Кто написал сказку про емелю дурака. По щучьему веленью — русская народная сказка

Сюжет сказки об удачливом молодце и волшебной рыбе, исполняющей любые желания, встречается во многих народах и странах.

Наиболее ранние варианты до нас дошли в итальянском изложении сказки про Перуанто или Пьетро дурака (XVI–XVII вв).

Русская сказка впервые опубликована в сборнике П. Тимофеева «Сказки русские» в 1787 году, а в дальнейшем распространялась в виде лубков и переиздавалась многими собирателями сказок: А. Афанасьевым, В. Далем, И. Буниным, А. Толстым.

Почему дурак?

Нередко приходится слышать мнения, что образ Емели-дурачка – это собирательный образ русского человека, для которого якобы характерны лень и надежда на «авось». Но в чём тогда полезность и нравоучительность сказки? Предположу, что на самом деле сказка совсем о другом.

Младший сын в семье Емельян назван дураком. В каком смысле дураком? Чаще всего под этим словом подразумевают глупца, не умеющего разумно действовать по логике складывающихся обстоятельств, или, другими словами, человека не имеющего житейского разума. Можно встретить мнение, что согласно словарю Даля дураками также называли юродивых. Но в данном случае о сходстве Емели-дурачка с юродивыми ради Христа говорить не приходится, т. к. наш герой не обладает теми качествами, которые есть у юродивых. Уместно напомнить, что на Руси так называли людей, добровольно отказавшихся от ума, что считалось высоким духовным подвигом (подробнее о юродстве можно прочитать в книге И. Ковалевского «Юродство о Христе и Христа ради»). Емеля от ума не отказывался, поэтому нельзя о нём говорить как о юродивом. Ярким примером юродства является жизнь Василия Блаженного (подробнее можно почитать ), Михаила Клопского, Иоанна Устюжского.

Об отсутствии у Емели практичного ума свидетельствует и тот факт, что старшие братья поехали торговать, а его оставили не только как помощника своим жёнам, но, скорее всего, потому, что торговля – это такое дело, которое не допускает простоты и отсутствия хваткости. Тем более, вспомним, что братья, получив в наследство «триста рублёв», поехали в город «торговать барыш», т. е. они разумно посчитали, что деньги нужно приумножить. Ну а доверять такое дело дураку, конечно же, нельзя. Емеле же они пообещали за его часть денег, которую они взяли с собой, привезти красный кафтан. Поэтому прозвище Емеля «заслужил» за свою простоту и неумение распоряжаться деньгами (отсутствие житейского ума). Синонимом значения слова дурак, которое применимо к Емеле, я бы назвал слово простак.

Вот что по этому поводу пишет собиратель русских сказок А. Афанасьев:

Бо’льшая часть народных сказок, следуя обычному эпическому приему, начинается тем, что у отца было три сына: два – умные, а третий – дурень. Старшие братья называются умными в том значении, какое придается этому слову на базаре житейской суеты, где всякий думает только о своих личных интересах, а младший – глупым в смысле отсутствия в нем этой практической мудрости: он простодушен, незлоблив, сострадателен к чужим бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод. Согласно с этим слова хитрый и злой в областных говорах значит: ловкий, искусный, умный, острый. Народная сказка, однако, всегда на стороне нравственной правды, и по ее твердому убеждению выигрыш постоянно должен оставаться за простодушием, незлобием и сострадательностию меньшого брата. Очевидно, что эпическая поэзия истинно разумным признает одно добро, а зло хотя и слывет таковым между людьми, но вводит своих поклонников в безвыходные ошибки и нередко подвергает их неизбежной гибели: следовательно, оно-то и есть истинно неразумное.

Емеля-простак

Простак в некотором значении обозначает бесхитростность и простодушность. Все действия Емели довольны просты, хотя некоторые из них чудноваты. Все что он делает, как правило, сопровождается коротким комментарием Емели, которым он объясняет свои мотивы. На простодушность и прямоту героя указывает и тот факт, что поймав волшебную щуку, он не пожелал себе дворцов и богатств, а продолжил жить так, как будто и не стал, по сути, всемогущим в житейском плане. Неслучайно именно благодаря простоте и добродушию Емеля получил такую награду от щуки, благодаря, если можно так выразиться, везению. Если бы щуку поймал один из старших братьев, то он наверняка пожелал всего того, что желает обычный человек ищущий земных удовольств, которые бы выразились в деньгах, славе, власти. Примером можно вспомнить желания старухи из «Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина.

Вот здесь я бы отметил первый и важный урок : простота и бесхитростность – это важные качества человека, которые не являются недостатком или признаком слабости.

Был ли Емеля ленив?

На протяжении всей сказки Емеля обличает свою лень, отвечая на любую просьбу словами: «я ленюсь». Однако жены братьев разоблачают лень дурака:

Невестки отвечали:

Милостивый государь наш, дурак любит - ежели станешь просить неотступно о чём, он откажет раз и другой, а в третий уже не откажет и сделает ; не любит он того, кто с ним грубо поступает.

Таким образом, «лень» Емели своеобразна: все чего у него просят, он исполняет, но только после третьей просьбы. Что может скрываться за таким способом оказания помощи другим? Емеля, можно сказать, проверяет нужность и необходимость нужду просящего. Если просьба никчёмная или несерьёзная вряд ли человек будет настаивать три раза, поэтому Емеля испытывает всякого просящего на важность просьбы.

Но зачем тогда Емеля заставил ведра идти домой самим, а печку ехать? С одной стороны, может показаться, что это логичные желания для ленивого человека, каким хочет казаться Емеля. Но с другой стороны, эти «чудеса» являются демонстрацией и пробой новоприобретенной силы Емели. В этих желаниях проявляется простота и емелиного ума.

Второй урок сказки – отзывчивость на помощь близким. Но не всякую помощь, а нужную, ведь просить может и плохой человек и просить может о дурном. Во всяком деле, даже в помощи близким необходимо здравомыслие, а кроме того, нужно чувствовать своё сердце.

Воля Емели

Имея такой щедрый дар от щуки, тем не менее Емеля пользуется им, только исполняя чужую волю: и ведра он несёт по просьбе жён братьев и едет во дворец по просьбе царя, и дворец строит по просьбе невесты. Правда, ему пришлось защищать себя, когда заставил дубинушку колотить охранников. Последнее желание о даровании ему красоты и ума, связано с внешними обстоятельствами. Вот как об этом сказано:

Дурак взошёл с принцессою во дворец и увидел, что в покоях весьма богатое было убранство и множество людей, как лакеев, так и всяких разносчиков, которые ожидали от дурака повеления. Дурак, видя, что все люди как люди, а он один был нехорош и глуп, захотел сделаться получше и для того говорил:

По щучьему веленью, а по моему прошенью кабы я сделался такой молодец, чтоб мне не было подобного и чтоб был я чрезвычайно умён!

Ещё одной необычной просьбой является желание того, чтобы царская дочь в него влюбилась. Очередное немыслимое желание! Но и тут Емеля действовал скорее по простоте душевной: он её увидел, восхитился красотой и пожелал чтобы та в него влюбилась, но это он пожелал как бы «между прочим», так как тут же повелел печке немедленно ехать домой.

Выполняя просьбы других персонажей Емеля, может быть и сам того не желая, достиг земного благополучия при этом царь предлагал ему всё царство (олицетворение безграничной власти), на что Емеля ответил отказом, показав своё спокойное отношение к этой страсти.

По сути, Емеля не живёт своим бессильным разумом, а полагается на волю Божью, за что получает награду.

Третьим уроком сказки можно назвать указание на то, что жить нужно по простоте душевной, не загадывая далеко вперёд и не планируя будущее. Как говорили раньше: «где просто, там ангелов со ста». Русские люди жили по Закону Божьему, поэтому для объяснения нравственных понятий русской народной сказки логично привести цитаты из Библии:

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
(Св. Евангелие от Матфея 6:26)

Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы.
(Св. Евангелие от Матфея 6:34)

Выводы

Таким образом, «Сказка про Емелю-дурака» или «По щучьему велению» несёт в себе важные воспитательные и нравственные смыслы, которые, на первый взгляд, не видны, а по рефлексии сюжета сказка больше напоминает анекдотический рассказ, однако при более вдумчивом прочтении можно увидеть очень важные поучительные моменты, на которые стоит обратить внимание ребёнка.

Сказка от Зелёного Колпака по мотивам народных сказок «Емеля-дурак»
и «По щучьему веленью».

Вот опять русская народная сказка о дураке... Ну, прям «дурак на дураке сидит и дураком погоняет!» Дурак ничего не делает, - всё по его хотенью да по щучьему веленью делается, - и становится царём и богатеем, а умные ему прислуживают! Это не правильно! Так жить нельзя, и нельзя детей учить так жить! Вот я и решил сказку ту переделать, чтоб дети знали, что дуракам на свете ой как плохо живётся! И никакие волшебные щуки и прочие волшебства им не помогут. Ежели дураком родился, не учился, разума не набрался, жить правильно не старался, работать «не было сил», а всё у щуки просил, то о тебе люди скажут потом: «Родился и помер дураком!»

Давным-давно, а может и не так давно, а может и совсем недавно, а может прям в этот час (тогда эта сказка про нас), жил вдовый мужик. Было у него три сына: два вроде умные были, а третий, Емеля, - дурак-дураком. Его в деревне никто и по имени никогда не звал, все его дураком кликали, а он отзывался. Братья-то работящие были, отцу в работе помогали, а вот Емеля всё на печи лежал, спал да зевал и работать не желал. Братья женились, в дом молодых женушек привели, а за Емелю-дурачка ни одна девка, даже кривая, замуж не желала идти. Да и то верно: кто ж за дурака замуж пойдёт?
Вот помер мужик и оставил сыновьям наследство: хозяйство большое да триста рублёв на троих, и велел перед смертью всё поровну поделить. Как-то раз собрались умные братья в город, на зимнюю ярмарку. А Емеле лень ехать. Лежит на печи, с которой только по нужде да пожрать слезал, и говорит братьям: «Вы мне купите красный кафтан на овчине, красную шапку бобровую, да красные сапоги купеческие!» И дал Емеля братьям сто рублёв, что от отца ему достались. Уехали братья и наказали Емеле помогать их женам по хозяйству.
Вот лежит Емеля на печи, а его невестки ему и говорят: «Сходи, дурак, на речку за водой!» А дурак отвечат: «Не пойду! На дворе мороз шибко сильный, а у меня ни кафтана овчинного, ни шапки бобровой, ни сапог купеческих нету!» А невестки ему говорят: «Как по нужде-то во двор бегать, так тебе ни кафтан, ни шапка, ни сапоги не нужны, - в одном исподнем бежишь!» А дурак своё: «Не пойду и всё тут!» А невестки ему говорят: «Ну, тогда, без воды-то, мы ни щей не сварим, ни картошки не отварим, и будешь ты на печи лежать, да палец с голоду сосать!» Пришлось дураку с печи слезть и за водой пойти. Взял два ведра с коромыслом и пошел неспеша. Подошел он к реке и видит, что в проруби, из которой деревенские воду брали, большая щука сидит. Схватил её Емеля да за пазуху и сунул. «Славная ушица сегодня будет!» - говорит. И вдруг щука человеческим голосом ему молвит: «Отпусти меня, Емеля. А за это я обещаю все твои желания исполнять. Стоит тебе только сказать: «По щучьему веленью, по моему хотенью!» - и твоё желание сразу исполнится. А Емеля, хоть и дурак, да «умный» и говорит: «А енто я сейчас проверю. А ну, ведра с коромыслом, по щучьему веленью, по моему хотенью, наполняйтесь водой, да ступайте домой!» Только сказал, вёдра тут же в прорубь нырнули, воды зачерпнули, в коромысла встали и сами домой побежали. «Ну и дела! Енто мне по душе!» - воскликнул Емеля. Отпустил он щуку в реку и домой пошел. А народ-то деревенский видит что вёдра сами идут, а за ними дурак неспешно шагает, и стали дивиться этакому чуду. Пришел Емеля в избу, а невестки ему говорят: «Сходи в лес, дурак, да дров наруби. Печь топить надо». А Емеля в ответ: «Не пойду в лес дрова рубить, а пошлю топор и сани за дровами. Топор нарубит дров, а привезут их сани сами». Посмотрели на него невестки удивленно - мол, что с дурака возьмешь! А Емеля и говорит: «По щучьему веленью, по моему хотенью, ступайте сани и топор в лес по дрова, дров нарубите, да домой привезите!» Только сказал, как из сарая сани выскочили, в которых топор лежал, и в лес умчались. Не прошло и пяти минут, как сани, полные дров, назад примчались. Тут невестки и весь деревенский люд рты и пооткрывали...А дурак давай хвалиться на всю деревню, что тепереча волшебная щука может любое его желание исполнить! Как услыхали деревенские мужики про волшебную щуку, побросали все дела и к реке пустились, щуку ловить. До ночи там сидели, да ничего так и не разглядели. А староста деревенский за это время успел в город съездить да сообщить властям про Емелю-дурака и про его чудеса. Об этих чудесах царю доложили, и царь распорядился, чтоб Емелю немедля к нему доставили.
Утром в избу Емели-дурака староста стучит и Емели говорит: «Емеля, собирайся в город. Сам царь-батюшка желает тебя видеть!» А Емеля говорит: «Не поеду в к царю. У меня ни кафтана красного овчинного нету, ни шапки красной бобровой, ни красных сапог купеческих». И невдомёк дураку, что мог бы давно об ентом щуку попросить... А староста говорит: «Да царь-батюшка даст тебе всё, что пожелаешь!» Емеля нехотя согласился к царю поехать, да вот с печи слезать неохота. Тут он и распорядился, чтобы печь его в город, к царю понесла. Не успел сказать, как печь сорвалась с места, стену вышибла и умчалась, только снежный вихрь за ней подымается.
Как король увидел, что приехал дурак, то и вышел со всеми своими министрами его смотреть и, видя, что Емеля приехал на печи, спрашивает: «Для чего ты столько передавил народу, пока на печи ко мне ехал?» А Емеля отвечат?: «Я чем виноват? Для чего они не посторонились? Видишь, печь по дороге летит, так отойди в сторонку!» Царь только головой покачал и пригласил Емелю в гости. А когда пир закончился, царь предложил Емели погостить у него несколько денёчков, на что Емеля охотно согласился. Отослал он печь назад в свою деревню, а сам в свои опочивальню направился. А по дороге молодую красавицу встретил, что царской дочерью была. Тут Емеля и говорит тихонько: «Кабы по щучьему веленью, а по моему хотенью влюбилась этакая красавица в меня да ко мне в опочивальню пришла!» Лишь только сии слова выговорил, королевская дочь посмотрела на него и влюбилась, а ночью к нему в опочивальню пришла. Три ночи царская дочь к Емели в опочивальню ходила, а на четвёртый день стала прочить царя-батюшку, чтобы он её за Емелю замуж отдал. Как услышал об этом царь, страшно разгневался, потому как понял, что Емеля влюбил в себя его дочь «по щучьему веленью». Приказ царь прилюдно выпороть Емелю, а потом в бочку посадить, бочку закрыть, засмолить да в море кинуть.
Вот плывёт бочка по морям, по волнам, а Емеля спит да спит - дело привычное, спать-то. Однажды, выкинули волны бочку на берег, да об камни и разбили. Вылез Емеля из бочки и диву даётся: на белом песочке диковинные деревья высокие стоят, а на них огромные орехи висят. Пошел Емеля по бережку, шел-шел да опять к своей бочке вернулся. Что за чудеса, думает? От бочки ушел, а к бочке и пришел? Так и не разгадал он эту загадку. Тут Емеле есть пить захотелось. Вспомнил он про щуку и приказал стол с едой и питьём накрыть. Да только стол не появился. Сколько Емеля не приказывал, всё ничего не выходит. «Неужто щука перестала мои желания исполнять?» - подумал Емеля. А я вот так думаю, что щука-то своё слово не нарушала, да дело-то в том, наверное, было, что Емеля в другое далёкое государство попал, а щучье волшебство, только в её государстве действовало, да и то только в районе ей подвластном.
Вот и остался Емеля на необитаемой острове в далёком океане. И ничего то он делать не умеет: ни шалаш себе построить, ни еды добыть, ни кокосовый орех достать, ни рыбу ловить, ни огонь разжечь... Ведь ничему учиться не хотел, а всё на печи лежал, а потом на щуку положился... Вот и сгинул дурак на далёком неизвестном острове. А в его деревне никто и не горевал, что Емеля пропал. Одним дураком меньше - жить легче! Так что, не будь дураком, а живи умником!


Жили три брата, два-то умных, а третий дурак: умные братья поехали в нижние города товаров закупать и говорят дураку:

Ну, смотри, дурак, слушай наших жен и почитай так, как родных матерей; мы тебе купим сапоги красные, и кафтан красный, и рубашку красную.

Они отдали дураку приказание, а сами поехали в нижние города; а дурак лег на печь и лежит. Невестки говорят ему:

Что же ты, дурак! Братья велели тебе нас почитать и за это хотели тебе по подарку привезти, а ты на печи лежишь, ничего не работаешь; сходи хоть за водой.

Дурак взял ведра и пошел за водой; зачерпнул воды, и попала ему щука в ведро. Дурак и говорит:

Слава богу! Теперь я наварю хоть этой щуки, сам наемся, а невесткам не дам; я на них сердит!

Не ешь, дурак, меня; пусти опять в воду, счастлив будешь!

Дурак спрашивает:

Какое ж от тебя счастье?

А вот какое счастье: что скажешь, то и будет! Вот скажи: по щучьему веленью, по моему прошенью ступайте, ведра, сами домой и поставьтесь на место.

Как только дурак сказал это, ведра тотчас пошли сами домой и поставились на место. Невестки глядят и дивуются. «Что он за дурак! - говорят.- Вишь какой хитрый, что у него ведра сами домой пришли и поставились на свое место».

Дурак пришел и лег на печку; невестки стали опять говорить ему:

Что ж ты, дурак, улегся на печку! Дров нет, ступай за дровами.

Дурак взял два топора, сел в сани, лошади не запряг.

По щучьему,- говорит,- веленью, по моему прошенью катитесь, сани, в лес!

Сани покатились скоро да шибко, словно кто погоняет их. Надо было дураку ехать мимо города, и он без лошади столько придавил народу, что ужас! Тут все закричали:

Держи его! Лови его!-однако не поймали. Дурак въехал в лес, вышел из саней, сел на

колодину и сказал:

Один топор, руби с корня, другой - дрова коли! Вот дрова нарубились и наклались в сани. Дурак

Ну, один топор, теперь поди и сруби мне кукову, чтоб было чем носило поднять.

Топор пошел и срубил ему кукову; кукова пришла, на воз легла. Дурак сел и поехал; едет мимо города, а в городе народ собрался, давно его караулит. Тут дурака поймали, начали одерживать да пощипывать; дурак и говорит:

По щучьему веленью, по моему прошенью ступай, кукова, похлопочи-ка!

Вскочила кукова и пошла ломать, колотить и прибила народу многое множество; люди, словно снопы, так наземь и сыплются! Отделался от них дурак и приехал домой, дрова сложил, а сам на печь сел.

Вот горожане стали бить на него челом и донесли королю: «Так-де его не взять, надобно обманом залучить, а всего лучше обещать ему красную рубаху,

красный кафтан и красные сапоги». Пошли за дураком королевские гонцы.

Ступай,- говорят,- к королю; он тебе даст красные сапоги, красный кафтан и красную рубаху.

Вот дурак и сказал:

По щучьему веленью, по моему прошенью, печка, ступай к королю!

Сам сел на печь, печка и пошла. Приехал дурак к королю. Король уж хотел казнить его, да у того короля была дочь, и больно понравился ей дурак; стала она отца просить, чтобы отдал ее за дурака замуж. Отец рассердился, обвенчал их и велел посадить обоих в бочку, бочку засмолить и пустить на воду. Так и сделано.

Долгое время плыла бочка по морю; стала жена дурака просить:

Сделай так, чтобы нас на берег выкинуло. Дурак сказал:

По щучьему веленью, по моему прошенью - выкинь эту бочку на берег и разорви ее!

Вышли они из бочки; жена опять стала дурака просить, чтобы он построил какую-нибудь избушку. Дурак сказал:

По щучьему веленью, по моему прошенью - постройся мраморный дворец, и чтобы этот дворец был как раз против королевского дворца!

Сейчас все исполнилось; король увидал поутру новый дворец и послал узнать, кто такой живет в нем? Как только узнал, что там живет его дочь, в ту же минуту потребовал ее с мужем к себе. Они приехали; король их простил, и стали вместе жить-поживать да добра наживать.

Альтернативный текст:

— Русская народная сказка в обработке Афанасьева А.Н.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухой... Этим неторопливым присловьем начинаются многие народные сказки. Само слово «сказки» происходит от глагола сказывать: В глухую старину по всей необъятной России в занесенных снегом избах при тусклом свете лучины наши далекие предки складывали и сказывали свои сказки.
Сколько чудес и увлекательных небылиц в народных сказках: тут и огнедышащий дракон о семи головах, и говорящий Серый волк, и злая Баба-Яга... Но главные герои сказок и былин не они, а смелые и мужественные люди - Иван-царевич и Василиса Премудрая, лихой отставной солдат и хитрый батрак или же простой крестьянский сын. На первый взгляд, нет в крестьянине ничего примечательного. Одет он в домотканый армяк, на голове - видавшая виды шапчонка, на ногах - поношенные лапти, да и говорит он не слишком складно. Не удивительно, что порой его считают недотепой, чуть ли не дурачком. Но крестьянский сын не очень-то обижается на это, кто-кто, а он знает себе цену и за легкою славой не особенно гонится, не растрачивает по пустякам свою силу.
Однако стоит кому-либо попасть в беду, как крестьянский сын, накинув на плечи старый армячишко, отправляется в путь-дорогу. И как бы далеко ему не пришлось идти, он обязательно поспеет на выручку к обиженному да угнетенному, спасет человека от напасти... На своем пути крестьянский сын встречается то с Серым волком, то с Бабой-Ягой, то еще с каким-нибудь чудищем. Каждая из этих встреч - не что иное, как испытание, проверка душевных сил героя, его доброты, великодушия.
Столетиями создавал народ свои сказки. В прошлом веке народными сказками заинтересовались писатели. Они ходили по деревням и селам и записывали песни, сказки, были от известных сказителей - сказочников. Одним из самых больших знатоков русских народных сказок был неутомимый собиратель фольклора А. Н. Афанасьев (1826-1871). Всю свою жизнь он посвятил этому делу. Афанасьевым было записано несколько сотен сказок, среди них-и сказка «По щучьему велению».
Веселая и озорная эта сказка. Здесь печь идет в гости к царю, топор сам собой рубит дрова, а сани без лошади отправляются в лес. Все эти чудеса, сильно растревожившие батюшку-царя, учинил не кто иной, как Емеля-дурак. Лежит себе Емеля на печи да приговаривает: «По щучьему велению, по моему хотению», и начинают вещи куролесить. В довершение всех дел решил Емеля-дурак жениться на царской дочери... За что ни возьмется он, все у него получается, а виной всему «щучье слово». Так с помощью волшебного присловья простой крестьянин заставил уважать себя и одержал верх не только над царским офицером, но и над самим царем... Вот тебе и Емеля-дурак!
Б. Заболотских

Жили три брата, два-то умных, а третий дурак: умные братья поехали в нижние города товаров закупать и говорят дураку:

Ну, смотри, дурак, слушай наших жен и почитай так, как родных матерей; мы тебе купим сапоги красные, и кафтан красный, и рубашку красную.

Они отдали дураку приказание, а сами поехали в нижние города; а дурак лег на печь и лежит. Невестки говорят ему:

Что же ты, дурак! Братья велели тебе нас почитать и за это хотели тебе по подарку привезти, а ты на печи лежишь, ничего не работаешь; сходи хоть за водой.

Дурак взял ведра и пошел за водой; зачерпнул воды, и попала ему щука в ведро. Дурак и говорит:

Слава богу! Теперь я наварю хоть этой щуки, сам наемся, а невесткам не дам; я на них сердит!

Не ешь, дурак, меня; пусти опять в воду, счастлив будешь!

Дурак спрашивает:

Какое ж от тебя счастье?

А вот какое счастье: что скажешь, то и будет! Вот скажи: по щучьему веленью, по моему прошенью ступайте, ведра, сами домой и поставьтесь на место.

Как только дурак сказал это, ведра тотчас пошли сами домой и поставились на место. Невестки глядят и дивуются. «Что он за дурак! - говорят.- Вишь какой хитрый, что у него ведра сами домой пришли и поставились на свое место».

Дурак пришел и лег на печку; невестки стали опять говорить ему:

Что ж ты, дурак, улегся на печку! Дров нет, ступай за дровами.

Дурак взял два топора, сел в сани, лошади не запряг.

По щучьему,- говорит,- веленью, по моему прошенью катитесь, сани, в лес!

Сани покатились скоро да шибко, словно кто погоняет их. Надо было дураку ехать мимо города, и он без лошади столько придавил народу, что ужас! Тут все закричали:

Держи его! Лови его!-однако не поймали. Дурак въехал в лес, вышел из саней, сел на колодину и сказал:

Один топор, руби с корня, другой - дрова коли! Вот дрова нарубились и наклались в сани. Дурак

Ну, один топор, теперь поди и сруби мне кукову, чтоб было чем носило поднять.

Топор пошел и срубил ему кукову; кукова пришла, на воз легла. Дурак сел и поехал; едет мимо города, а в городе народ собрался, давно его караулит. Тут дурака поймали, начали одерживать да пощипывать; дурак и говорит:

По щучьему веленью, по моему прошенью ступай, кукова, похлопочи-ка!

Вскочила кукова и пошла ломать, колотить и прибила народу многое множество; люди, словно снопы, так наземь и сыплются! Отделался от них дурак и приехал домой, дрова сложил, а сам на печь сел.

Вот горожане стали бить на него челом и донесли королю: «Так-де его не взять, надобно обманом залучить, а всего лучше обещать ему красную рубаху, красный кафтан и красные сапоги». Пошли за дураком королевские гонцы.

Ступай,- говорят,- к королю; он тебе даст красные сапоги, красный кафтан и красную рубаху.

Вот дурак и сказал:

По щучьему веленью, по моему прошенью, печка, ступай к королю!

Сам сел на печь, печка и пошла. Приехал дурак к королю. Король уж хотел казнить его, да у того короля была дочь, и больно понравился ей дурак; стала она отца просить, чтобы отдал ее за дурака замуж. Отец рассердился, обвенчал их и велел посадить обоих в бочку, бочку засмолить и пустить на воду. Так и сделано.

Долгое время плыла бочка по морю; стала жена дурака просить:

Сделай так, чтобы нас на берег выкинуло. Дурак сказал:

По щучьему веленью, по моему прошенью - выкинь эту бочку на берег и разорви ее!

Вышли они из бочки; жена опять стала дурака просить, чтобы он построил какую-нибудь избушку. Дурак сказал:

По щучьему веленью, по моему прошенью - постройся мраморный дворец, и чтобы этот дворец был как раз против королевского дворца!

Сейчас все исполнилось; король увидал поутру новый дворец и послал узнать, кто такой живет в нем? Как только узнал, что там живет его дочь, в ту же минуту потребовал ее с мужем к себе. Они приехали; король их простил, и стали вместе жить-поживать да добра наживать.