Артикуляционная гимнастика для шеи. Артикуляционная гимнастика
Артикуляционные органы нужны для правильного произношения звуков. Благодаря их силе мы говорим сплошным потоком речи, а не вырываем отдельные звуки. С малых лет человек совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, благодаря чему развивается речевой навык. Иногда у ребенка возникают трудности с произношением слов. Тогда на помощь приходит артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие речи.
Цель артикуляционной гимнастики – развитие силы речевого аппарата, оттачивание верных движений органов, важных для четкого произношения звуков, слов, соединения их в единый поток речи.
Артикуляционная гимнастика для детей состоит из множества комплексов, каждый из которых направлен либо на общее формирование речи, либо на устранение речевых дефектов. Правильно составить комплекс может логопед. Но к нему обращаются, как правило, только при выявлении каких-либо недостатков.
Внимание! Если дефекты произношения кажутся вам слишком сильными, кроме логопеда, стоит посетить врача-невролога. Недостатки могут быть симптомами серьезных патологий.
Если здоровье в порядке, родители могут заниматься с ребенком в домашних условиях. Артикуляционные упражнения для детей развивают мышцы речевого аппарата и стимулируют активную и правильную речь.
Артикулярная гимнастика будет полезна, если выполнять такие рекомендации:
- Артикуляционные упражнения для детей нужно подавать в игровом стиле. В малом возрасте ребята еще не осознают, что гимнастика им необходима. Поэтому стараться и правильно выполнять просьбы родителей они будут, если им интересно.
- Под каждое занятие можно распечатать красочные картинки, так интерес малыша усилится еще больше.
- Ребенок не видит своего лица, поэтому желательно поставить перед ним зеркало.
- Если малыш не справляется с упражнением языка, ему стоит помочь. Для этого его язык нужно направить в нужную сторону с помощью ложки или другого безопасного предмета.
- Пока малыш еще не привык к занятиям, в комплексе должно быть не более 2-3 упражнений. Постепенно со временем можно добавлять по 1-2 упражнения за занятие.
Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться регулярно. Важно следовать таким правилам:
- Занятия стоит проводить каждый день. Оптимальный вариант – 3-4 раза в день по 3-5 минут. При большей нагрузке малыш устанет.
- Каждое упражнение должно повторяться не менее 5 раз.
- Если подразумевается статическая нагрузка, нужно выполнять задание в течение 10-15 секунд.
- В начале занятия ребенку нужно предложить самые простые упражнения, а потом постепенно переводить его к более сложным.
- Если подопечный не может окончательно освоить какое-либо из упражнений, не стоит вводить в комплекс что-то новое. Нужно дождаться, пока малыш сможет выполнять уже присутствующие в комплексе упражнения.
- Нельзя вводить в комплекс более 1 нового упражнения. Например, если занятие состоит из 2 упражнений, то за один раз можно ввести только одно, чтобы в сумме их было 3, но не более.
- Оптимальная поза для выполнения упражнений – сидя, руки расслаблены, спина прямая. Но если ребенку не комфортно сидеть, нужно позволить ему стоять.
- Малыш должен отлично видеть не только свое лицо, но и лицо родителя. Поэтому перед зеркалом должен находиться не только он, но и взрослый.
- Родитель должен показать, как правильно делать упражнение, а затем контролировать правильность выполнения.
Сначала упражнения артикуляционной гимнастики могут даваться с трудом, но со временем малыш их полностью освоит.
Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет
Малыши такого возраста не способны концентрироваться на чем-то длительный промежуток времени. Они очень быстро утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 упражнения. Вот оптимальные динамичные занятия для детей до 4 лет:
- «Змейка». Скажите ребенку, чтобы он высунул язычок и тянулся им вперед как можно дальше. При этом он должен быть максимально узким, то есть напоминать маленькую змейку.
- «Тесто». Ребенок должен расслабить язычок, уложив его на нижнюю губу. Затем нужно то открывать, то закрывать ротик. Язык должен находиться в одном и том же положении.
- «Чистка зубов». Кончик языка должен скользить по верхнему и нижнему ряду зубов слева направо. Это упражнение повторяется по 2 раза с верхним и нижним рядом.
- «Часы». Малыш должен с помощью языка имитировать часовой маятник. Для этого нужно приоткрыть рот, а затем кончиком языка касаться то правого, то левого уголка.
- «Качельки». Это упражнение, очень похожее на предыдущее, только язычок должен то подниматься вверх, то опускаться вниз, имитируя качели.
- «Хомячок». Ребенок должен надуть обе щеки, показывая хомячка, который кушает что-то. Затем нужно поочередно надувать то правую, то левую щеку.
- «Шарики». Как и в прошлом упражнении, ребенок должен максимально надуть щеки. Затем попросите его, чтобы он ручкой слегка ударил по ним, чтобы воздух полностью вышел.
Все динамические упражнения выполняются в соответствии с рекомендациями, данными в предыдущем разделе. Вот несколько полезных статических занятий. Напоминаем, в статических упражнениях ребенок должен сидеть 10-15 секунд:
- «Бегемотик». Малыш должен широко раскрыть ротик и остаться в такой позе.
- «Улыбка». Попросите ребенка сильно улыбнуться, но при этом не показывая зубов, и замереть в таком положении.
- «Хобот». Ребенок должен скрутить губы в трубочку, как уточка, и замереть в таком положении.
- «Блинчик». Нужно полностью расслабить мышцы языка, уложив его на нижнюю губу, замереть в такой позе.
- «Голодный хомячок». Полная противоположность упражнению «хомячок». Ребенок должен максимально втянуть щеки.
Для максимального эффекта статические и динамические занятия нужно менять. Чередуйте их, показывайте малышу все на своем примере, параллельно проводите логичные ассоциации. Например, упражнение «Хобот» можно ассоциировать с маленьким слоненком.
Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 лет
Дети от 5 лет, если с ними занимались ранее, уже хорошо подготовлены к выполнению упражнений, поэтому время занятий можно продлить на 3-5 минут. Упражнения из предыдущего комплекса вполне подойдут для этой возрастной категории, но их нужно постоянно дополнять. И делать это можно с помощью таких упражнений:
«Заборчик». Как в одном из предыдущих упражнений, ребенок должен широко улыбнуться. Отличие в том, что теперь зубы должны быть максимально обнажены.
«Парус». Ребенок должен кончик языка опереть о верхние зубки, замерев в таком положении.
«Маляр». Малыш должен представить, что его язычок – это кисточка, с помощью которой он должен покрасить небо. Кончиком языка нужно проводить по небу от горла к зубам.
«Индюк». Малыш должен двигать языком по верхней губе вправо и влево в быстром темпе.
«Чашка». Ребенок должен широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки.
«Варенье». Ребенок должен представить, что его верхняя губа испачкалась в варенье. Язычком нужно слизать лакомство. Для более творческого подхода и заинтересованности малыша его губу действительно можно измазать в варенье.
«Дятел». Ребенок должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов.
«Лошадка». Малыш должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит.
«Грибок». Малыш должен «приклеить» язычок к небу и остаться в таком положении на несколько секунд.
«Гармошка». Сначала ребенок должен принять позу из предыдущего положения. Затем ему нужно несколько раз открыть и закрыть ротик.
В 3-4 года уже можно понять, насколько активно и правильно развивается детский артикуляционный аппарат, есть ли у ребенка отклонения. Артикуляционная гимнастика – это способ ускорить развитие речи, не допустить появления недостатков.
Но если они уже имеются, наилучшим вариантом будет визит с ребенком к доктору. Он составит индивидуальную программу занятий, подберет оптимальные упражнения, объяснит, можно ли заниматься в домашних условиях или лучше отдать инициативу в руки педагогов-логопедов.
Упражнение для детей от 7 лет
Развитие артикуляции связано с постоянным закреплением предыдущих результатов и освоением новых упражнений. Поэтому к предыдущей программе можно добавить и новые занятия:
- «Кролик». Ребенок должен сильно сомкнуть зубки, приподняв верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы. В таком положении нужно замереть.
Можно чередовать упражнения «Улыбка» и «Трубочка». - «Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, как уточка, а затем плотно сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.
- «Рыбка». Ребенок должен имитировать движения губами рыб. Для этого он должен беззвучно хлопать губами.
- «Злая лошадка». Нужно изображать «фырканье» лошади. Для этого необходимо вдохнуть как можно больше воздуха и с силой выдохнуть его ртом, не раскрывая его. Губы начнут вибрировать, имитируя лошадку. Ребенок должен широко раскрыть рот, а затем втягивать губы внутрь как можно дальше.
- «Кошечка». Язычок ребенка должен изображать кошку, которая сердится и поэтому выгнула спинку. Для этого малыш должен приоткрыть ротик, кончик языка опереть о нижние зубки, чтобы спинка язычка смотрела вверх.
- «Покалывание». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка покалывая то одну, то вторую щеку.
Цель артикуляционной гимнастики – это выработка правильной речи.
Если проблемы не устранены в детстве, то такая методика применяется и во взрослом возрасте. Хотя в большинстве случаев в лечении дефектов у взрослых людей может помочь только врач.
Эффективность выполняемых упражнений будет заметна уже через 2-3 месяца регулярных занятий. Но при этом важно, чтобы ребенок выполнял их с интересом и правильно.
Артикуляционная гимнастика.
В артикуляционную гимнастику входит:
- работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
- Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, т.к. провожу их в игровой форме.
Артикуляционная гимнастика.
- Покусать кончик языка.
- Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.
- Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.
- Провести языком между губами и зубами как бы очищая зубы.
- Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.
- Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например, игровое задание: разные лошадки по-разному цокают копытами: большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие - пони, цокают быстро и высоко).
- Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.
- Закусить изнутри щеки боковыми зубами.
- Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.
- Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.
- Совершать предыдущие два движения попеременно в ускоряющемся темпе.
- Провести надавливающий и сдвигающий массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
- Провести поколачивающий массаж лица кончиками пальцев от корней волос до шеи.
- Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику для лица, поднимая лицевые мышцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.
- Поставить указательные пальцы на переносицу, сильно наморщить ее и ощутить пальцами движение мышц.
- Наморщив переносицу (контроль пальцами), включив мышцы под глазами (контроль пальцами), широко открыть глаза.
- Поставить пальцы на челюстно-височные суставные сочленения и помассировать их открывая рот.
- Взять левой рукой правый локоть, согнув кисть правой руки под прямым углом к предплечью, и на образовавшуюся «полочку» положить подбородок. Выдвинуть подбородок открыть рот так, чтобы подбородок не отошел от тыльной стороны кисти, а кисть не изменила своего положения (подбородок вперед, нос вверх).
- Соединить предыдущее задание с оттопыриванием нижней губы и подъемом верхней (по очереди и одновременно).
- Выполнить последовательно в одном движении 16 и 19 задания.
- Максимально открыть рот, обнажить зубы, наморщить переносицу, включить мышцы под глазами, широко открыть глаза и сделать 4 движения языком вперед-назад, при неподвижной челюсти и губах.
Игры- упражнения на артикуляцию
«Обезьянки».
Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).
«Град» (массаж лица).
Град, а, град, ты чему так рад?
Прыгаешь, смеешься, да еще дерешься.
«Вовсе я не рад», - отвечает град.
«Просто солнца луч проколол бока у туч,
И я вывалился, лечу,
С досады всех колочу.
«Ночной лес».
Лес ночной был полон звуков (а-аа-а шепотом):
Кто-то выл (в-в-в),
А кто мяукал (мя-у, мяу, мяу-мяу),
Кто-то хрюкал (хрю-хрю-хрю-хрю),
Кто то топал (топ-топ-топ-топ),
Кто жужжал (ж-ж-ж-ж),
Кто-то укал (у-у-у-у)
И кричал (Ау-ау-ау-ау),
А-а-а-а (шепотом).
Игры и упражнения на развитие артикуляции
«Эхо».
Дети пол медленную, спокойную музыку ходят по лесу и собирают ягоды, грибы. Одна группа уходит в один конец зала, другая - в противоположный. Музыка становится более громкой, тревожной. Первая группа детей громко произносит: «АУ-АУ-АУ!» Вторая отвечает ей тихо: «АУ-АУ-АУ!». под тихую музыку. Перекликаясь, обе группы встречаются. Звучит марш, дети идут из леса домой.
Игры на четкое проговаривание согласных звуков
«Поезд с арбузами».
Дети, стоя в кругу, перебрасывают мяч друг другу, а затем педагогу: представляют «погрузку арбузов на поезд». Затем под круговые движения рук произносят: «Чу-Чу-Чу\», изображая поезд, который движется под музыку. С прекращением музыки движение заканчивается. Дети произносят «Ш-Ш-Ш\» Начинается «выгрузка арбузов» с теми же движениями, что и при «погрузке».
«Ходьба».
Эта игра способствует развитию просодии. Дети идут под музыку на полных ступнях, носках, пятках, наружных сводах стопы. Направления ходьбы и характер музыки меняются. В такт ходьбе дети говорят: «Мы проверили осанку и свели лопатки. Мы походим на носках, мы идем на пятках. Мы идем, как все ребята и как мишка косолапый».
«Зоопарк».
Дети выбирают каждый себе роль животного и садятся в «клетку» (обруч). Педагог ходит между «клетками» и спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» Дети движениями, мимикой, звукоподражанием показывают, кого они изображают.
«Хоровод».
Дети стоят по кругу, один ребенок в центре, ведут хоровод и поют: «По дорожке Валя шла. Валя тапочки нашла. Валя тапки примеряла, лишь надела, захромала. Коле тапки отдала, с Колей танцевать пошла». Ребенок, стоящий в центре, показывает движения, потом выбирает себе партнера и танцует с ним. Все подпевают и хлопают в ладоши.
В процессе дифференциации используется разнообразный материал.
«Сгибание и разгибание туловища».
Дети стоят в колоннах, затем идут легким шагом вперед, потом назад и заканчивают движение прыжками. Ноги раздвинуты, затем дети быстро наклоняются, ударяют ладонями об пол: «Ах!», выпрямляются и хлопают в ладоши над головой: «Ух!». С последним хлопком над головой ноги прыжком ставятся вместе. (Движения отражают шуточный характер музыки.)
«Пузырь» (для дошкольников и младших школьников).
Дети стоят в кругу под музыку. Педагог: «Надули пузырь». Дети надувают щеки, произнося: «Фу-у», и, взявшись за руки, идут от центра спиной, образуя большой круг. Педагог: «Лопнул пузырь». Дети бегут к центру круга со звуком: «Ш». Педагог: «Надуваем пузырь». Снова повторяют первое движение. По сигналу: «Пузыри полетели!» -дети надувают щеки и, удерживая их в таком положении, бегут по кругу, округлив перед собой руки. Затем останавливаются и под музыку перестраиваются в круг, берут друг друга за руки, показывают движениями большой пузырь, который лопается. Дети расслабленно роняют руки вдоль туловища. Затем все садятся на стулья и исполняют песню «Мыльные пузырики» (музыка Кюна). Занятие оканчивается ходьбой под спокойную музыку.
«Поезд».
Дети имитируют стук колес паровоза, работу рычагов - руки, согнутые в локтевых суставах; затем показывают, как проверяют колеса, как пошел поезд, как он выпустил пар, дал гудок и т.д.
«Гуси».
Дети показывают как гуси машут крыльями, клюют, шипят, гогочут, летят и т.д.
«Самолеты».
Дети, имитируя проверку бензонасосов, произносят: «Ссс», мотора: «Ррр». Самолеты полетели, приземлились, летчики уходят (дети садятся на стульчики).
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГУБ
«Веселый пятачок»:
1. на счет «раз» губы вытянуть вперед, как пятачок у поросенка; на «два» губы растянуть в улыбке, не обнажая зубов;
2. вытянутые губы (пятачок) двигаются вверх и вниз, влево и вправо;
3. пятачок делает круговые движения в одну сторону, потом в другую;
Заканчивая упражнения, предложить детям полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ
Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот е, приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти.
1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди;
2. Удивленный бегемот: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
3. Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки средней части и произносить «вау, вау, вау...», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открыв рот, затем зевнуть и потянуться.
4. Горячая картошка: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуть, мягкое небо поднято, гортань опущена).
ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫКА
1. Жало змеи. Рот открыт, язык выдвинут, как можно дальше вперед, медленно двигается вправо - влево.
2. Конфетка. Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо - влево, вверх - вниз, по кругу.
3. Колокольчик. Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.
4. Уколы. Острым кончиком зыка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.
5. Самый длинный язычок. Высунуть язык как можно дальше и пытаться достать им до носа и подбородка.
УПРАЖНЕНИЯ НА ТРИ ВИДА ВЫДЫХАНИЯ
Цель. Разогреть мышцы дыхательного аппарата.
1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Свистит ветер - ССССССС...
Шумят деревья - ШШШШШ...
Летит пчела - ЖЖЖЖЖЖ...
Комар звенит - 3333333333...
2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.
Работает насос - ССССС! ССССС! ССССС!
Метет метель - ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!
Сверлит дрель - 33333! 33333! 33333!
3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится - Ф! Ф! Ф! Ф1
Пилит пила - С! С! С! С!
Заводится мотор - Р! Р! Р! Р!
Дети могут сами придумывать подобные упражнения и соединять все три вида выдыхания в одном упражнении.
Например: мотоцикл. Заводим мотор: Р! Р! Р!.. РРРРР! РРРРР! РРРРР! Поехали быстрее и быстрее: РРРРР! РРРРР! РРРРР!
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СВОБОДУ ЗВУЧАНИЯ
С МЯГКОЙ АТАКОЙ
БОЛЬНОЙ ЗУБ
Ход. Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.
КАПРИЗУЛЯ
Ход. Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.
КОЛОКОЛЬЧИКИ
Ход. Дети распределяются на две группы, и каждая по очереди изображает звон колоколов: удар - бом! И отзвук - ммм... БУммм - БОммм! БУммм - БОммм! БУммм - БОммм! ДИньнь - ДОннн! ДИньнь - ДОннн! ДИньнь - ДОннн!
КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Ход. Дети воображают, что они укачивают игрушку, и напевают колыбельную, сначала с закрытым ртом на звук «м», а потом ту же музыкальную фразу колыбельной на гласные звуки «а», «о», «у».
Упражнения, помогающие найти правильное направление звука и активизировать работу резонаторов
Тщательная тренировка речевого дыхания и небной занавески с маленьким язычком должна подготовить хорошую открытую глотку (положение зевка). При включении звука это создаст благоприятные условия для ровного и длительного выдоха и хорошего резонирования.
Упр.1.
сделать вдох носом, рот раскрыть (между зубами расстояние два пальца, кончик языка прилегает к корням нижних зубов). Сомкнуть только губы, собрав их к центру (артикуляция звука «у»), и в таком положении постараться «показать» горло (имитация зевка). Затем медленно и ровно не меняя положения зевка, начать выдыхать. В середине выдоха на звуке удобной высоты и собранными губами следует издать протяжный, но мягкий стон (м-м-м). Необходимо повторить упражнение, изменяя высоту звука то вверх, то вниз. Если при низком звуке в верхней части грудной клетки чувствуется легкое дрожание, а при высоком звуке в лицевых костях и голове ощущается вибрация – значит, звук попал в грудной и головной резонаторы. Следует запомнить эти ощущения и сделать упражнение в удобном среднем регистре. Нижняя челюсть, язык, шея должны быть свободны. Упражнение повторить много раз, увеличивая продолжительность звучания «м».
Упр.2
. выполнять как упражнение 1, но после звука «м» нужно перейти к простой музыкальной
фразе из известной песни «Пусть бегут неуклюже…», попытаться удержать все звуки в одном направлении, то есть в фокусе, и сохранить ощущение вибрации в голове и груди. Постепенно количество музыкальных фраз нужно увеличивать.
Упр.3
. выполнять как предыдущие, только после музыкальной фразы (распева) необходимо произнести текст, сохраняя все звуки в фокусе, а в груди и голове ощущения вибрации.
Когда выработано ощущение направления звука и его отражения, можно переходить к изначальным упражнениям по развитию и укреплению природного звучания голоса. В работе над дыханием со звуком используются две интонации: «распевная» и «речевая». Упражнения выполняются в следующем дыхательном режиме: короткий выдох через плотно сомкнутые губы (со звуком «пффф»); пауза – подготовка ко вдоху; спокойный с удовольствием вдох; пауза – подготовка к выдоху, во время которой ротовая полость принимает «положение зевка»; выдох со звуком в этом положении. Упражнение повторяется несколько раз.
Упр.4.
освободить плечевой пояс, шею, голову, руки, зубы разомкнуть, губы сомкнуть. Создать ощущение зевка и издать протяжный звук «м» (стон). Ощутив вибрацию в головном и грудном резонаторах, мягко, без толчков, перейти на гласный звук «мо-о-о». В конце выдоха оборвать звучание, выдержать паузу и повторить этот слог в речевой интонации на той же высоте.
Упр.5.
повторить упражнение 4, с добавлением других слогов с согласными звуками: мо, бо, во, го, до, жо, зо, ко, ло, мо, по, ро, со, то, фо, хо, чо, шо, що. Артикуляция согласных должна быть точной и четкой. Постепенно отрабатываются все согласные и гласные.
Упр.6.
упражнение выполняется, как и предыдущее, но с произнесением слогов. При этом следует менять высоту звуков: вначале произносить их в среднем звучании, потом по ступенькам все выше и выше, потом все ниже и ниже. Необходимо следить, чтобы звук был свободным и все слоги попадали в «фокус».
Упр. 7.
Вырабатывает навык повышения и понижения голоса в строке. Сделать вдох носом, создать ощущение «зевка» и на ровном спокойном выдохе, в среднем звучании произнести одну строчку стихотворения или пословицу. Начинать тренировку можно с любой интонации, наиболее удобной для учащегося. Вначале сделать паузу, затем вдох. Повысить или понизить звук и на выдохе произнести избранную фразу. Таких изменений высоты звука в упражнении должно быть 4 – 5. Ударная гласная должна быть широкой, крупной, точно направляться в «фокус» звука. При повышении голос не должен усиливаться, при понижении «проваливаться» в глотку и затихать.
Примеры текстов:
«Красно поле пшеном»;
«Не красна изба углами»;
«Ворон к ворону летит,
Ворон, где б нам пообедать,
Где бы нам про то проведать».
Когда навык верного звучания выработался на 3 – 4 строках, в качестве примера берутся стихотворения из 4 – 6 строчек. Это закрепит правильное звучание голоса на различных звукосочетаниях.
Упр. 8.
Упражнение выполняется по тому же принципу, что и предыдущее. Только каждое понижение и повышение звука соответствует определенной строчке текста.
Упр.9.
Рассчитано на развитие навыка повышения и понижение звука по словам. Начиная с нижней или верхней ноты, каждое слово повышать или понижать на одну «ступеньку» (полтона). При этом каждый раз брать дополнительное дыхание и делать выдох на каждом слове.
Примерный текст:
Мельник
На ослике
Ехал
Верхом.
Мальчик
За мельником
Плелся
Пешком.
Глянь-ка,-
Толкует
Досужий
Народ,-
Дедушка
Едет,
А мальчик
Идет.
Глянь-ка.
После того, как первоначальные навыки владения голосом приобретены, необходимо переходить к тренировке дыхания, голоса в следующих текстах.
Пословицы
Паши, не лениво, поживешь счастливо.
Хвалился, хвалился, под гору свалился.
Чужбина – калина, родина – малина.
(повторяется звук «и»)
Красно поле пшеном, а речь умом.
Кто проворен, тот доволен.
Поговорке – цветочек, а пословице – ягодка.
(повторяются звуки «о», «е»)
Не красна изба углами, а красна пирогами.
На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
Сад красен оградой, а лоза виноградом.
Молод годами, да стар делами.
(повторяется звук «а»)
Честь честью, да дело делом.
Ешь пока хлеб свеж.
Терпенье дает уменье.
За морем теплее, а у нас светлее.
(повторяется звук «е»)
Друг за друга стой и выиграешь бой.
Наука не мука.
Был бы друг, будет и досуг.
Чем больше науки, тем умнее руки.
(повторяются звуки «у», «ю»)
Стихи
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
(А.Пушкин. Руслан и Людмила)
Не гнутся высокие мачты,
На них флюгера не шумят.
И молча в открытое море
Чугунные пушки глядят.
(М.Лермонтов. Воздушный корабль)
Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли»
(Н.Некрасов. Несжатая полоса)
Ночью месяц, полон блеска,
Ходит тучи серебря.
Днем в окно тепло и резко
Светит солнце января.
(А.Фет. Весна на юге)
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
(А.Фет. Летний вечер тих и ясен)
Роль гимнастики в коррекционно-логопедической работе
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звука ми (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, трудной клетки.
Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики, надо знать, какие движения свойственны раз личным органам артикуляционного аппарата. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Особо следует выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. В зависимости от того, какая часть языка участвует в образовании согласных звуков, они делятся на переднеязычные (т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц), среднеязычный (й) и заднеязычные (к, г, х).
Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей степенью подвижности. Кончик языка может: опускаться за нижние зубы (как при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (как при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам (как при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках с, з, ц), подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым нёбом (как при звуках ш, ж, щ).
Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части она может только подниматься к твердому нёбу (как при звуке й и мягких согласных).
Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (как при звуках к, г) или же образовывать щель с нёбом (как при звуке х).
Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (как при звуках с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р), опускаться и пропускать струю воздуха вбок (как при звуке л). Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество гласного звука.
Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут: вытягиваться в трубочку (как при звуке у), округляться (как при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (как при звуках с, з, ц, л и др.), слегка выдвигаться вперед (как при звуках ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой (как при звуках п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при звуках ф, в).
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.
Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки м, м н, н ‘ Если мягкое нёбо поднято, то оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха тогда идет только через рот, и образуются ротовые звуки (все, кроме м, м’ н, н’).
Таким образом, при произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает опредёленное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Для выработки методики логопедической гимнастики важен учет особенностей возрастной моторики. Так, методика воспитания речевых движений у маленького, еще не говорящего ребенка строится по следующему принципу: работа звукопроизносительного аппарата развивается и упорядочивается путем воспитания ритмических движений на базе уже имеющихся у ребенка автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция. Эти неречевые движения, сформировавшиеся из безусловных реакций, превращаются в речевые, в условные.
Методические указания к проведению гимнастики
Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения ребенком переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма: отдельные движения ограничиваются определенной длительностью и прерываются паузами та кой же длительности согласно отбиваемому рукой такту. В таком роде ведется воспитание движений собственно звукопроизносиельных органов: губ, языка, мягкого нёба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц.
Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения . Упражнения подбирают, исходя из задачи добиться правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка. Для каждого ребенка комплекс упражнений составляется логопедом индивидуально.
Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.
Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.
Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.
Темп - это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, логопед регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным - быстрым или медленным.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо да-ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении ды - перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да-ды должно быть четким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.
Умение говорить четко, ясно, свободно выражать свои мысли – отличительное качество успешного оратора. Оратор без хорошей дикции похож на певца без голоса или художника без рук.
"Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа… Выпадение отдельных букв и слогов - то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо или другие подобного рода уродство. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане". К.С. Станиславский.
АРТИКУЛЯЦИЯ и АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ
Мы говорим и даже не задумываемся над тем, как это делаем. А между тем, произношение звуков – это сложный, двигательный акт, выполняемый артикуляционным аппаратом.
В ротовой полости располагаются активные органы артикуляционного аппарата – язык, губы, нижняя челюсть. И пассивные органы – верхняя челюсть, зубы, твердое небо.
К артикуляционному аппарату так же относятся глотка и гортань.
Работа органов артикуляционного аппарата, направленная на создание звуков нашей речи, называется артикуляцией.
Основа хорошей дикции – четкая артикуляция. И возможна она только при условии слаженной работы всех органов артикуляционного аппарата.
Наш организм – это совершенная система, в которой психические процессы тесно связаны с физиологическими. Именно поэтому, если мы испытываем повышенное волнение, то наше тело мгновенно реагирует на это.
Многим в ситуации публичного выступления приходится ощущать напряженность речевого аппарата, «онемение» языка, неподвижность нижней челюсти. Часто это проявляется в «смазанности» произносимых слов и «съедании» их части. Из-за этого картина публичного выступления теряет свою яркость, а оратор испытывает чувство неловкости.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Артикуляционная гимнастика – мощный инструмент, с помощью которого можно выработать целенаправленные и полноценные движения органов артикуляционного аппарата, закрепить эти навыки и сделать более прочными.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на развитие подвижности:
- нижней челюсти;
- языка.
Ошибочно мнение, что выполнять артикуляционные упражнения рекомендуется только детям, да и то тем, кто имеет речевые нарушения. Артикуляционная гимнастика полезна в любом возрасте и всем без ограничений. Если у вас есть дети, выполняйте ее вместе с детьми. Это прекрасный повод провести время с пользой не только для своего ребенка, но и для себя тоже.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
- Выполняйте артикуляционную гимнастику ежедневно в течение 10 – 15 минут.
- Выполняйте упражнения «на голодный желудок» или спустя полтора часа после приема пищи.
- Примите удобную позу сидя, тело не должно напрягаться.
- Перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется сделать самомассаж лица, шеи, губ.
- Первоначально используйте зрительный контроль при помощи зеркала для контроля правильности выполнения упражнений. Желательно, чтобы в зеркале отражалось ваше лицо полностью. Далее зрительный контроль можно устранить.
- Каждое упражнение рекомендуется выполнять по 5-6 раз в умеренном темпе – повтор до легкой усталости.
- Статические упражнения выполняются с удержанием артикуляционной позы в одном положении до 10-15 секунд.
- Следите за качеством выполнения упражнений. Движения должны быть точными, плавными.
- Соблюдайте последовательность работы – от простого к сложному.
Неоднократно в логопедической работе со взрослыми замечала, что выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом для многих становится настоящим испытанием. Происходит это по причине какого-то непонятного интуитивного осознания своей неполноценности. Ведь людям в 20-30-40 лет приходится делать то, что делают малыши. Не думайте о том, как вы выглядите, думайте о том, что вы получите в результате. Постарайтесь себе в зеркале понравиться и найдите в этой работе для себя плюсы.
Возможно, сначала при выполнении упражнений будет наблюдаться напряженность артикуляционных органов и легкие болезненные ощущения. Но поверьте, что при систематической работе напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и скоординированными. Хорошо разработанный аппарат позволит освободиться от скованности, зажимов и яснее выразить то, что вы хотите донести до своего слушателя.
ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!
Марина Корельская
Педагог, логопед, тренер, специалист по технике речи и публичным выступлениям
В первоначальной работе над дикцией никак не обойтись без преодоления мышечных зажимов. Зажим физический чаще всего является внешним признаком зажима психического. Напряженная психика говорящего мешает ему выявлять себя, тормозит работу подсознания, крайне важного в творческом процессе. Зажатый речевой аппарат мешает дикционной ясности и выразительности. Плотно сжатые челюсти, напряженная шея, неповоротливый язык и другие, природные или обретенные зажимы ведут к плохой дикции, неправильному произношению отдельных звуков, закрепощенности организма в целом.
В начале учащиеся многие упражнения делают довольно напряженно, чрезмерно усердствуя. Так, все упражнения для языка, губ и щек, т.е. из разряда артикуляционной гимнастики, на первом этапе выполняются с излишним напряжением мышц лица и шеи, подниманием бровей, надуванием щек. Это не должно пугать, хотя обращать на это внимание учащихся необходимо. Скорость выполнения упражнений сначала должна быть умеренной и расти постепенно, доходя до высокой. С течением времени естественная усталость, большая нагрузка снимем зажимы, приведет к освобождению от них и к нормализации речевого аппарата учащегося.
Упражнения артикуляционной гимнастики Упражнения для мышц плечевого пояса
Поднимание и опускание плеч. При поднимании – вдох через нос, при опускании – выдох через рот.
Поднимание и опускание плеч поочередно. При поднимании – вдох через нос, при опускании – выдох через рот.
Вращение плеч (руки опущены) спереди назад и обратно. При поднимании плеч - вдох через нос, при опускании - выдох через рот.
Разнообразные движения руками: в стороны, вверх, вращение, плавательные движения и т. п. При развертывании грудной клетки - вдох, при опадании - выдох с произнесением гласных звуков.
Упражнения для мышц шеи
1. Исходное положение - стоя или сидя, спина и шея прямые. 1. Повороты головы в стороны. При повороте - вдох носом, при возврате в исходное положение - выдох ртом.
2. Наклонить голову вперед-вниз (выдох носом), поднять в исходное положение и откинуть назад (плох ртом), вернуться в исходное положение (выдох ртом).
3. Повороты головы в стороны: налево (выдох носом), прямо (вдох ртом), направо (выдох носом), прямо (вдох ртом).
Движения 1, 2, 3 сначала выполняют без сопротивления, затем - с сопротивлением руки, упирая ее кистью или кулаком в соответствующую часть головы и противоположном движению направлении.
Вращение головы слева направо и наоборот. Вдох носом, выдох ртом на полном повороте.
Поднимание и опускание головы с сильным нажатием подбородка на кулаки обеих рук.
Ладони к ушам; наклоны головы и стороны с сопротивлением рук.
Опускание, запрокидывание, повороты головы с произнесением звуков а-э-и-о-у.
Круговые движения головой.
Круговые движения головой с произнесением на выдохе гласных звуков.
Гимнастика жевательно-артикуляторных мышц
1. Опускание и поднимание нижней челюсти (раскрывание и закрывание рта свободное и с преодолением сопротивления рук).
2. Челюсти в спокойном положении (счет «раз, два»). Движение нижней челюсти вперед на счет «три»:
а) без нажима на нижнюю челюсть языком;
б) с сильным нажимом - подталкиванием языком нижней челюсти при движении вперед.
При движении челюсти вперед - вдох через нос, при закрытии рта - выдох через рот с произнесением в конечный момент звука с или з.
3. Движение нижней челюсти вправо, дыхание через нос:
а) язык пассивен;
б) язык с силой упирается в челюсть, помогая движению.
4. Открывание рта с глубоким вдохом через рот (зевание).
5. Максимально частое открывание рта с произнесением звуков па-па-па.