Опыт работы индивидуальный подход в дошкольном образовании. «Индивидуальный подход к детям

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

4. Анализ опыта работы

Введение

индивидуальный подход дошкольник

Проблема индивидуального подхода к детям издавна притягивала внимание педагогов. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через внутренние условия, без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс.

Большой вклад в разработку вопросе индивидуального подхода внесли Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, Е.А. Аркин, В.А. Сухомлинский, В.М. Галузинский, А.В. Зосимовский, В.А. Крутецкий, А.Г.Ковалев, Л.И. Князева, П.И. Ковальчук и др.

Исследователи рассматривают индивидуальный подход как целенаправленное воздействие на личность ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, социального окружения, в котором он находится.

Цель данной контрольной работы: изучить особенности индивидуального подхода в контексте дошкольного воспитания.

Задачи работы:

1. Раскрыть сущность понятия «индивидуальный подход».

2. Изучить условия осуществления и основные этапы индивидуального подхода.

3. Охарактеризовать особенности реализации этапы индивидуального подхода в процессе организации трудовой деятельности дошкольников.

4. Проанализировать опыт работы по осуществлению индивидуального подхода с дошкольниками.

В ходе работы нами были использованы следующие научные методы: анализ, систематизация, наблюдение.

1. Сущность индивидуального подхода к детям

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики. Уже в педагогической системе Я.А. Коменского чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путём систематических наблюдений.

К.Д. Ушинский разработал обширную методику приёмов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек.

А.С. Макаренко разработал теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям. Вскрыв общественную сущность индивидуального подхода в воспитании, установив его связь с жизнью, он обосновал положение о том, что методы и приёмы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависит от общих целей и задач воспитания, учёта возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности и ребёнка. Индивидуальный подход к детям освещался им в плане проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков.

Индивидуальный подход является важным психолого-педагогическим принципом, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Педагогическое воздействие всегда опосредуется психологическими особенностями ребенка, и потому характер и эффективность воздействия определяются не только его объективными особенностями, но и тем, как оно воспринимается ребенком.

Сущность индивидуального подхода в обучении заключается в том, что общие цели обучения конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Для осуществления индивидуального подхода как в обучении, так и в воспитании необходимо специальное изучение психологических особенностей детей.

Для этого применяются различные методы исследования: наблюдение, специальные тесты, естественный эксперимент и другие. Для учителей и воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психолого-педагогическая характеристика, охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка.

Индивидуальный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса на основе всестороннего учете индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

Индивидуальный подход к ребенку - важнейший принцип воспитания и обучения. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление цели и содержания воспитания к индивидуальным особенностям детей, а приспособление методов и форм работы к этим особенностям с тем, чтобы успешно реализовать общую для всех цель разностороннего развития личности, формирования индивидуальности.

Приспособление методов работы к индивидуальным особенностям детей должно затормозить развитие тех черт и качеств, которые не соответствуют или противоречат требованиям общества, его прогрессу и, наоборот, способствовать развитию или формированию тех черт и качеств, которые представляют собой определенную социальную ценность.

Это достигается без болезненной ломки личности и при меньшей затрате сил и средств, в чем и заключается смысл индивидуального подхода.

В педагогике принцип индивидуального подхода пронизывает все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребёнка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

В индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок, а не только тот, который по каким-нибудь причинам выделяется из коллектива детей. В каждом ребенке есть что-то свое, особенное, неповторимое - это нужно найти и дать ему применение.

Таким образом, сущность индивидуального подхода заключается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им через педагогические воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

2. Условия и этапы осуществления индивидуального подхода

При всем разнообразии индивидуальных особенностей у детей наблюдаются некоторые общие, типичные черты, на которых базируется дифференцированный подход к их воспитанию и обучению. Дифференцированный подход представляет собой специфическую форму внутригруппового разделения детей на подгруппы по похожим, типичным особенностям. Эти подгруппы носят временный характер, они динамичны; переход из одной группы в другую осуществляется с учетом уровня развития каждого ребенка.

Индивидуально-дифференцированный подход к воспитанникам необходимо осуществлять поэтапно:

1) изучение индивидуальных особенностей детей;

2) постановка задач педагогической работы, то есть проектирование личности;

3) подбор методов и средств воспитательного воздействия;

4) анализ проведенной работы и ее корректировка на последующий период.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранение недостатков. При умелом и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания, особенно тех детей, у которых в течение длительного времени закреплялись отрицательные стороны поведения и характера.

Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребёнку с воспитанием и формированием коллектива, педагог может правильно направлять деятельность и поведение каждого ребёнка, воспитать умение подчинять свои личные интересы общим. Вне коллектива не могут раскрыться такие личностные качества детей, как коллективизм, уважение к товарищам, организованность, умение дружить, желание помогать друг другу. Влияние коллектива имеет особенно большое значение в преодолении отрицательных проявлений - эгоизма, своеволия, зазнайства.

Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительное в характере, в свойствах личности ребёнка. Опора на положительное должна сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью. Бережное развитие положительных черт органически связано с глубокой верой и уважением к ребёнку. Педагогу необходимо в своём обращении с детьми быть тактичным, естественным и искренним.

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребёнка. Это может быть состояние здоровья, особенности высшей нервной деятельности, условия окружающей среды.

Различные отклонения в поведении ребёнка на начальной стадии устранить легче; позже, когда они превратятся в привычку, устранять их гораздо труднее. Поэтому глубокий, всесторонний анализ всех поступков детей в старшем дошкольном возрасте особенно необходим.

Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребёнку является единство требований к нему как работников детского сада, так и родителей. Многие вопросы воспитания нельзя разрешить вне связи с семьёй.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребёнка, если он осуществляется в определённой системе: изучение и установление причин формирования особенностей характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, чётких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребёнку в общей педагогической работе со всеми детьми.

Таким образом, индивидуальный подход - это учёт возрастных, индивидуальных и психических особенностей, особенностей протекания процессов высшей нервной деятельности при обучении и воспитании детей. Только опираясь на теоретический научный фундамент, педагог может овладеть мастерством индивидуального подхода к детям.

3. Индивидуальный подход к дошкольникам в процессе организации поручений, дежурства, коллективного труда

На многочисленных примерах своего практического опыта А.С. Макаренко доказал, что только в коллективе у ребёнка могут быть воспитаны такие качества, как умение подчиниться товарищу, целеустремлённость в практической деятельности, сила воли, честность, деловитость, дружелюбие, гуманные чувства, но при этом он подчеркнул, что по отношению к каждому члену коллектива необходимо осуществлять индивидуальный подход.

Индивидуальный подход к ребенку осуществляется как в процессе организации коллективных занятий, так и индивидуальных форм работы.

При организации работы воспитатель должен опираться на такие показатели: характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу); уровень знаний и умений (осознанность, действенность); работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость); уровень самостоятельности и активности; отношение к обучению; характер познавательных интересов; уровень волевого развития.

На занятиях воспитатель стремится избежать влияния отрицательных факторов: ребенка, который плохо слышит или видит, лучше посадить ближе к столу воспитателя; подвижному ребенку, часто отвлекающемуся от основного занятия, систематически задавать вопросы, давать ему промежуточные задания; ребенку, который медленно, неуверенно действует, вовремя помочь, дать наглядный материал, как бы подсказать ему решение и т.д.

Воспитатель должен помнить, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха в умственном труде.

Трудовые поручения - наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников.

Поручения имеют свои особенности:

Всегда исходят от взрослого;

В них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача;

Предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми;

В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

В практике воспитательной работы с детьми дошкольного возраста особенно распространены индивидуальные поручения в ходе которых, для воспитателя создаются возможности формирования трудовых умений. При этом более удобен контроль за действиями каждого ребенка, своевременное оказание помощи, дополнительный показ.

Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные). Особые возможности для формирования умений предоставляют длительные поручения, когда ребенок определенное время (дежурства) отвечает за какое-то дело.

У детей дошкольного возраста поручения в таком виде труда, как хозяйственно-бытовой, занимают большое место в режиме дня. Сформированные элементарные навыки позволяют все чаще вовлекать детей в труд, опираться на растущую самостоятельность при выполнении ставших знакомыми поручений.

Правила, помогающие ребенку организовать свою деятельность:

1) сначала внимательно выслушай задание, а потом начинай его выполнять;

2) приготовь все, что нужно для работы;

3) если работа закончена, скажи об этом взрослому.

Правила, соблюдение которых повышает качество работы:

1) нельзя отвлекаться (убегать, играть, отвлекаться, когда трудишься);

2) любое задание старайся выполнять хорошо, аккуратно;

3) вытирай пыль влажной тряпочкой, при загрязнении прополоскать её и т.д. (в зависимости от содержания поручения).

Овладев этими правилами, дети могут действовать целенаправленно в первых несложных поручениях: приготавливать все необходимое для работы, рациональными способами достигать качественного результата. Затем следует ставить детей в условия, при которых необходимо самостоятельно обдумывать предстоящий процесс труда.

Выполнение поручения усложняется, когда воспитатель предлагает детям вдвоем-втроем выполнить его. В подобных ситуациях они должны не только выполнять дело, но и договариваться между собой, кто что будет делать. Важно не торопить детей подсказывать очередность действий. Навык верного выполнения действий позволяет формировать самостоятельность, исполнительность, в которой можно усмотреть начало ответственности, первые проявления самоконтроля.

Интерес детей к выполнению трудовых поручений обусловлен, прежде всего, их содержанием. Определение содержания поручения зависит от интересов и склонностей воспитателя, от условий жизни детского сада и группы, от имеющегося опыта детей, от постановки трудового воспитания в данном дошкольном учреждении и, конечно, географических условий.

Самым высоким критерием оценки выполнения трудового поручения является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих.

Такое поведение детей связано с проявлением инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в добровольном нахождении для себя дела и самостоятельном его выполнении, в готовности сделать что-то приятное для окружающих.

Педагогу очень важно умело поддержать первые ростки детской инициативы, когда ребенок по собственному побуждению включается в трудовую деятельность. Это важно для формирования у детей умения выполнять обязанности.

4. Анализ опыта работы

Занимаясь проблемой индивидуализации обучения старших дошкольников в ДОУ, мы имеем в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному ребёнку, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям.

В этом случае реализуется дидактический уровень индивидуального подхода, то есть субъектом, осуществляющим индивидуализацию, является педагог.

Считаем, что сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при его осуществлении:

Знание и понимание детей;

Основательный теоретический баланс;

Способность педагога размышлять и умение анализировать.

Для обеспечения выше обозначенных моментов, подготовка воспитателей к реализации технологий индивидуального подхода включала:

Формирование представлений о достаточно широком спектре индивидуальных особенностей дошкольников: психофизиологических, психологических, педагогических;

Формирование умений диагностики определённых индивидуальных различий дошкольников.

Конечно, диагностику индивидуально-психологических особенностей учащихся призваны осуществлять специалисты (педагог-психолог, логопед, социальный педагог), а воспитатель уже от них должен получать соответствующую информацию. Однако в силу определённых обстоятельств, на практике воспитателю нередко приходится заниматься такой диагностикой вместе со специалистами или даже самому. Кроме того, непсихологические (педагогические) особенности ребёнка воспитатель диагностирует самостоятельно. Необходимо чёткое обеспечение педагогическим инструментарием для подобных случаев диагностики, развитие вариативности педагогического мышления, которое необходимо, например, при подготовке занятия, для разработки заведомо избыточных наборов разнотипных заданий по изучаемой теме. Задания распределяются на основе учёта индивидуальных особенностей детей.

В рамках работы творческой группы прошедших подготовку педагогов ДОУ, деятельность по реализации индивидуального подхода в обучении старших дошкольников осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе - был определён выбор критериев индивидуализации. Мы учли рекомендуемые специалистами ограничения:

По числу (не более 1-2 особенностей);

По значимости (выбраны особенности, действительно важные в процессе обучения старших дошкольников);

По внедряемости (выбранные особенности могут быть учтены при варьировании форм, методов, приёмов обучения).

Второй этап - проведена диагностика индивидуальных особенностей детей групп, определённых на первом этапе.

Третий этап - (текущий в настоящее время) - педагоги начали выбирать формы, методы и приёмы обучения в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Происходит работа воспитателя с собственным вариативным мышлением и воображением: по каждой теме создаётся множество заданий, которые затем распределяются по группам индивидуализации. При этом индивидуализация может быть как полной (каждому типу особенностей - свой тип заданий), так и частичной (ориентация заданий на ведущий в группе тип, с организацией индивидуального подхода к тем детям, которые отличаются от большинства).

Таким образом, индивидуальный подход требует от воспитателя помимо умения работать разнородно и разнообразно, ещё и большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения - и это только некоторые из причин пока недостаточно широкого применения его на практике при широкой декларативности.

Мы считаем, что в настоящее время эту проблему можно и нужно решать, так как реализация индивидуального подхода помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом, является важнейшим условием успешного формирования готовности дошкольников к обучению в школе.

Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

В ходе данной контрольной работы нами были изучены особенности осуществления индивидуального подхода в дошкольном образовании. В результате нами были сделаны следующие заключения.

Индивидуальный подход должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания.

Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных особенностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.

Знание воспитателем возможностей каждого ребенка поможет ему правильно организовать работу со всей группой. Однако для этого воспитатель должен постоянно изучать детей, выявлять уровень развития каждого, темп его продвижения вперед, искать причины отставания, намечать и решать конкретные задачи, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие.

Одним из главных факторов индивидуализации учебно-воспитательного процесса является учет индивидуально-типологических качеств ребенка. Как правило, он определяет темп деятельности, а не его социальную ценность.

Для детей дошкольного возраста ведущей формой организации трудовой деятельности являются поручения. На основе их постоянного и успешного выполнения у детей начинают формироваться умения и желания трудиться, привычка к трудовому усилию, заботливое отношение к окружающим, интерес к трудовым действиям.

Список использованной литературы

1. Выготский, Л.С. Воображение и развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М., 1991. - С. 81-89.

2. Воспитание детей в средней группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада / Анциферова А.А., Владимирова Т.А., Гербова В.В.[ и др.] // Сост. Т.М. Лямина. - М.: Просвещение, 1982. - 256 с.

3. Ефилекина, Р.П. Детская психология: Методические указания / Р.П. Ефилекина. - Н.: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2007. - С. 24-31.

4. Князева, О.Л., Маханёва, М.Д., Стеркина, Р.Б. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения / О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Р.Б. Стеркина. - М.: ЛИНКА-ПРЕССС, 1998.

5. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя детского сада / Я.И. Ковальчук. - М.: Просвещение, 1981.

6. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова. - М.: Издательоский центр «Академия», 2007. - 432 с.

7. Кононова, И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике / И.М. Кононова. - М.: ДиС, 2004. - 256 с.

8. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 607 с.

9. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности / И.С. Сергеев. - СПб.: Питер, 2004.

10. Макаров, С.П. Технология индивидуального обучения / С.П. Макаров // Педагогический вестник. - 1994. - С. 139.

11. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада / Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 1991. - 112 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Индивидуальный подход в процессе обучения: основные положения, понятия, формы и методы. Учет психологических и возрастных особенностей младших школьников в реализации индивидуального подхода. Опыт индивидуализации в современной образовательной системе.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2014

    Предпосылки формирования трудовых умений у младших дошкольников. Поручения как форма организации детского труда. Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе организации поручений. Исследования уровня сформированности трудовых умений.

    курсовая работа , добавлен 29.08.2011

    Принцип индивидуального подхода в отечественной дидактике. Пути осуществления индивидуального подхода при изучении математики в начальной школе. Логико-дидактический анализ темы "Сложение и вычитание в пределах 100". Анализ фрагментов конспектов уроков.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2012

    Научно-теоретические основы организации индивидуального подхода к детям среднего дошкольного возраста. Экспериментальная апробация методики индивидуального подхода для детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи.

    дипломная работа , добавлен 11.02.2007

    Подбор эффективных стандартизированных практических методик для изучения индивидуальных особенностей личности. Необходимость учета индивидуальных особенностей ребенка для создания благоприятной образовательной среды, развивающей личность ребенка.

    реферат , добавлен 16.07.2008

    Проблема познания индивидуальных особенностей учащихся в истории развития педагогической мысли, а также современные подходы к ней. Технология, формы и опытно-экспериментальная работа по организации индивидуального обучения в общеобразовательной школе.

    дипломная работа , добавлен 01.12.2009

    Сущность индивидуального подхода к учащимся. Основные пути и способы индивидуальной работы с детьми. Особенности применения индивидуального подхода к учащимся на уроках трудового обучения. Роль индивидуального шефства в перевоспитания трудных школьников.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2012

    Понятие индивидуализации при обучении иностранному языку. Анализ успешности усвоения иностранного языка при применении индивидуального подхода. Практика устной речи, работы с книжным текстом и аудиотекстом при использовании индивидуального подхода.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2012

    Теоретические основы индивидуального подхода к одаренным детям. Сущностная характеристика феномена одаренности. Диагностика и обучение одаренных детей. Специфика индивидуального подхода в психологии и педагогике. Анализ состояния проблемы в практике.

    дипломная работа , добавлен 28.02.2007

    Теоретические аспекты индивидуального подхода в обучении младших школьников. Индивидуальный подход в процессе воспитания: основные положения и понятия. Психологические особенности в реализации индивидуального воспитания.

Объект исследования – целенаправленный процесс воспитания и обучения детей Дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Гипотеза исследование: предполагается, что использование индивидуального подхода будет способствовать более успешному процессу обучения и воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Предмет: использование индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Цель исследования – изучить теоретические аспекты индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей в условиях детского сада.

Для достижения цели контрольной работы, были поставлены задачи: - изучить понятие индивидуального подхода, его значение в процессе воспитания и обучения детей; - изучить психофизиологические аспекты индивидуального подхода в воспитании и обучении.

1.Понятие индивидуального подхода и его роль в процессе обучения и воспитания детей в детском саду.

Индивидуальность как неповторимое своеобразие личности каждого ребенка определяется совокупностью черт и свойств его психики, формирующихся под воздействием разнообразных факторов. Индивидуальность - это обобщенная характеристика психологических особенностей человека, обеспечивающая более или менее успешное выполнение деятельности. Сущность индивидуальности связана с целостным представлением об индивиде, взятом в единстве всех его свойств и признаков. Индивидуальность человека заключается в том, что он неповторим, это отдельный, самобытный мир, который, будучи включенным в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет при этом свою относительную самостоятельность. Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский и другие. К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. В современной педагогической литературе встречается понятие «индивидуализации обучения», под которым понимается «…организация процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика». Отметим, что индивидуализация, как правило, вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого ребенка, чаще всего ученые ограничиваются учетом групп детей, сходных по какому-либо комплексу качеств. Соответственно, следует различать понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация». В первом случае мы имеем дело с принципом обучения, во втором – с осуществлением этого принципа, которое имеет свои формы и методы. Так, Е.С. Рабунский дает в своей монографии «Индивидуальный подход в процессе обучения» следующее определение: «…Индивидуальный подход означает действенное внимание к каждому обучающемуся, его творческой индивидуальности в условиях групповых и индивидуальных занятий…». Отметим, что индивидуальный подход следует понимать не как личную опеку ребенка со стороны педагога, но как «создание равных психолого-педагогических, интеллектуальных условий для развития всех и каждого». Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей. Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Так, например, физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека. Итак, индивидуальный подход в настоящее время назван обязательным в процессе обучения и воспитания. Кроме того, в современном мире возрастает интерес к конкретным стратегиям работы с информацией, благодаря которым информация будет восприниматься не как перегружающая, а как обучающая. В такой ситуации одной из важнейших задач является развитие умений ребенка воспринимать информацию. Это возможно только в рамках индивидуального и дифференцированного подходов.

Занятия занимают небольшую часть времени в режиме дня в детском саду, но их воспитательное и развивающее значение очень большое.

На занятиях уточняются, расширяются и углубляются представления детей о предметах и явлениях окружающей жизни. Даже получают новые знания, приобретают элементарные навыки логического мышления, делая простейшие выводы и упражняясь в умении связно выражать свои мысли.

В процессе занятия у детей развивается восприятие, произвольное внимание, память, воображение, воспитывается воля, организованность, усидчивость, трудолюбие, чувство коллективизма.

Занятия способствуют не только умственному развитию, но и оказывают положительное влияние на формирование личности ребенка. Во время обучения ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально. Для той или иной работы тратятся индивидуальные усилия, поэтому на занятиях в процессе общей работы с коллективом необходим к детям индивидуальный подход, это дает возможность всем детям овладеть программным материалом.

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по- разному использует свои знания.

Намечая в плане учебно-воспитательной работы тему занятия, надо запланировать и индивидуальную работу: например, наметить, кого из детей спросить, кому задать более простой вопрос, дать более легкое или более трудное задание. К определению очередности выступления детей также следует подходить строго индивидуально, от этого зависит активность детей на занятии и его результативность.

Как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе, молчаливые, застенчивые, замкнутые, робкие, нерешительные дети становятся активнее, общительнее. Таких детей воспитатель, прежде всего, должен расположить к

себе, ввести в коллектив. Таких ребят не следует вызывать первыми, а, вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо усвоили, и постепенно переходить к новому, более трудному материалу. Хорошо использовать игровые приемы, они способствуют развитию активности, внимания, преодолению нерешительности и уверенности в своих возможностях.

Очень важен индивидуальный подход и детям, которые медленно соображают, нельзя их считать глупыми и ленивыми, так как у них есть много положительного. Они внимательны, аккуратны, послушны, добродушны. Хотя они медленно усваивают, но зато прочно сохраняют все в памяти. В индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность, поощрять их ответы.

Индивидуальный подход также необходим к легко возбудимым, невнимательным, несдержанным детям можно им предлагать повторить указания воспитателя, чтобы сосредоточить их внимание, перед пояснением нужно обратиться к ним персонально: «Илья, Амир, слушайте внимательно, потом повторите сказанное». Это очень простой и эффективный прием, так как способствует сосредоточенности внимания на указаниях педагога, способствует их к запоминанию, предупреждает непродуманный ответ.

Если ребенок пассивный его полезно чаще вызывать на занятиях. Про этом воспитатель должен заставлять их задуматься над своим ответом, приучать размышлять. Постоянное, доброжелательное отношение и поощрение за малейший успех, подбадривание - таким должен быть индивидуальный подход к пассивным и робким детям. Но внимание воспитателя должно быть ненавязчивым, так как некоторые дети смущаются.

Индивидуальный подход на занятиях необходим и активным детям, нужно поддерживать и развивать их способности, инициативу и интерес к занятиям. Учитывая уровень их умственного развития, надо давать им дополнительно усложненные задания, составлять специально для них более трудные вопросы. Можно предложить им исправлять ошибки товарищей.

Общие методические установки в осуществлении индивидуального подхода на занятиях остаются неизменными и для занятий продуктивного вида (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд).

Благодаря специфической форме их организации и методике проведения, возможности осуществления индивидуального подхода значительно расширяются: воспитатель в процессе занятия может подойти к каждому ребенку, посмотреть его работу, дать совет, направить развитие его творческого замысла и помочь в овладении техническими навыками.

Индивидуальными особенностями детей следует также руководствоваться и при рассаживании их на занятиях, при определении каждому места за столом. При этом нужно учитывать особенности их физического, психического развития и поведения. Если у ребенка понижен слух или зрение, то его обязательно надо посадить ближе, чтобы он мог хорошо видеть и слышать. Постоянного внимания требуют и очень подвижные дети, непоседы. Их тоже следует посадить поближе. Недалеко от воспитателя должны сидеть молчаливые и пассивные ребята. При рассаживании необходимо учитывать также дружеские взаимосвязи детей, но все-таки в первую очередь нужно руководствоваться педагогическими целями, подбирать соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.

Имеет значение и правильная расстановка столов, воспитатель должен держать всех детей в поле зрения, можно расставить их в форме буквы «П», в шахматном порядке и. т. д.

Дифференцированный индивидуальный подход в процессе занятий является одновременно средством обучения и воспитания. При этом важно не опекать детей излишне, помогать лишь в необходимых случаях, чтобы не подавлять их самостоятельность и инициативу.

Творческая задача воспитателя - отобрать из общего арсенала средств то, что наиболее действенно в данной ситуации, исходя из учета индивидуальных особенностей, проявлений поведения ребенка.

Конечно, работа по осуществлению индивидуального подхода к детям - трудная, она требует от воспитателя и терпения, и бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятия занимают небольшую часть времени в режиме дня в детском саду, но их воспитательное и развивающее значение очень большое.

На занятиях уточняются, расширяются и углубляются представления детей о предметах и явлениях окружающей жизни. Даже получают новые знания, приобретают элементарные навыки логического мышления, делая простейшие выводы и упражняясь в умении связно выражать свои мысли.

В процессе занятия у детей развивается восприятие, произвольное внимание, память, воображение, воспитывается воля, организованность, усидчивость, трудолюбие, чувство коллективизма.

Занятия способствуют не только умственному развитию, но и оказывают положительное влияние на формирование личности ребенка. Во время обучения ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально. Для той или иной работы тратятся индивидуальные усилия, поэтому на занятиях в процессе общей работы с коллективом необходим к детям индивидуальный подход, это дает возможность всем детям овладеть программным материалом.

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по- разному использует свои знания.

Намечая в плане учебно-воспитательной работы тему занятия, надо запланировать и индивидуальную работу: например, наметить, кого из детей спросить, кому задать более простой вопрос, дать более легкое или более трудное задание. К определению очередности выступления детей также следует подходить строго индивидуально, от этого зависит активность детей на занятии и его результативность.

Как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе, молчаливые, застенчивые, замкнутые, робкие, нерешительные дети становятся активнее, общительнее. Таких детей воспитатель, прежде всего, должен расположить к

себе, ввести в коллектив. Таких ребят не следует вызывать первыми, а, вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо усвоили, и постепенно переходить к новому, более трудному материалу. Хорошо использовать игровые приемы, они способствуют развитию активности, внимания, преодолению нерешительности и уверенности в своих возможностях.

Очень важен индивидуальный подход и детям, которые медленно соображают, нельзя их считать глупыми и ленивыми, так как у них есть много положительного. Они внимательны, аккуратны, послушны, добродушны. Хотя они медленно усваивают, но зато прочно сохраняют все в памяти. В индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность, поощрять их ответы.

Индивидуальный подход также необходим к легко возбудимым, невнимательным, несдержанным детям можно им предлагать повторить указания воспитателя, чтобы сосредоточить их внимание, перед пояснением нужно обратиться к ним персонально: «Илья, Амир, слушайте внимательно, потом повторите сказанное». Это очень простой и эффективный прием, так как способствует сосредоточенности внимания на указаниях педагога, способствует их к запоминанию, предупреждает непродуманный ответ.

Если ребенок пассивный его полезно чаще вызывать на занятиях. Про этом воспитатель должен заставлять их задуматься над своим ответом, приучать размышлять. Постоянное, доброжелательное отношение и поощрение за малейший успех, подбадривание - таким должен быть индивидуальный подход к пассивным и робким детям. Но внимание воспитателя должно быть ненавязчивым, так как некоторые дети смущаются.

Индивидуальный подход на занятиях необходим и активным детям, нужно поддерживать и развивать их способности, инициативу и интерес к занятиям. Учитывая уровень их умственного развития, надо давать им дополнительно усложненные задания, составлять специально для них более трудные вопросы. Можно предложить им исправлять ошибки товарищей.

Общие методические установки в осуществлении индивидуального подхода на занятиях остаются неизменными и для занятий продуктивного вида (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд).

Благодаря специфической форме их организации и методике проведения, возможности осуществления индивидуального подхода значительно расширяются: воспитатель в процессе занятия может подойти к каждому ребенку, посмотреть его работу, дать совет, направить развитие его творческого замысла и помочь в овладении техническими навыками.

Индивидуальными особенностями детей следует также руководствоваться и при рассаживании их на занятиях, при определении каждому места за столом. При этом нужно учитывать особенности их физического, психического развития и поведения. Если у ребенка понижен слух или зрение, то его обязательно надо посадить ближе, чтобы он мог хорошо видеть и слышать. Постоянного внимания требуют и очень подвижные дети, непоседы. Их тоже следует посадить поближе. Недалеко от воспитателя должны сидеть молчаливые и пассивные ребята. При рассаживании необходимо учитывать также дружеские взаимосвязи детей, но все-таки в первую очередь нужно руководствоваться педагогическими целями, подбирать соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.

Имеет значение и правильная расстановка столов, воспитатель должен держать всех детей в поле зрения, можно расставить их в форме буквы «П», в шахматном порядке и. т. д.

Дифференцированный индивидуальный подход в процессе занятий является одновременно средством обучения и воспитания. При этом важно не опекать детей излишне, помогать лишь в необходимых случаях, чтобы не подавлять их самостоятельность и инициативу.

Творческая задача воспитателя - отобрать из общего арсенала средств то, что наиболее действенно в данной ситуации, исходя из учета индивидуальных особенностей, проявлений поведения ребенка.

Конечно, работа по осуществлению индивидуального подхода к детям - трудная, она требует от воспитателя и терпения, и бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.


раиса шайхутдинова
Выступление на педагогическом совете «Индивидуальный подход в дошкольном образовании»

Выступление на педагогическом совете . Тема "".

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности , которая выражается в индивидуальных особенностях . Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность .

Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности , через «внутренние условия» , без учета которых невозможен по – настоящему действенный воспитательно– образовательный процесс .

С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку. Индивидуальный подход подчеркивает неповторимость качеств и свойств личности каждого ребенка В индивидуальном подходе нуждается каждый без исключения ребенок

Индивидуальный подход нацелен , в первую очередь, на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать мучительного процесса перевоспитания.

В чем же сущность индивидуального подхода ?

Индивидуальный подход является активным , формирующим, развивающим принципом обучения и является главным принципом педагогики . Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям :

Знание и понимание детей

Любовь к детям,

Основательный теоретический баланс,

Способность педагога размышлять и умение анализировать.

Педагог не должен забывать , что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога .

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения , умения разобраться в сложных проявлениях поведения.

Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада жизни. «Индивид » есть общественное существо, поэтому всякое проявление его жизни,- даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, является появлением и утверждением общественной жизни». Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы» .

Индивидуальный подход не разовое мероприятие, он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания.

Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных особенностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.

Знание воспитателем возможностей каждого ребенка поможет ему правильно организовать работу со всей группой. Однако для этого воспитатель должен постоянно изучать детей, выявлять уровень развития каждого, темп его продвижения вперед, искать причины отставания, намечать и решать конкретные задачи, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие.

Одним из главных факторов индивидуализации учебно- воспитательного процесса является учет индивидуально -типологических качеств ребенка (типа темперамента) . Тип темперамента обусловлен генетическими особенностями личности. Как правило, он определяет темп деятельности, а не его социальную ценность.

Индивидуальный подход к ребенку осуществляется как в процессе организации коллективных занятий, так и индивидуальных форм работы .

При организации работы воспитатель должен опираться на такие показатели :

Характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу).

Уровень знаний и умений (осознанность, действенность) ;

Работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость)

Уровень самостоятельности и активности;

Отношение к обучению;

Характер познавательных интересов;

Уровень волевого развития.

На занятиях воспитатель стремится избежать влияния отрицательных факторов : ребенка, который плохо слышит или видит, лучше посадить ближе к столу воспитателя; подвижному ребенку, часто отвлекающемуся от основного занятия, систематически задавать вопросы, давать ему промежуточные задания; ребенку, который медленно, неуверенно действует, вовремя помочь, дать наглядный материал, как бы подсказать ему решение и т. д.

Воспитатель должен помнить, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха в умственном труде.

В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов.

Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом , работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников . По мнению Е. В Бондаревской, дифференцированный подход в образовании – это образование , ориентированное на ребенка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребенка.

Дифференцированное обучение, как говорит В. В. Сериков, не занимается формированием личности с заранее заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательно – воспитательного процесса. Предполагает помощь дошкольнику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно – значимых и общественно – приемлемых целей, самореализации и самоутверждения.

Дифференциация дошкольников по уровню умственного развития позволит исключить неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловку и усреднение детей. У воспитателя появится возможность помогать «слабому» , уделять внимание «сильному» , работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многое из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей.

Значит, даже при полной успеваемости всем детям дошкольного возраста требуется индивидуальный подход .

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики , как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я . А. Коменского – великого чешского педагога - четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.

Особое место занимают труды Жан-Жак Руссо. Согласно теории Руссо, воспитывать ребенка необходимо природосообразно , следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности . Руководство взрослых по воспитанию ребенка, подчеркивал Руссо, должно быть продуманным, тактичным и тонким.

Замечательный русский педагог К . Д. Ушинский разработал обширную методику приемов , основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым подчеркнув творческий характер решения проблемы.

Н. К. Крупская в вопросе об , обращала большое внимание на то, что при условии воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрыться его индивидуальность , способности : «Мы считаем, что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личность ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание». Советы Н . К. Крупской ориентируют педагога – воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности , стремление понять его сложный духовный мир.

А. С Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем , например, при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. А. С. Макаренко считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка – это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям . Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

В. А. Сухомлинский находил интересные формы работы для развития индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств.

Осуществление индивидуального подхода к детям необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную сисмему.

Работа с семьей – это неотъемлимый фактор индивидуального подхода к детям , индивидуальной помощи .

Таким образом , индивидуальный подход – важнейший принцип воспитания. Он предполагает профессиональное знание и научно обоснованное понимание индивидуально – психологических особенностей каждого ребенка, так же специфических условий которые повлияли на формирование определенной черты личности.

Реферат на тему :

Индивидуальный подход в дошкольном образовании .

Индивидуальный подход в воспитании детей

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества. Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.

Всестороннее развитие каждого человека – программная цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенциалов личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя. В этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.

Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме воспитания». Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид есть общественное существо. Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы».

Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом. В педагогики принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни. Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

Индивидуальный подход – один их главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям:

Знание и понимание детей.

Любовь к детям.

Основательный теоретический баланс.

Способность педагога размышлять и умение анализировать.

Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского –великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.

Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.

Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка. Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка В.А.Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей: «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех…». При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами.

Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия личности: личность – индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей. Проблема формирования личности включает учение о характере.

Характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека- формируется в процессе его воспитания и обучения,в трудовой и общественной деятельности. Характер не является врожденным, его нужно воспитывать и развивать. При этом следует отметить, что основными условиями становления характера являются, с одной стороны, целенаправленная деятельность, с другой – единые требования к поведению ребенка как в детском саду и школе, так и в семье.

Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В деятельности обязательно должна быть поставлена определенная цель, что придает действиям направленность и осознанность. Основными видами деятельности ребенка являются игра, а также посильный труд, как физический, так и умственный, учебная деятельность. В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Проблема индивидуального подхода, поэтому не может рассматриваться вне деятельности, без учета отношения ребенка к окружающим его интересам.

Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.

При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на занятиях и общая работоспособность.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении. Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно- эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать дружественные отношения с товарищами.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.

Творческая задача воспитателя–отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка. Работа педагога требует постоянного повышения педагогической и общей культуры, чтобы правильно воспитывать детей.

Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности.