем, а полетим. А вот на чем мы полетим, вы сейчас узнаете.
Воспитатель – Путь нам предстоит долгий, давайте для начала немного разомнемся.
(дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос на закрепление предыдущего материала).

    Какое сейчас время года?

    Какой месяц?

    Какой день недели?

    Какой день недели был вчера?

    Кто стоит справа от тебя?

    Кто стоит слева от тебя?

    Прямой счет в пределах 10;

    Продолжи счет от 1 до 4, от 3 до 7, от 5 до 10.

Воспитатель – Молодцы, наша разминка прошла отлично! А сейчас предлагаю вам пройти за столы на свои места.

Упражнение "Соедини по цифрам"

(детям раздаются листы к заданию)

Воспитатель – Предлагаю вам сегодня стать настоящими инженерами-конструкторами. Итак, перед вами лежит листок бумаги, на нем написаны цифры. Соедините цифры по порядку счета. Что у вас получилось?
Дети – Ракета!
Воспитатель – Правильно ракета!
-А как называется человек, который летит в космос на космическом корабле?
Дети – Космонавт.
Воспитатель – Посмотрите, все готово к космическому путешествию, ракеты на старте.
(В групповой комнате расположены мольберты с силуэтами ракет, на иллюминаторе каждой ракеты цифра от 1 до 5. На столе у воспитателя карточки с изображением космонавтов от 1 до 5).
- Осталось только выбрать командиров и сформировать экипажи.
(воспитатель назначает командиров экипажей. Командиры подходят к столу, берут карточку с изображением космонавтов и набирают себе экипаж из детей и подходят к ракете с соответствующей цифрой).
- На каждой ракете может полететь столько космонавтов, сколько указывает цифра.

    Арина, почему ваш экипаж подошел к этой ракете?

    Ваня, а почему ваш экипаж подошел к этой ракете?

    Уля, сколько человек в вашем экипаже?

Молодцы! Экипажи готовы, можно отправляться в полет.
За нашим полётом будут следить операторы, чтобы в случае чего прийти нам на помощь, но я думаю, помощь нам не понадобится, мы со всем справимся сами.
- Как известно, ракетой управляют при помощи бортовых компьютеров, давайте сделаем кнопки для управления бортовым компьютером, чтобы запустить нашу ракету.

Изготовление бортового компьютера

(по заданию воспитателя)

    положите квадрат в правый верхний угол;

    положите прямоугольник в левый нижний угол;

    положите треугольник в верхний левый угол;

    положите овал в правый нижний угол;

    положите круг в середину.

Воспитатель предлагает проверить правильность сбора бортового компьютера друг у друга.
- А сейчас мы с вами дети, улетаем на ракете. Внимание! К взлету космического корабля приготовиться! Включить приборы! Начать обратный отсчет от 10 (9,8,7,6,5,4,3,2,1) Пуск!
(звучит музыка взлет ракеты)
Воспитатель – Наш космический корабль поднимается все выше и выше! Полет проходит нормально! Мы славно с вами потрудились, сконструировали ракеты, сформировали экипажи, изготовили бортовые компьютеры. Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

На луне жил звездочет.
Он планетам вел учет.
Меркурий – раз. (хлопок над головой)
Венера – два. (топнули ногой)
Земля - три, Марс - четыре. (наклоны туловища вправо, влево)

Юпитер - пять, Сатурн - шесть. (наклоны туловища вперед, назад)
Уран - семь, Нептун - восемь. (приседание)
дальше всех Плутон - девять. (подняться на носки)
Кто не видит – выйди вон!

Воспитатель – Ребята, пока мы с вами отдыхали, наша ракета сбилась с курса. Что же делать?
- Нам необходимо восстановить курс корабля. А восстановить курс корабля мы сможем по карте-лабиринту.
Воспитатель предлагает детям упражнение "Лабиринт".

Графическое упражнение "Лабиринт"

Дети карандашом обозначают путь ракеты на орбиту.

Игра "Найди свой космодром"

(звучит музыка)

Дети выходят из-за столов, имитируют полет космического корабля и приземляются на свои космодромы, (космодромы – 5 обручей, в центре обруча геометрические фигуры – круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник). У детей эмблемы с изображением геометрических фигур.
Воспитатель - Наш полет подходит к концу. В иллюминаторе я вижу Землю. До конца полета осталось 10 секунд. Ведем отсчет времени (прямой счет) . Приземляемся.
- Ребята, вы прекрасно справились со своими заданиями. Из вас получились хорошие космонавты.

Вы сегодня молодцы, мне было интересно с вами путешествовать.

Спасибо всем за внимание!

Итог занятия

- Понравился вам наш космический полет?
- Давайте вспомним, что вам было сложно в полете? А что вам было просто, легко выполнить?